Организованная социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность

II. Понятие социальной мобильности. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность.

Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в рамках стратификации общества, т. е. изменение их общественного положения, статуса. Люди перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда – группами, реже – целыми стратами и классами.

Согласно теории флуктуаций Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968), социальная мобильность – это перемещения индивидов внутри социаль­ного пространства, которое представляет некую вселенную, состоящую из народонаселения земли.

П.Сорокин выделяет три формы социальной стратифика­ции: экономическую, политическую и профессиональную.

Социальная стратификация – это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Совокупность групп, входящих в социальную вселенную, а также совокупность отношений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Подобно геометрическому пространству в социальном есть несколько осей измерения, главные среди которых вертикальная и горизонтальная.

Го­ризонтальная мобильность –переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне стратификации.

Вертикальная мобильность – переход из одной страты в другую, расположенных на разных уровнях иерархии. Существуют два типа такой мобильности: восходящая - продвижение по социальной лестнице вверх и нисходящая – ­перемещение вниз.

Основные характеристики социальной мобильности

1. Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей:

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происхо­дит именно так.

Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объем мобильности – это число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем ис­числяется количеством переместившихся индивидов, то он назы­вается абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то относительным и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности , определяет ко­личество перемещений по всем стратам вместе, а дифференциро­ванный – по отдельным стратам, слоям, классам. Например, в индустриальном обществе 2/3 населения мобильны – этот факт относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, ­к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется также как процент­ная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

2. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается также двумя показателями:

Первый – это коэффициент мобильности вы­хода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллиген­тами или крестьянами.

Второй коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев по­полняется тот или иной слой. Он обнаруживает со­циальное происхождение людей.

3. Критерии оценки мобильности

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:

Число и размер классов и статусных групп;

Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной ста­тус;

Распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они ис­пользуются для того, чтобы можно было отличить один тип стра­тификации от другого.

4. Классификация социальной мобильности

Различают главные и неглавные виды, типы, формы мобильности.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Можно классифицировать социальную мобильность по разным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность , когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.

Кроме них иногда выделяют организованную мобильность , когда перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, обществен­ные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (пере­селение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Существуют два основных вида социальной мобильности ­межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – верти­кальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Мобильность практически не происходит в демографической сфере: перемещение из одного возраста в другой не относится к явлению межпоколенной мобильности.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водо­проводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой со­циальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного по­коления к другому.

Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глу­бокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значи­тельной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоя­тельств, сопровождавших их рождение.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни не­сколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­тем начальником цеха, директором завода, министром машино­строительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а вто­рой - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – пе­ремещение из сферы физического труда в сферу умственного.

II.Горизонтальная мобильность.

Миграция, эмиграция, иммиграция.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подоб­ные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобиль­ностьподразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизи­тельно эквивалентными.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохра­нении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео­графическая мобильность превращается в миграцию . Если дере­венский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в го­род на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Миграция – это территориаль­ные перемещения. Они бывают сезонными , т. е. зависящими от времени года (туризм, лечение, учеба, сельхозработы), и маятни­ковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. По существу оба вида миграции являются времен­ными и возвратными. Миграция–перемещение населения внутри одной страны.

Вертикальная мобильность

С количественной точки зрения, считает П. Сорокин, следует разграничивать интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности . Под интенсивностью понимают вертикальную социальную дистанцию или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, которые индивид проходит в своем восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности П. Сорокин подразумевает индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное количество таких индивидов дает, согласно П. Сорокину, абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре населения страны, а пропорция таких индивидов ко всему населению - относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (например, в экономике), можно получить, по мнению П. Сорокина, совокупный показатель вертикальной экономической мобильности того или иного общества. То же можно сказать и о совокупности показателей политической и профессиональной вертикальной мобильности .

Общие принципы вертикальной мобильности

Общие принципы вертикальной мобильности П. Сорокин сводит к следующим .

