Методы и приемы активизации. Современные методы и приемы активизации учебного процесса

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

  • 1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учщиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
  • 2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

  • - текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
  • - нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

  • 2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
  • 1) Карточка с вопросами для размышлений.
  • 2) Карточка с расчетной задачей.
  • 3) Карточка с заданием выполнить рисунок.
  • 3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
  • 1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

  • - выдвижение проблемного вопроса,
  • - создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
  • - создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
  • - демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным учащимся.

А аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

  • 1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
    • а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
    • б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
    • в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
    • г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
  • 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
  • а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
  • б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
  • в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
  • 3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

  • 1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
  • 2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
  • 3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
  • 5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.


Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра социальной работы

Доклад на тему: «Активизация обучения. Методы и формы.»

                    Выполнила:
                    студентка 3 курса, гр. 3052
                    Васильева К.М.
                    Руководитель:
                    Прислонов Н.Н.
Дубна, 2011

Введение

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы
выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем
способ преподавания удобнее для учителя, тем он не
удобнее для учеников. Только тот образ преподавания
верен, которым довольны ученики»
Л. Н. Толстой

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее-мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки.
Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно, определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Как и многие педагоги, нужно искать разные способы привлечения учащихся к активной деятельности, используем разнообразные формы объяснения нового материала и закрепления пройденного.

Активизация обучения. Методы и формы.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, студентов – одна из острейших проблем, над решением которой работает психолого-педагогическая, методическая науки и национальная школа. В ней, как в фокусе, пересекаются социальные, психолого-педагогические и методологические проблемы современной школы. Вышеуказанное подтверждает актуальность научно-педагогического и методического обоснования вопросов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования . Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации. Большой вклад в развитие данной проблемы внесли Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов, А. Маслоу, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.С. Панина, А.М. Смолкин и др. Вместе с тем в существующих работах практически отсутствует обобщающие материалы относительно вопроса активизации обучения как педагогической проблемы.
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения». 1 Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г.И. Щукина выделяет:
    репродуктивно-подражательный уровень активности;
    поисково-исполнительский уровень активности;
    творческий уровень активности.
Это соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности:
    воспроизводящий (характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу);
    интерпретирующий (предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях);
    творческий (предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем).
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили свою классификацию методов обучения, причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает:
      объяснительно-иллюстративный метод,
      репродуктивный метод,
      проблемное изложение,
      частично-поисковый (эвристический) метод,
      исследовательский метод. 2
Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся» 3 .
Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:
      познавательный и профессиональный интерес;
      творческий характер учебно-познавательной деятельности;
      состязательность;
      игровой характер проведения занятий;
      эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.
Третий подход связывает источники активности с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:
      проблемность,
      взаимообучение,
      исследование,
      индивидуализацию и самообучение,
      механизм самоконтроля и саморегулирования;
      создание условий «для новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу…);
      вооружение учащихся новыми и более эффективными средствами «для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями»; интенсификацию умственной работы учащегося «за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой».
Ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, М. Новик, С.Д. Смирнов, А.М. Смолкин, Л. Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними «…те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе». 4 «К таким методам В.Я. Ляудис, Б.Ц. Бадмаев относят:
    методы программированного обучения;
    методы проблемного обучения;
    методы интерактивного (коммуникативного) обучения». 5
Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения (В.Б. Гаргай, Е.В. Коротаева, М. В. Кларин и др.). Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства. Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
    принцип самостоятельной активности учащихся;
    принцип осознанности познания;
    принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
    Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
    Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
    Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
    Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
    Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
    Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
    Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
    Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
    Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
    Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
    Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
    Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
    Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
    Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
    Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
    Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
    Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
    Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
    Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:
    организация учебной деятельности учащихся чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения;
    изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;
    усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих учащихся на эмоциональный путь усвоения знаний;
    и т.д.................

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся.

Каким же образом активизировать учащихся на уроке?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • Готовность выполнять учебные задания;
  • Стремление к самостоятельной деятельности;
  • Сознательность при выполнении заданий;
  • Систематичность обучения;
  • Стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся, это самостоятельность.

Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные .

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

  • Отстаивают своё мнение;
  • Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • Задают вопросы друг другу и учителю;
  • Анализируют ответы друг друга;
  • Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
  • Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
  • Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
  • Находят несколько вариантов решения проблемы;
  • Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
  • Нахождение “ошибкоопасных мест”.

Выделяются уровни познавательной активности:

Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.

Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности , например:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

Словесные методы

  1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
  2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
  3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
  4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Наглядные методы

Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод.

Наша школа является краевой экспериментальной площадкой

Учащийся на занятии по психологии может быть активен или пассивен. Это зависит от многих факторов. Если он не выспался или устал, уровень его активности будет низким. В то же время познавательная деятельность учащихся на занятиях может быть более или менее активная в зависимости от используемых преподавателем методов обучения. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы более чем другие предрасполагают к пассивности в изучении учебного материала, однако даже они при определенной методике могут активизировать процесс познания.

Выделяют три уровня активности:

  • 1) активность воспроизведения, характеризующаяся стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;
  • 2) активность интерпретации, характеризующаяся стремлением учащегося постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
  • 3) творческая активность, характеризующаяся стремлением учащегося к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Все эти уровни необходимы для успешного изучения определенных знаний и умений в психологии. Разные методы могут стимулировать разные типы активности или все одновременно.

Степень активности учащихся и студентов в процессе усвоения знаний является важным фактором успешного обучения. С этой точки зрения важно обратить внимание на использование активных методов в обучении психологии. Методика обучения может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность обучаемого, прежде всего, мыслительную. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Под активными методами обучения понимаются те, которые реализуют установку на высокую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где учащийся играет гораздо более пассивную роль. Однако методы нельзя рассматривать как пассивные или активные сами по себе. Активный характер им придает особая организация познавательной деятельности учащихся и студентов. Методы обучения, очевидно, различаются по роли, которая отводится активности учащихся.

Объяснительно-иллюстративное обучение состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты (учащиеся) ее воспринимают, осмысливают и запоминают. Это очень экономичный по времени способ передачи информации. Однако при его применении не формируются умения пользоваться полученными знаниями. Данный метод довольно типичен для чтения лекций, когда преподаватель сначала излагает теорию, формулирует понятие, а затем приводит иллюстрации или примеры их использования для психологического анализа повседневной жизненной реальности или эмпирических исследований. При выборе способов объяснения психологических знаний преподавателю важно предусмотреть, каким образом новые знания будут встраиваться в систему прошлого опыта и знании учащихся по психологии или другим предметам. Полезными приемами такого встраивания может быть аналогия, сравнение с другими явлениями и понятиями, уже известными учащимся.

Репродуктивное обучение заключается в том, что преподаватель просит студента (учащегося) повторить определенное учебное действие. Студент выполняет действия по образцу, заданному преподавателем, и таким образом усваивает умения и навыки. Этот метод обычно используется на семинарских и практических занятиях по психологии.

Программированное обучение - это управляемое усвоение учебного материала, осуществляемое по специально составленной пошаговой обучающей программе. Оно реализуется с помощью обучающих устройств (например, компьютеров) или программированных учебников. Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Самый простой вид обучающих программ - линейные, при которых учащемуся последовательно в определенной логической последовательности предлагаются небольшие блоки учебной информации. Каждый блок завершается контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором из альтернативных ответов. Если учащийся ошибается в тестовом задании, то программа предлагает вернуться к повторению материала, после чего вновь предлагается контрольное задание. Только после правильного выполнения последнего учащийся может перейти к изучению следующей порции информации.

В случае разветвленной программы учащемуся в случае неправильного ответа на тестовое задание предоставляется необходимая дополнительная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ и перейти к новой порции материала.

Существуют также адаптивные программы, которые подбирают уровень сложности нового учебного материала, изменяют его по мере усвоения. Каждый последующий шаг диагностики учитывает результат предыдущего. Такие программы можно реализовать только с помощью компьютера.

