Смешной случай из жизни. Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий» - Документ Какое влияние на современный рельеф оказал ледник

Вопрос: Помогите,пожалуйста,с практической работой!! объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. Составьте сравнительную характеристику рельефа,геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин,используя следующий план: где находиться территория; к какой тектонической структуре приурочена;породы какого возраста слагают территорию;средние,минимальные и максимальные высоты территории;причины их размещения;какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;какие формы рельефа созданы тем или иным процессом;их размещение;какие полезные ископаемые есть на данной территории;чем объяснить их нахождение именно здесь;какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа,а так же с тектоническим и геологическим строением;возможные меры борьбы с ними.

Помогите,пожалуйста,с практической работой!! объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. Составьте сравнительную характеристику рельефа,геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин,используя следующий план: где находиться территория; к какой тектонической структуре приурочена;породы какого возраста слагают территорию;средние,минимальные и максимальные высоты территории;причины их размещения;какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;какие формы рельефа созданы тем или иным процессом;их размещение;какие полезные ископаемые есть на данной территории;чем объяснить их нахождение именно здесь;какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа,а так же с тектоническим и геологическим строением;возможные меры борьбы с ними.

Ответы:

Русская равнина(Восточно-Европейская)а)Рельеф:Практически на всём протяжении преобладает полого-равнинный рельеф.б)Геологическое строение:Равнина находится на Западно-сибирской плите, чем и объясняется ее плоский рельеф.в)Полезные ископаемые:Железные руды.Западно-Сибирская равнинаа)Рельеф: Равнина обладает исключительно ровным рельефом с высотами не более 100 м над уровнем моря.б)Геологическое строение:В основании равнины лежит Западно-сибирская плита.в)Полезные ископаемые:Железная руда,никель,уголь,хромиты,бокситы,кобальт.

Похожие вопросы

  • составить 5-6 предложеий имеющие след. признаки утвердительное повествовательное невосклицательное простое двусоставное распространеное полное
  • Подбери и запиши 12 слов различных частей речи с корнем -раст- -ращ- -рос- используя различные приставки. Обозначь орфограмму. Спасибо большое если вы выполнили,да и если попытались.
  • Разложите квадратный трёхчлен на множители 5х в квадрате -11х+6
  • Помогите! Хвост рыбы весит 4 кг, голова весит, столько хвост и половина туловища, а туловище столько, столько голова и хвост Сколько весит вся рыба?
  • Установи закономерность в расположении следующих чисел и определи, какие числа должны находиться на месте вопроса. 10,3,6,7,? 1,?,5,4,9
  • 1) Даны точки A(2; -4; 6) и B(3; 0; 3). Под каким углом отрезок АВ видно сначала координат? 2)Какая геометрическая фигура не может быть основой правильной призмы? А) равносторонний треугольник Б)ромб В)квадрат Г)определить невозможно 3) Периметр основания правильной треугольной призмы = 12 см.Вычислите площадь боковой грани, если известно, что она представляет собой квадрат. А) 9см² Б) 16см² В) 48см² Г)24см² 4)В цилиндре высота и диагональ осевого сечения соответственно = 13см и 5см. Чему равен радиус основания цилиндра. А) 12см Б)8см В)6см Г)4см 5) Площадь основания правильной четырехугольной пирамиды = 50см ², боковое ребро - 13см. Найдите высоту пирамиды. А) 10см Б) 12см В)5см Г)5 \sqrt{2} 6)Высота конуса = 6см, длина окружности его основания - 16П см. Чему = образующая конуса? А) 10см Б)2 \sqrt{55} В) 12см Г) 8см 7) Вычислите радиус круга, если площадь сечения круга плоскостью, проходящей через центр круга, = 16П см А) 2см Б) 4см В)8см Г)12см

Подобный материал:

  • Тема урока Дата , 135.04kb.
  • Тема урока Практическая работа , 52.12kb.
  • Структура разломных зон земной коры по данным радоновой съемки (на примере Западного , 290.04kb.
  • Дидык Ольга Павловна гоу гимназия 45 г. Москва Класс: 6 Тема: Формирование рельефа. , 131.29kb.
  • Рабочая программа дисциплины прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых , 1039.44kb.
  • Самостоятельная работа 46 Вид итогового контроля Экзамен , 118.98kb.
  • Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений , 2400.34kb.
  • Н. И. Николаев глава XX комплексное изучение молодых движений земной коры , 442.36kb.
  • Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 25. 00. 14 Технология , 97.38kb.
  • Краткое содержание курса , 84.97kb.
Практическая работа №3.