  • 1. Никогда не существовало общества, социальные слои которого были бы абсолютно закрыты или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в трех ее основных аспектах - экономическом, политическом и профессиональном.
  • 2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления. Это означает, что внутри организованного и стратифицированного общества функционирует своеобразное "сито", "просеивающее" индивидов и позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот.
  • 3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяются от общества к обществу и от одного периода времени к другому, т. е. имеют колебательный характер. В истории социальных организмов усматриваются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов.
  • 4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности - экономической, политической и профессиональной - колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.
  • 5. В трех основных формах вертикальной мобильности нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это положение справедливо для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и для всей истории человечества. Речь в данном случае может идти лишь о "ненаправленных" колебаниях.
  • 6. По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Хотя демократические общества зачастую подвижнее автократичных, тем не менее, это правило имеет исключения.

Механизмы мобильности

Поскольку вертикальная мобильность наблюдается в любом обществе, а между слоями должны существовать некие пути, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз из одного слоя в другой, необходимо, согласно П. Сорокину, рассмотреть эти действующие каналы социальной циркуляции . Важнейшими из них П. Сорокин считает следующие: армию, церковь, школу, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия как канал социальной циркуляции играет особо важную роль в военное время, благодаря чему многие индивиды поднимались высоко по социальной лестнице, начав службу в армии с низших социальных слоев (Наполеон, Кромвель, Вашингтон и др.). В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды, постулирует П. Сорокин, роль ее значительно слабее, чем в военное время.

Церковь как канал вертикальной социальной циркуляции успешно выполняет эту функцию только тогда, считает П. Сорокин, когда возрастает ее социальная значимость. Например, христианская церковь переместила большое количество людей с низов до вершин общества (так, из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов) . Будучи каналом для восходящего движения, церковь (как и армия) была одновременно средством для нисходящего движения (например, еретики).

Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не принимали, во все века и во всех обществах были, по мнению П. Сорокина, средствами вертикальной социальной циркуляции. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома, поэтому социальное продвижение многих именитых людей современности осуществлялось благодаря "школьному механизму".

Политические организации начиная с правительства и заканчивая политическими партиями также играют роль социального "лифта" в вертикальной циркуляции. Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги, крестьянства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций благодаря чиновничьей и правительственной службе или политической деятельности. Если бы не этот канал, то многие выдающиеся политики и государственные деятели, считает П. Сорокин, вряд ли смогли бы достичь высокого социального положения.

Профессиональные организации (научные, литературные и др.), по мнению П. Сорокина, также играют существенную роль в вертикальном перемещении индивидов, поскольку вход в эти организации относительно свободен для всех, кто обнаружил соответствующие способности вне зависимости от их социального происхождения. Многие ученые, юристы, литераторы, врачи, скульпторы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.

Накопление богатств - один из наиболее простых и действенных способов социального продвижения, считает П. Сорокин. Преуспевающий предприниматель - крупнейший аристократ современного демократического общества. Если человек богат, то он находится на вершине социальной пирамиды независимо от своего происхождения, а зачастую и источника дохода.

Семья и брак (особенно с представителем другого социального статуса), согласно П. Сорокину, также могут привести одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации .

Сущность социальной мобильности

Ранее мы уже отмечали сложность, многоуровневость социальной системы. Теория социальной стратификации (смотри предыдущий раздел "Социальная стратификация ") призвана описать ранговую структуру общества, основные ее особенности и закономерности существования и развития, выполняемые ею социально значимые функции. Однако очевидно, что, единожды получив статус, человек далеко не всегда остается носителем этого статуса на протяжении всей жизни. Например, статус ребенка, рано или поздно, теряется, а на смену ему приходит целый набор статусов, связанных с взрослым состоянием.
Общество находится в постоянном движении, развитии. Меняется социальная структура, сменяются люди, выполняющие те или иные социальные роли, занимающие определенные статусные позиции. Соответственно в постоянном движении находятся и индивиды как основные элементы социальной структуры общества. Для описаний этого перемещения индивида по социальной структуре общества и существует теория социальной мобильности. Ее автором является Питирим Сорокин, который в 1927 году ввел в социологическую науку понятие социальная мобильность .

