Что означает социальная группа. Разновидности социальных групп

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

Состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.

Люди вступают в группы по ряду причин. Группа выступает:
как средство биологического выживания;
как средство социализации и формирования психики человека (одна из основных функций группы - функция социализации);
как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);
как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);
как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги (поддерживающая функция группы);
как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации человека (нормативная функция группы);
как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей (сравнительная функция группы) я как средство информационного, материального и прочего обмена. «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями» (П. Сорокин).

Выделяют несколько разновидностей групп:
1) условные и реальные;
2) постоянные и временные;
3) большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Взаимодействие - активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

Совместная деятельность подразумевает наличке постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:
1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
2) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности «цементируют» группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

Предусмотрено наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности и т. д. (рис. 9).

Группе присущи следующие общие закономерности:
1) группа неизбежно будет структурироваться;
2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);
3) флуктуация - изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:
1) группы членства;
2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:
1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов;
2) нормативную функцию, т. к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп (табл. 5).

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера.

Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Следовательно можно выделить одно - и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности - тотальная интеракция, так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти - это смешанный тип направления взаимодействия.

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

Неорганизованные интеракции - когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделяет следующие разновидности социального взаимодействия:
- организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;
- организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;
- организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично - добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

«Большинство организованных социально-интерактивных систем, от семьи до церкви и государства, - отмечает Сорокин, - принадлежит к типу организованно-смешанных. А также могут быть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций».

В длительно существующих организованных группах Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы); договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоис-тична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий: частично договорные, семейные, принудительные.

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают 3 процесса - взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.

В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:
- односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический или научный союз);
- многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы.

Итак, пирамидальная группа является:
а) системой закрытого типа;
б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
в) информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);
г) каждый человек знает свое жесткое место;
д) в группе ценятся традиции;
е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопределенности, типичны для новых коммерческих структур.

Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, vcиливaeтcя неформальное общение людей.

Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:
- пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;
- случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;
- открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;
- синхронная - ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему. Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7+2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 , и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию. Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли. Это:
1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
2) генератор идей, стремящийся дскопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;
3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;
5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;
6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;
7) работяга, не стремящийся занять ни чье место;
8) шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.2. Социальные группы

3.2. Социальные группы

Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Отличия социальных групп от массовых общностей: устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; относительно высокая степень сплоченности; отчетливо выраженная однородность состава, т. е. наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.

Основные критерии выделения социальных групп и общностей: по демографическому критерию (пол, возраст, родство и брак); по этническому (представители племени, народности или нации); по расовому (представители европеоидной, негроидной или монголоидной расы); по поселенческому и территориальному; по профессиональному; по образовательному; по конфессиональному; по социально-классовому; по политическому.

Классификация социальных групп

1. По способу образования: стихийно возникшие (неофициальные); специально организованные (официальные); реальные; условные.

2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов: малые; средние; большие; контактные (первичные); дистанционные (вторичные).

3. По характеру совместной деятельности: практические (совместная трудовая деятельность); гностические (совместная исследовательская деятельность); эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей); гедонические (досуговые, развлекательно-игровые); непосредственно коммуникативные; идеологические; общественно-политические.

4. По личностной значимости: референтные; элитарные.

5. По социальной значимости: социально положительные; асоциальные – социально деструктивные; антисоциальные – криминальные, преступные.

Разновидности социальных групп

1. В зависимости от характера взаимодействия – первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т. д.).

Вторичная группа – более многочисленная группа, в которой взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется умению членов группы выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т. д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа – обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т. д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т. д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов:

Ингруппа – это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т. д.).

Аутгруппа – это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т. д.).

Референтная группа – это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Референтная группа в системе отношений «личность – общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа – это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Характерные черты малой группы: малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и длительность существования; высокая степень совпадения групповых целей, ценностей, норм и образцов поведения; интенсивность межличностных отношений; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность в группе; наличие в группе организующего начала (лидер, руководитель; функция руководства может быть распределена между членами группы); разделение и дифференциация персональных ролей; наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т. д.