Тема: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цели работы:

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

3. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

4. Объяснить выявленные закономерности.

­Последовательность выполнения работы

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от стpoe­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.


Формы рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

ВАРИАНТ 1

Восточно-Европейская равнина

Среднерусская возвышенность

Горы Хибины

ВАРИАНТ 2

Западно-Сибирская низменность

Кавказ

Уральские горы

ВАРИАНТ 3

Алтай

Саяны

Верхоянский хребет

ВАРИАНТ 4

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

1. По карте атласа «Тектоника И минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие ­ к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Практическая работа № 3

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».
Цели работы: установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры; проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности; по тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых; объяснить выявленные закономерности.

^ Ход работы

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.


Формы рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европейская равнина

Среднерусская возвышенность

Западно-Сибирская низменность

Кавказ

Уральские горы

Верхоянский хребет

Сихотэ-Алинь

3. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

4. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

5. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

6. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

7. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

^ Практическая работа № 4

Тема: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».
^ Цели работы: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
^ Ход работы


  1. Рассмотрите рисунок 31 на странице 59 в учебнике. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

  2. Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

  1. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

  2. Рассмотрите рисунок 35 на странице 64 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

  3. Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  4. Рассмотрите рисунок 36 на странице 65 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

  5. Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  6. Рассмотрите рисунок 37 на странице 66 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?

  7. Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Процессы, формирующие рельеф . Было бы ошибкой считать, что только формирование тектонических структур в далеком геологическом прошлом повлияло на облик современного рельефа. Как и все другие компоненты природы, рельеф постоянно меняется. Даже в таких стабильных областях земной коры, как платформы, происходит постоянное изменение форм поверхности.

Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы: внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры (их называют неотектоническими или новейшими), и внешние (экзогенные).

Новейшие тектонические движения земной коры могут проявляться как в горах, так и на равнинных платформенных участках. В областях древних складчатых сооружений, где земная кора утратила пластичность, сделалась жесткой и породы потеряли способность изгибаться в складки, под воздействием новейших тектонических двиясений образовались мощные разломы и сбросы. Они расчленили территорию на монолитные глыбы: одни из них поднялись в виде возрожденных высоких хребтов, другие опустились, образовав межгорные понижения. Новейшие поднятия происходят на Кавказе, причем амплитуда движений достигает нескольких сантиметров в год.

Экзогенные процессы, формирующие современный рельеф, связаны прежде всего с деятельностью текучих вод, в первую очередь рек и ледников, а также с особенностями климатических условий. Таков, например, рельеф, создающийся мерзлотными процессами.

Древнее оледенение на территории России . В четвертичный период из-за изменения климатических условий во многих районах Земли возникло несколько покровных оледенений. Самым крупным из них было так называемое Днепровское. Центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Отсюда лед распространялся на другие территории.

Рис. 23. Древнее оледенение

По рисунку 23 определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника?

При движении ледника на юг поверхность Земли сильно изменялась. Из центра оледенения вместе со льдом перемещались камни (валуны) и рыхлые отложения (песок, глины, щебень). На своем пути ледник сглаживал скалы, оставляя на них глубокие царапины. В южных районах с более теплым климатом ледник таял, откладывая принесенный с собой материал. Рыхлые глинистовалунные ледниковые отложения называют мореной. Моренный холмисто-грядовый рельеф преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины.

Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие - в более южных районах, где происходило таяние льда?

При таянии ледника образовались огромные массы воды, которые переносили и отлагали песчаный материал, выравнивая поверхность. Так создавались водно-ледниковые равнины по окраинам ледника. В северных районах талые ледниковые воды заполняли понижения, углубленные ледником в твердых кристаллических породах. Так образовались многочисленные озера на северо-западе Русской равнины.