В самом общем смысле под социальной мобильностью понимается изменение статуса индивида или социальной группы, вследствие чего он (она) изменяет свое положение в социальной структуре, приобретает новые ролевые наборы, изменяет свои характеристики на основных шкалах стратификации. Сам П. Сорокин определил социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

В процессе социальной мобильности происходит постоянное перераспределение индивидов в рамках социальной структуры в соответствии с существующими в этой системе принципами социальной дифференциации. То есть та или иная социальная подсистема всегда имеет фиксированный или закрепленный в традиции набор требований, которые предъявляются к желающим стать акторами этой подсистемы. Соответственно, в идеале, в наибольшей степени преуспеет тот, кто в большей степени соответствует этим требованиям.

Например, обучение в вузе требует от молодых людей и девушек усвоения учебной программы, при этом основным критерием выступает эффективность этого усвоения, что проверяется во время зачетной и экзаменационной сессий. Тот, кто не удовлетворяет минимальному уровню требований к его знаниям, теряет возможность продолжать обучение. Тот же, кто успешнее остальных усваивает материал, повышает свои шансы на эффективное использование полученного образования (поступление в аспирантуру, приобщение к научной деятельности, высокооплачиваемая работа по специальности). Добросовестное выполнение своей социальной роли способствует изменению к лучшему социального положения. Таким образом, социальная система стимулирует желательные для нее виды индивидуальной и коллективной деятельности.

Типология социальной мобильности

В рамках современной социологии выделяют несколько типов и видов социальной мобильности, которые призваны дать возможность полного описания всей гаммы социальных перемещений. В первую очередь, выделяют два типа социальной мобильности - горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне. Например, смена места жительства, смена вероисповедания (в религиозно терпимых социальных системах).

Вертикальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации. То есть, при вертикальной мобильности происходит улучшение или ухудшение социального статуса. В связи с этим выделяют два подтипа вертикальной мобильности:
а) восходящая мобильность - перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа);
б) нисходящая мобильность - перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).

Вертикальная мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная мобильность имеет место, когда отдельный член общества изменяет свое социальное положение. Он покидает свою старую статусную нишу или страту и переходит в новое состояние. К факторам индивидуальной мобильности социологи относят социальное происхождение, уровень образования, физические и умственные способности, внешние данные, место жительства, выгодный брак, конкретные поступки, которые зачастую могут сводить на нет действие всех предыдущих факторов (например, уголовное преступление, геройский поступок).

Групповая мобильность особенно часто наблюдается в условиях изменения самой системы стратификации данного общества, когда изменяется социальная значимость больших социальных групп.

Можно также выделить организованную мобильность , когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали социальной структуры санкционируется государством или является целенаправленной государственной политикой. При этом такого рода акции могут осуществляться как с согласия людей (добровольные наборы строительных отрядов), так и без него (урезание прав и свобод, переселение этнических групп).

Кроме этого, большое значение имеет структурная мобильность . Она обуславливается структурными изменениями всей социальной системы. Например, индустриализация обусловила значительный рост потребности в дешевой рабочей силе, что, в свою очередь, привело к значительной перестройке всей социальной структуры, которая позволила рекрутировать эту самую рабочую силу. К причинам, могущим вызвать структурную мобильность, можно отнести смену экономической структуры, социальные революции, смену государственного строя или политического режима, иностранную оккупацию, нашествия, межгосударственные и гражданские военные конфликты.