Виды и характеристика больших социальных групп

* Целевые социальные группы создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов – получение образования);

* Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос – совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

* Общество – самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Коллектив – это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели. Характерные черты коллектива: сочетание интересов индивида и общества; общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции: предметную – решение той задачи, ради которой он создается; социально-воспитательную – сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков:

Реальные группы – группы, выделяемые по социально значимым критериям: пол, возраст, доход, национальность, семейное положение, профессия (род занятий), место жительства.

Номинальные (условные) группы выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения.

Квазигруппа – неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер. Основными видами квазигрупп являются: аудитория (социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию; неоднородность данного социального образования обусловлена различием личностных качеств, культурных ценностей и норм входящих в него людей); толпа (временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния); социальные круги (контактные; профессиональные; статусные; дружеские).

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ).

Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры.

Функции социальной группы: место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам; инструментальная определяет место и формы работы; социальная – ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Альтернативная культура. Энциклопедия автора Десятерик Дмитрий

Социальные Центры СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ («centro sociale») - сеть неофициальных центров социальной помощи в Италии, созданная и поддерживаемая леворадикальными молодежными организациями. Возникла в 1980-х годах путем трансформации сквоттерского движения. Собственно, большая

Из книги Теория организации: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ПРИЗНАКИ И ТИПЫ Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Скрепляющим фактором для социальной группы является

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Социальные взаимодействия представляют собой действия личности, группы, общности, выполняемые в отношении к другим субъектам. Поэтому между ними возникают отношения и связи. Эти связи становятся устойчивыми и длительными, если касаются

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

33. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ Исходным субъектом социальной жизни является личность, а исходным субъектом политической жизни – гражданин. Гражданином считается любой член общества, обладающий гражданством. Гражданство – это

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

40. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Социальные организации – это искусственно созданные социальные общества, которые могут считаться также разновидностью социальных институтов. Они устроены на основе иерархической структуры Элементы в структуре

Из книги Энциклопедия юриста автора

Социальные отношения Ребенок по-настоящему развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Среди них братья и сестры, прочие родственники и детвора, с которой ему приходится сталкиваться вне семьи - у нянечки, в яслях или на детской площадке.Даже будучи

Из книги Странности нашей эволюции автора Харрисон Кит

Социальные службы СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Социальные факторы Распространено мнение, что поскольку человек – животное общественное, то наша социальная организация действует как своего рода препятствие для дальнейшей физической эволюции, потому что естественному отбору сложнее отбирать индивидов по каким-то

Из книги Социальные сети без страха для тех, кому за... автора Виннер Марина

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Глава 4 Социальные сети Что такое социальная сеть Как, вы еще не зарегистрированы на Odnoklassniki.ru? И у вас нет страницы Vkontakte.ru? Это просто невозможно! Все ваши знакомые уже давно там - общаются, делятся новыми фотографиями и последними новостями, разыскивают потерянного

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие

Из книги автора

3. Социальные отношения 3.1. Социальная стратификация и мобильность Под социальной стратификацией (понятие введено социологом П. А. Сорокиным) понимается наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным

Из книги автора

3.2. Социальные группы Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Т. Гоббс первым

Социальная группа (общность) представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, которая характеризуется целостностью и выступает как самостоятельный субъект социального и исторического действия.

Появление различных социальных групп в первую очередь связано с такими явлениями, как общественное разделение труда и специализация деятельности, а во вторую - с исторически сложившимися условиями быта, и

Итак, ту или иную совокупность людей можно считать социальной группой, если ее участники обладают:

1. Сходством условий жизнедеятельности.

2. Наличием совместно осуществляемой деятельности.

3. Общностью потребностей.

4. Собственной культурой.

5. Самопричислением себя к данной общности.

Социальные группы и их виды и формы отличает необычайное разнообразие. Так, они могут варьироваться и по количественному составу (малочисленные и многочисленные), и по продолжительности своего существования (кратковременные - от нескольких минут, и устойчивые, существующие тысячелетиями), и по степени связи между участниками (устойчивые и случайные, аморфные образования).

Виды социальных групп в зависимости от численности

1. Малые. Они характеризуются небольшим количеством участников (от 2 до 30 человек), которые отлично друг с другом знакомы и заняты каким-то общим делом. Взаимоотношения в такой группе прямые. Сюда относятся такие виды элементарных ячеек общества, как семья, компания друзей, школьный класс, экипаж самолета и т.п.