Деятельность текучих вод . Поверхность суши постоянно подвергается воздействию текучих вод - рек, подземных вод, временных водотоков, связанных с атмосферными осадками. Особенно усиливается деятельность текучих вод в районах со значительными уклонами и большим количеством осадков. Поэтому во многих горных районах преобладает водно-эрозионный рельеф.

Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая ущелья, овраги, ложбины, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек, в предгорных районах и на отлогих склонах гор.

Рис. 24. Формы ледникового рельефа

Деятельность ветра . Там, где выпадает небольшое количество осадков, ведущую роль в изменении рельефа играет ветер. Деятельность ветра в европейской части России особенно проявляется в районах Прикаспийской низменности.

Там, где распространены пески, ветер создает эоловый рельеф с дюнами, как, например, на Куршской косе на побережье Балтийского моря в районе города Калининграда.

Деятельность человека . Еще академик В. И. Вернадский отмечал, что деятельность человека по добыче полезных ископаемых превратила его в серьезный рельефообразующий фактор.

Рис. 25. Антропогенные воздействия на рельеф

Так, при открытом способе добычи полезных ископаемых создаются огромные карьеры, котлованы, и вся местность приобретает жутковатый фантастический вид. Люди строят каналы, плотины, железнодорожные тоннели, перемещая огромные массы грунта. Все это приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для человека: образуются оползни и обвалы, затопляются большие участки плодородных земель и т. д.

Стихийные природные явления , происходящие в литосфере и приносящие большие бедствия людям, - это землетрясения и извержения вулканов, а также обвалы, оползни, лавины и грязе-каменные потоки.

В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стерт с лица земли поселок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что правительственная комиссия приняла решение о невозможности восстановления города на этом месте.

Рис. 26. Пояса землетрясений и вулканизма

По рисунку 26 определите сейсмоактивные районы нашей страны. Вспомните, какие по мощности землетрясения вызывают большие разрушения и опасны для жизни человека.

Большие неприятности приносят людям обвалы, осыпи, оползни, лавины. Все они происходят чаще всего в горных районах, когда под действием силы тяжести по горным склонам перемещаются обломки пород или массы снега.

Рис. 27. Строение оползня

Сели - бурные грязекаменные потоки. Чаще всего они возникают недалеко от конца ледника после сильных ливней или бурного снеготаяния, когда насыщенный влагой грунт со всевозрастающей скоростью начинает спускаться вниз по долине, захватывая с собой массу камней.

Оползни - это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. Образуются они при неглубоком залегании водоупорных пород или при чередовании водоносных и водоупорных слоев. Переувлажненные верхние пласты соскальзывают по водоупору, увлекая за собой все, что находится на поверхности. Оползневые процессы усиливаются при землетрясениях, выпадении обильных осадков.

Вопросы и задания

  1. Какие процессы, происходящие в паше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?
  2. Когда было древнее покровное оледенение? Покажите южную границу самого крупного оледенения.
  3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?
  4. В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких - деятельность ветра?
  5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?
  6. На контурной карте покажите районы нашей страны, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни.

Итоговые задания по теме

  1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?
  2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?
  3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.
  4. Практическая работа № 3 . Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

    Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план: где находится территория; к какой тектонической структуре приурочена; породы какого возраста слагают территорию; средние, минимальные и максимальные высоты территории; причины их размещения; какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа; какие формы рельефа созданы тем или иным процессом; их размещение; какие полезные ископаемые есть на данной территории; чем объяснить их нахождение именно здесь; какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а также с тектоническим и геологическим строением; возможные меры борьбы с ними.

  5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
  6. Дайте характеристику рельефа своей области (края, республики).

Практические работы

по географии

8 класс

Практическая работа №1

«Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

Цель: Дать характеристику географического положения России .

Оборудование: контурная карта России, физическая карта России, политико–административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

! Географическая широта

меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку.

Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги

параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.

Ход работы:

Задание 1. Вспомните план характеристики географического положения страны:

    Положение по отношению к экватору.

    Положение по отношению к нулевому меридиану.

    Положение на материке, части света.

    Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

    Соседние государства.

    Координаты крайних точек страны.

    Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Задание 2. Характеристика географического положения России.

    Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.

Таблица 1.

Площадь материков

Площадь, млн. кв. км.

Евразия

Африка

30,3

Северная Америка

24,2

Южная Америка

18,2

Антарктида

Австралия

Таблица 2.