Наконец, в социологии выделяют внутрипоколенную (внутригенерационную ) и межпоколенную (интергенерационную ) социальную мобильность. Внутрипоколенная мобильность описывает изменения статусного распределения в рамках определенной возрастной группы, «поколения», что позволяет отслеживать общую динамику включения или распределения данной группы в социальную систему. Например, очень важной может быть информация о том, какая часть современной украинской молодежи обучается или прошла обучение в ВУЗах, какая часть хотела бы пройти обучение. Такая информация позволяет проводить мониторинг многих актуальных социальных процессов. Зная общие особенности социальной мобильности в данном поколении, можно объективно оценить социальное развитие конкретного индивида или малой группы, входящих в это поколение. Путь социального развития, который проходит индивид за свою жизнь, называется социальной карьерой .

Межпоколенная мобильность характеризует изменения социального распределения в разнопоколенных группах. Такой анализ позволяет проводить мониторинг долгосрочных социальных процессов, устанавливать закономерности осуществления социальной карьеры в различных социальных группах и общностях. Например, какие социальные слои в наибольшей или наименьшей степени подвержены восходящей или нисходящей мобильности? Объективный ответ на такой вопрос позволяет раскрыть способы социального стимулирования в отдельных социальных группах, особенности социальной среды, обуславливающие стремление (или его отсутствие) к социальному росту.

Каналы социальной мобильности

Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность , то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.
В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована , большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.
В строгом смысле под каналом социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.
Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков- инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение- принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

В этой главе мы рассмотрим сущность, причины, типологию, механизмы, каналы социальной мобильности, а так- же факторы, влияющие на нее.

Классификация мобильности.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы„которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрнпоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно проложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус? (Попробуйте сначала разобраться в этом самостоятельно, а потом прочитайте главу до конца.)

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50 - 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры в доказательство данного тезиса.)

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества - экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограниченна в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а переход из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

Обратимся теперь к конкретным видам и типам мобильности.

ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г.н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3.4. Индивидуальная мобильность:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство объясняется тем, что обе страны - индустриально развитые державы, а различия объясняются своеобразием политического режима правления. Так, исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих и в США, и в России происходят из рабочих; и в США, и в России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

Подтверждается и другая закономерность: на социальную мобильность в обеих странах наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности служащих. Хотя второму могут помогать родители.

Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники - иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означает следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70 - 80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность - перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П.Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Так, поднимаются из рабочих в верхний - средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитания;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Вспомните других литературных персонажей, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)

Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться вверх сложнее, чем мужчинам. Часто они повышают свой социальный статус лишь благодаря вы- годному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, женщины такой ориентации выбирают те профессии, где вероятнее всего найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или места работы? Приведите примеры из жизни или литературы, когда замужество выступало в роли "социального лифта" для женщин незнатного происхождения.

В течение советского периода наше общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. В конце этого периода мобильность замедлилась, но в 90-е годы снова возросла.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира по темпам социальной мобильности.

Структурная мобильность

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация связана не только с межклассовыми, но и с внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале ХХ века преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы в развитых странах 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. таких осталось 20%.

По мере того, как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная

мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных обществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализации и от фабрики к офису - на поздних. Сегодня в развитых странах свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10 - 15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокращались вакансии рабочих специальностей и расширялись в сфере управления. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее, количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности для рядовых американцев высшего образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация завершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказаться на характере социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции - выходцев из рабочих и крестьян - составляет одну треть, а в бывших социалистических странах - три четверти. В странах типа Англии, давно прошедших стадии индустриализации, доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах эта доля очень высока и достигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два противоположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя - слой высших руководителей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных рабочих - слои, заполняющие самую престижную и самую не престижную сферы деятельности. (Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос "почему?")