2. Большие. Они представляют собой многочисленные совокупности людей, которые занимают в общественной структуре одинаковое положение и имеют в связи с этим общие интересы. Виды больших социальных групп: страта, класс, нация и т.п. При этом связи в таких совокупностях все чаще непрямые, поскольку численность их огромна.

Виды социальных групп в зависимости от характера взаимодействия

1. Первичные, в которых взаимодействие участников друг с другом носит межличностный, непосредственный, подразумевающий поддержку группа сверстников, друзей, соседей по подъезду.

2. Вторичные, взаимодействие в которых обусловлено достижением общей цели и носит формальный характер. Примеры: профсоюзы, производственные партии.

Виды социальных групп в зависимости от факта существования

1. Номинальные, представляющие собой искусственно сконструированные совокупности людей, которые специально выделяются для Примеры: пассажиры пригородных электричек, покупатели определенной марки стирального порошка.

2. Реальные группы, критерием существования которых являются реальные признаки (доход, пол, возраст, профессия, национальность, место жительства). Примеры: женщины, мужчины, дети, русские, горожане, учителя, врачи.

Виды социальных групп в зависимости от способа организации

1. Формальные группы, которые создаются и существуют только в рамках признанных официально организаций. Примеры: класс в школе, футбольный клуб «Динамо».

2. Неформальные, обычно возникающие и существующие на основе личных интересов участников, которые либо совпадают, либо расходятся с целями формальных групп. Примеры: кружок любителей поэзии, клуб поклонников бардовской песни.

Помимо такого понятия, как социальная группа, существуют и так называемые "квазигруппы". Они представляют собой неустойчивые неформальные совокупности людей, имеющих, как правило, неопределенные структуру, нормы и ценности. Примеры: аудитория (концертный зал, театральное представление), фан-клубы, толпа (митинг, флешмоб).

Таким образом, можно сказать, что подлинными субъектами отношений в обществе являются не реальные люди, отдельные индивиды, а совокупность различных социальных групп, которые друг с другом взаимодействуют и чьи цели и интересы между собой, так или иначе, пересекаются.

Социальная группа — общность людей, объединенных общими интересами и целями, нормами поведения и ценностями; отличается дифференцированностью внутригрупповых функций, ролей, иерархией межличностных отношений и определенной мерой внутригрупповой сплоченности. Общие интересы социальной группы конкретизируются системой групповых целей, формируется групповой образ жизнедеятельности членов группы, возникает специализация групповой деятельности с соответствующей структурой совместно разделенного труда, которая и определяет численность группы. По численному составу социальная группа подразделяются на , средние и .

Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности — идеология общества. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы , обладая некоторыми признаками больших, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа — группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы — исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу .

Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросреда — совокупность различных малых групп. Они — один из основных факторов формирования поведения человека — как социально-адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований (девиантного).

В западной социальной психологии группы делятся на социетальные, социальные и первичные:

  • к социетальным группам относятся глобальные макросоциальные общности с собственным самосознанием;
  • к социальным группам относятся основные страты (слои) данного общества, а также территориальные, профессиональные, производственные, конфессиональные и тому подобные общности;
  • к первичным группам относятся малые группы (микрогруппы, которые отличаются непосредственными контактами ее членов, — семья, трудовые, спортивные и игровые коллективы, группы по интересам и др.).

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Здесь взаимодействие членов стихийно и определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия. Личность входит в различные формальные и неформальные группы — рабочий коллектив, общественную организацию, круг друзей и т. п.

Группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные, — референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная группа. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позиции своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.

Социально-положительные группы оказывают мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы, уже с рождения ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальной группе реализуются различные способности индивида. Здесь он узнает себе цену, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида. Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности, в которых человек деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает происходить по эталонам эрзацкультуры.

Социальную группу могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально-ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения), асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.), и антисоциальной — преступные группы.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определен порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Рис. 1. Внутригрупповые отношения, характерные для социальной группы.

В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенную позицию по отношению к другим членам группы (рис. 1). Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения.

Социально-психологическая организация социальной группы.

Возникновение социальной группы (группообразование ) связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ее ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов группового поведения — явления социально-психологические.