Площади крупнейших государств мира

Площадь, млн. кв. км.

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59

2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.

3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.

4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.

5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.

Определите, с какими странами самая протяженная граница.

Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.

Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России .

6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты (Памятка № 2)

7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток.

Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.

8. Что такое «Российский сектор Арктики?

Задание 3. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.

Таблица 3.

Отрицательные черты географического положения России

Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

Задания по контурной карте: (памятка № 1)

1. Отметить на контурной карте государственную границу России.

2. Подписать пограничные государства.

3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю).

4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

Памятка №1.

Правила работы на контурной карте.

1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Географическое положение России»)

2. Все надписи выполни с начало карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь. Выполни чернилами соответствующего цвета.

Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям.

Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра.

3. Раскрашивают карту цветными карандашами.

4. По необходимости заполни легенду карты.


Памятка №2

Последовательность действий при определении географической широты объекта:

1. найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определи ее широту;

2. определить число градусов от этой параллели до объекта;

3. прибавить получившееся число к широте параллели.

4. определить в каком полушарии, северном или южном, находится объект.

Последовательность действий при определении географической долготы объекта:

1. найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;

2. определить количество градусов от этого меридиана до объекта;

3. прибавить получившееся число к долготе меридиана;

4. определить в каком полушарии, западном или восточном, находится объект.


Сравнение географического положения России и других стран.

Цель: Определить особенности географического положения России по сравнению с другими странами.

Оборудование: физ. карта России, политико–административная карта России, политическая карта мира.

Ход работы:

Задание 1. Сравните географическое положение России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая. (План характеристики географического положения смотри в практической работе № 1).

Сделайте вывод:

    С какой страной Россия имеет сходное географическое положение.

    Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.

Задание 2. Выделите особенности географического положения России по сравнению с другими странами мира. Работа с учебником страница 12.

Практическая работа №2

«Определение поясного времени для разных пунктов России». Россия на карте часовых поясов

Цель: Научиться определять поясное время.

Оборудование: Карта часовых поясов России

! Поясное время - это время в границах одного часового пояса.

Местное время - это время на одном меридиане.

Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

Летнее время - перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и

декретным временем.

Линия перемены дат - 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы

попадаем из одних суток в другие.

Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.

Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

В России 11 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.

Ход работы:

Задание 1.

1.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.

2.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

Задание 2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Омске поясное время равно 10 часов.

Последовательность выполнения этого задания:

    Определить долготу городов Омска и Якутска.

    Определить время в городе Якутске.

    Записать ответ

Задание 3. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов.

Практическая работа №3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.

! Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной

коры.

Плиты – это молодая платформа.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут

эффективно использоваться в хозяйстве.

Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах

нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Ход работы:

Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.

Найдите на тектонической карте платформы, плиты.

Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

Найдите на тектонической карте щиты.

Какие формы рельефа соответствуют щитам?

Определите области складчатости.

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.

Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы 4.

Таблица 4.

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Алданский щит

Выводы об установленной зависимости.

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

Практическая работа №4

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, распределение средних температур и количества осадков по территории страны».

Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.

Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация,

средние температуры января,

средние температуры июля,

годовое количество осадков,

испарение и испаряемость.

! Солнечная радиация - излучение солнцем тепла и света.

Суммарная радиация - общее количество солнечной энергии, достигающей

поверхности Земли.

Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при

данных атмосферных условиях.

Испарение - это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда,

растительности, почвы.

Коэффициент увлажнения - это отношение годовой суммы осадков к

испаряемости на этот же период.

К = О/ И.

К = 1 увлажнение достаточное

К > 1 увлажнение избыточное

К < 1 увлажнение недостаточное

Ход работы:

Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу 5.

Таблица 5.

Суммарная радиация,

ккал/см. кв.

Годовое количество осадков, мм

Испаряе-

мость, мм

Коэффициент

увлажнения

Увлажнение

Температура

Москва

Архангельск

Астрахань

Санкт-Петербург

Норильск

Якутск

Красноярск

Сделайте вывод:

В каком направлении изменяется температура в январе и июне.

От чего зависит распределение солнечной радиации.

В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины

неравномерного распределения осадков.

Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью

Практическая работа №5

«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Прогноз погоды».

Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.