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

10)Понятие соц контроля
Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

§ процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

§ процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;


11)Основная проблематика социологии рекламы
Главной
проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте. Это два аспекта одного и того же процесса. Первый аспект связан с пониманием того, как рекламные образы, создаваемые для продвижения товаров, услуг, идей влияют на само общество, как реклама меняет его культурные, нравственные устои; может ли реклама изменить общественную атмосферу или культурные парадигмы конкретного общества, или она призвана пропагандировать только то, что в обыденной жизни уже есть. Все эти вопросы, в их более широкой постановке – о роли коммуникативных институтов в общественной жизни, активно обсуждаются еще с начала ХХ-го столетия, когда средства массовой информации стали стремительно вторгаться в общественную жизнь. Нельзя сказать, что в настоящий момент эти вопросы нашли свое разрешение.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияния общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института. Почему, например, в условиях функционирования советской общественной системы реклама как общественный институт практически отсутствовала, а возникновение зачатков рыночного общественного механизма привело к институционированию рекламы? Что происходит с рекламой в условиях кризиса общественной системы? Каким содержанием наполняется рекламное пространство в период политической нестабильности?

То есть одна из главных проблем социологии рекламы связана с исследованием механизмов, закономерностей функционирования рекламы как общественного института, ее влияния на общество и обратного воздействия общества на рекламу .

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности. Например, как реклама влияет на семью и как семейный быт влияет на методы, средства распространения информации рекламного характера. Несомненный интерес вызывают проблемы влияния рекламы на воспитательные и образовательные институты общества. И, конечно, рекламистов очень интересует, как изменения в образовательной сфере отразятся на функционировании отдельных видов рекламной практики: реклама на телевидении, в прессе, на радио и т.д.

Особо в этом ряду стоит проблема влияния рекламы на средства массовой информации, поскольку именно средства массовой информации являются основными носителями рекламы. Как, например, повлияет на изменение рекламной практики возникновение интерактивного телевидения? Или функциональное слияние телевизора и компьютера?

Прогноз развития средств массовой информации как носителей рекламы очень важен, поскольку он позволяет прогнозировать развитие рекламного рынка, распределение и перераспределение финансовых потоков между различными субъектами рекламной индустрии.

Таким образом, прогнозирование изменений общественных институтов и влияние этих изменений на формы, способы, средства распространения рекламы выступает одной из главных проблем социологии рекламы.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы. Как известно, общество – это постоянно развивающийся социальный организм. Основной вектор развития задается отдельными постоянными общественными процессами. В частности, одним из таких существенных процессов выступает социальная мобильность. Реклама существенным образом меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.

Не менее важным выступает процесс лигитимации властных институтов общества. Во многом он связан с политической рекламой, умением специалистов в области политических технологий, используя механизмы и средства политического маркетинга, конституировать демократические институты общества.

Важно также здесь подчеркнуть необходимость анализа влияния рекламы на процесс интеграции и дезинтеграции общественной системы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама». Другими словами, речь идет о взаимосвязи рекламного воздействия и культуры конкретного общества, о влиянии культуры на рекламу и рекламы на культуру конкретного общества. В практическом смысле это значит: какова эффективность зарубежных рекламных спотов, которых на отечественном телевидении достаточно много? Не отторгаются ли они массовым сознанием, поскольку не учитывают национальную культуру и менталитет отечественных потребителей? Каким должно быть рекламное сообщение, рассчитанное на так называемого «нового русского» или домашнюю хозяйку, не обремененную тугим кошельком? В общем, проблемы менталитет и реклама, культура и реклама, национальные стереотипы и реклама составляют значительный блок вопросов, включенных в предметное поле социологии рекламы.

Если перевести все вышеотмеченные вопросы с достаточно высокого философского уровня на операциональный, связанный с практической деятельностью социолога, то можно сказать, что его при изучении рекламы как общественного института интересует: как реклама влияет на поведение людей, как реклама влияет на общественные настроения, как реклама влияет на интеграцию общественной жизни, как реклама влияет на социальную мобильность, как реклама влияет на лигитимацию власти, на какую систему символов опирается реклама, какие механизмы воздействия использует, с какой эффективностью.


12)Основная проблематика социологии и культуры

13)Основная проблематика социологии образования


Похожая информация.