К механизмам функционирования группы относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения), образование функционально-ролевой структуры группы, групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью, обеспечивающей устойчивость группы.

В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию — одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту — похвала, насмешка) и организованные , формальные (награда, штраф, приговор и т. п.).

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией. Различаются формальная групповая дифференциация (директор завода — начальники цехов, участков — бригадиры — рабочие) и неформальная, которая определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. (Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.)

Каждый член группы занимает в ней определенное положение — имеет определенный групповой статус , определяемый его социальной ролью.

Социальная роль — общественно-санкционированные способы реализации социальной функции (роль учителя, врача, следователя и т. п.).

Различают три типа социальных ролей:

  1. институциональные — закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата парламента, директора предприятия);
  2. конвенциональные — роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери и т. п.);
  3. межличностные — роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или неавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, то есть отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг . Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано. В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли в значительной мере определяют стиль поведения личности.

Социальная адаптация личности в малой группе может быть основана на различных ее позициях:

  • полном некритическом признании норм группы под влиянием внушения;
  • подчинении нормам группы при сохранении своих позиций, не соответствующих этим нормам (конформность );
  • терпимых взаимоотношениях группы и личности на основе взаимных уступок (аккомодация );
  • подчинении нормам группы на основе слияния личных и групповых позиций (ассимиляция ).

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности , то есть то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно. Групповые нормы подразделяются на регулятивные , оценочные , санкционирующие и стабилизирующие . Регулятивные нормы — стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов.

Групповые нормы разделяются также по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными ценностями, называется коллективом . Чем более социально развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. Снижение же группы до уровня корпорации (см. «Социальная общность «) ведет к социальной дестабилизации ее членов, конфликтным взаимоотношениям между ними.

На поведение членов группы влияет ее величина и композиция, то есть своеобразие ее индивидуального состава. Группы с приблизительно однородным личностным составом называются гомогенными ; с разнородным составом — гетерогенными .

Рис. 2. Типы групп с различной коммуникационной организацией.

По разновидности способов групповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. (рис. 2).

Группы с централизованными каналами коммуникации отличаются тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, то есть при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Тем не менее при ее цепном варианте общение крайних ее членов ограничено (например, в условиях конвейерной работы). При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером . Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но лидер не всегда — официальный руководитель. Лидер — человек, проявляющий необходимые качества в определенных ситуациях. В разных ситуациях могут выдвигаться различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть таковым и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя.

Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров : лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.

В отличие от ситуативного лидера руководитель призван решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат работы, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать ее действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения (подробнее см. «Руководитель социальной группы «.)

Основные особенности коллектива

  1. ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью;
  2. товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон жизнедеятельности коллектива;
  3. каждый член коллектива видит перспективы его движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии;
  4. положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и Превращается в традиции;
  5. личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Социальные группы в своем развитии проходит несколько стадий :

  • на первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность;
  • на второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями; требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив;
  • на высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования, осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Личность неизменно включена в систему социально-психологических связей (рис. 3).

Рис. 3. Личность в системе социально-психологических связей.

Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психология межгрупповых отношений . При этом возникает феномен межгруппового восприятия , межгрупповых взаимооценок . Характеристики группы переносятся на всех ее членов. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппового фаворитизма , а если достоинства чужой группы принижаются — эффект межгрупповой дискриминации .

Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, возрастает внутригрупповая конфликтность. Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании — социальной организации.)

Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы — групповое сознание . Однако групповое сознание социально неразвитых групп отличается несистематизированностью, обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия . Групповое сознание может складываться как в результате систематического целенаправленного воздействия политических учреждений, средств массовой информации, так и стихийно, на основе практического жизненного опыта, обычаев и традиций.

Человек осмысливает мир для того, чтобы находиться в согласии с ним. У каждого из нас есть собственный «здравый смысл», своя система отсчета целесообразности поведенческих актов. Люди со слабыми позициями легко попадают под чары сомнительных доктрин, гипнотизируются утопическими мифами. Им непременно нужен указатель азимута их пути. Животные, благодаря инстинктам, не знают этих проблем. Человек же способен идти в разных направлениях, поэтому многие люди превыше всего ценят «правильные» маяки, «верные» учения.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.