Оборудование: синоптическая карта, диаграммы погоды.

! Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток

времени.

Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по

своим свойствам воздушные массы.

Задание 1. Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Урала, Центральной части Восточно – Европейской равнине по плану:

1. Температура воздуха.

3. Облачность, осадки.

4. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

Сделайте вывод:

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

Практическая работа №6

«Характеристика климата Западной Сибири». Типы климатов России

Цель: Определить влияние климата различных территорий страны на деятельность человека.

Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.

! Климат Деятельность человека

Количество тепла

Сельское хозяйство


Количество осадков

Способствуют развитию


Климатические курорты


Коэффициент увлажнения


Суровая зима

Сельскохозяйственные работы


затрудняют


Избыточная влага

Строительство


Большая засушливость

Освоение новых территорий


Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу 6.

Таблица 6.

Климатический пояс

Черты климата

Влияние климата на деятельность человека

способствует

затрудняет

Север Восточно – Европейской равнины

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Юг Восточно-Европейской равнинв

Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека.

Практическая работа №7

«Характеристика реки Волга». Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Цель: Составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Оборудование: климатические карты России, физическая карта России, климатограммы, карты атласа.

! Режим реки – закономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень,

паводок, ледостав, ледоход.

Типы водного режима рек: - реки с весенним половодьем;

Реки с летним половодьем;

Реки с паводковым режимом.

Межень - самый низкий уровень воды в реке.

Половодье – наиболее высокий уровень воды в реке.

Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.

Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине.

У = П: Дл . (единица измерения см/км)

Падение реки – превышение истока реки над устьем.

П = И-У (единица измерения м)

Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.

Задание 1. Дайте развернутую характеристику реки по плану:

1. Название реки.

2. Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну, какого океана принадлежит.

Реки России относятся к бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутреннего стока (реки, впадающие в озера).

4. Источник питания.

Для ответа необходимо открыть климатическую карту и климатограмму, определить время выпадения максимального количества осадков.

5. Тип водного режима.

Смотри питание рек.

6. Падение и уклон реки.

7. Годовой сток.

Определяется по карте годового стока рек.

8. Характеристика течения.

Характер течения определяется по физической карте, необходимо определить формы рельефа (равнина или горы). По характеру течения реки бывают равнинные течение спокойное и плавное или горные течение бурное и быстрое .

9. Хозяйственное использование реки и ее охрана.

Реки используются как транспортные магистрали, в промышленности и сельском хозяйстве, для орошения, в быту, гидроресурсы, источник пресной воды. Ловля рыбы, лесосплав. Подбери значение по отношению к твоей реке.

Практическая работа №8

"Закономерности размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений". Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Цель: Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: физическая карта России.

! Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.

Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном

углублении.

Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой

растительностью.

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не

оттаивающий в течение долгого времени.

Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными

пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при

интенсивном снеготаянии.

Ход работы:

Задание 1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

Воды суши:

    Реки Озера Болота Ледники Многолетняя мерзлота Подземные воды

Опасные природные явления:

    Наводнения Засухи Ливни Снегопады Сели Лавины Наледи Гололед Оползни

Районы распространения:

    Районы Кавказа

    Реки Северного стока

    Горы Южной Сибири

    Реки Дальнего Востока

    Западно-Сибирская равнина

    Северо-запад Русской равнины

    Бассейн Амура

    Васюганье

    Алтай

    Восточная Сибирь

    Камчатка

    Северный Урал

Данные занесите в таблицу 7

Таблица 7.

Опасные природные явления

Районы распространения

Сделайте вывод:

Задание 2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Практическая работа №9

" Прогнозирование изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения природного комплекса".

Цель: Доказать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы.

Оборудование: карты атласа.

! Компоненты природы : растения, животные, климат, воды, рельеф, полезные

ископаемые, человек, почвы,

Природный комплекс - это участок земной поверхности, который отличается

особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

Уровни природных комплексов: локальные, региональные, глобальные.

Изменения природного комплекса локального уровня связаны с изменением местного

уровня (с отдельными элементами рельефа).

Изменения природного комплекса регионального уровня связаны с тектоническими

движениями, солнечной радиацией.

Изменения природного комплекса глобального уровня связаны с

взаимопроникновением оболочек Земли.

Все природные комплексы изменяются под влиянием деятельности человека.

Ход работы:

Задание 1. Составьте прогноз изменения растительного и животного мира при изменении компонентов природы. Заполните таблицу 9.

Таблица 9.

Характеристика компонентов природы

Начальное состояние растительного и животного мира

Изменение других компонентов природы

Состояние растительного и животного мира

после изменения

Сделайте вывод о зависимости растительного и животного мира от других компонентов природы.

Практическая работа №10 «Характеристика природной зоны».

Цель: Установить взаимосвязь компонентов природы в различных природных зонах.

Оборудование: карты атласа.

! Природная зона

РЕЛЬЕФ

(высота над уровнем моря)

Задание 1. Используя карты атласа установите взаимосвязь компонентов природы в разных природных зонах. Результаты работы зафиксируйте в форме схемы 2.

Схема 2.

Пример: Зависимость между компонентами природы в зоне тундры

Географическое положение:

вдоль побережья Северного Ледовитого океана

Климат:

субарктический – суровая зима, долгая и холодная (-32 С), короткое лето (+ 4 С на севере, + 10 С на юге); осадков мало (200 – 300 мм в год), но увлажнение избыточное (К больше 1, 5)

Практическая работа № 11

«Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».

Цель: Выявление основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства на территории России. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в таблице.

Ход работы:

1. Используя карты атласа, определите специализацию сельского хозяйства зоны тундр; тайги и смешанных лесов; широколиственных лесов и лесостепей; степей; полупустынь и пустынь. Результаты оформите в виде таблицы.

Районы

выращивания

Зерновые

культуры

Технические

культуры

Животноводство

Тундра

Оленеводство.

Тайга и смешанные

леса.

Рожь, ячмень.

Лен, картофель.

Молочное скотоводство,

Свиноводство.

Широколиственные

леса и лесостепи.

Пшеница, ячмень, овес, просо.

Сахарная свекла.

Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Степи.

Пшеница, кукуруза, гречиха.

Подсолнечник, сахарная свекла, горчица.

Мясное скотоводство,

свиноводство, птицеводство, коневодство.

Полупустыни и пустыни.

Ячмень, пшеница.

Овцеводство.

Вывод: специализация с/х (как растениеводства, так и животноводства) зависит от климата. Так в условиях умеренного пояса, при достаточном увлажнении на нечерноземных малоплодородных почвах растениеводство специализируется на выращивании холодостойких, неприхотливых культур: зерновых (рожь, ячмень), из технических – лен, картофель. В зоне лесостепи и степи выращиваются культуры более требовательные к плодородию почвы – кукуруза, просо, пшеница и гречиха. Такая же зависимость прослеживается и в специализации животноводства, которое сильно зависит от кормовой базы. В условиях скудной кормовой базы выделяются такие направления: оленеводство (тундра), овцеводство (пустыни и полупустыни), скотоводство мясного направления, свиноводство (неприхотливость, потребление отходов переработки технических культур – подсолнечника, сахарной свеклы). В условиях хорошей кормовой – скотоводство молочного направления (на сочных травах).

Дополнительный материал для учителя:

Зерно является главным продуктом сельского хозяйства. Из зерна производят полезные пищевые продукты: муку, хлебные изделия. Зерно необходимо для хорошего развития птицеводства, что объединено с увеличением производства мяса а также остальных продуктов питания.

Зерновые культуры служат ресурсом для производства патоки а также спирта.

Глобальное увеличение производства зерна - ключевая задача сельского хозяйства. Наряду с увеличением производства зерна значительное внимание уделяется на улучшение качества зерновых культур, а также в первую очередь на расширение производства сильных пшениц, а также важнейших крупяных зерновых культур.

Для удачного решения этих задач необходимо улучшать применение агротехники, больше внедрять высокоурожайные гибриды, улучшать структуру посевных площадей. Огромное место придается кроме того качественному использованию удобрений. Выращиваемые зерновые культуры относят к таким ботаническим семействам как гречишные а также бобовые.

Пищевая ценность зерна определяется усвояемостью компонентов, образующих их, а также колеблется в зависимости от многих факторов. Зерновые культуры, которые относятся к разнообразным видам, отличаются не сугубо отношением питательных компонентов, но и их свойствами.