Возможности современных компьютеров расширяют перспективы программированного обучения. Они позволяют индивидуализировать обучение. В психологии, однако, пока нет таких систем, получивших широкое распространение.

Проблемное обучение заключается в том, что преподаватель ставит перед студентами (учащимися) проблему и далее показывает путь ее решения. Это, в сущности, проблемный характер изложения материала преподавателем. В другом случае ответ на поставленный проблемный вопрос, анализ проблемной ситуации и поиск соответствующих средств осуществляют сами студенты в процессе индивидуальной или групповой учебной работы под руководством преподавателя. При проблемном обучении знания не сообщаются в готовом виде, а приобретаются в процессе разрешения проблемных ситуаций. Таким образом, студенты видят образцы научного решения проблем, образцы логики научного мышления, а также способы применения психологических знаний в практической деятельности.

Рис. 6.15. Рисунок показывает слева (1) проблемную ситуацию, а справа (2) - ее решение

Проблемная ситуация - ключевой элемент такого обучения, который состоит в осознании невозможности решить стоящую проблему имеющимися средствами (знаниями и инструментами) (см. рис. 6.15). С нее начинается мыслительный процесс. При чтении лекций проблемный метод реализуется следующим образом. Преподаватель сначала описывает факт, проблемную экспериментальную, психотерапевтическую или жизненную ситуацию, а затем дает их теоретическое обобщение в виде понятия, показывает, как психологические знания могут помочь объяснить или решить проблему. Использование проблемных ситуаций даст значительный мотивационный эффект при изучении психологии. Прежде чем излагать новые знания, преподаватель ставит определенную проблему или проблемный вопрос. В процессе его обсуждения и решения данной проблемы преподавателем предлагаются (или самими учащимися находятся) психологические знания как средство решения. Во всех случаях, когда удается найти такие проблемы, процесс обучения становится увлекательным и изучение психологии осознается как практически полезное. Такой путь преподавания психологии будущим педагогам через анализ педагогических ситуаций и ошибок, через "производство психологического знания" и его переживание предлагает, в частности, Е. А. Климов .

Особый интерес преподавателей и студентов в последние годы вызывает интерактивное обучение. Процесс усвоения знаний происходит здесь посредством организации взаимодействия и отношений между студентами. К методам интерактивного обучения относятся коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, методы коллективного решения проблем. В. Я. Ляудис приводит интересные примеры и сценарии использования активных методов в обучении психологии, накопленные в ее опыте работы со студентами .

В принципе любое учебное занятие можно сделать активным, если использовать активные методы или технологии активного обучения. Такие технологии предполагают организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе. Каждый учащийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Применение определенных приемов активизации и повышения эффективности обучения и составляет особенности разных активных методов. К их числу относятся:

  • - проблемная лекция, лекция вдвоем (чтение лекции двумя преподавателя м и);
  • - групповая работа (работа в парах или малых группах);
  • - деловая игра - имитация ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность путем игры по заданным правилам;
  • - драматизация;
  • - мозговой штурм - активизация мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы;
  • - метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач;
  • - дискуссия;
  • - ролевая игра;
  • - психотехническая игра и тренинг.

Частично поисковое обучение часто называют эвристическим. Суть его заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдельные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения. Решение каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего процесса решения осуществляется преподавателем. Этот метод используется на практических занятиях, когда студенты учатся формулировать инструкцию испытуемому, организовывать взаимодействие с ним, регистрировать, обрабатывать и интерпретировать полученные эмпирические данные. Рассматриваемый метод используется при обучении студентов в рамках курсовых работ на младших и средних курсах.

Исследовательское обучение предполагает творческое применение студентами знаний. При этом у них формируется опыт самостоятельной научно-исследовательской работы. Данный метод обучения используется при выполнении студентами курсовых и дипломных работ.

Для организации и планирования профессионального обучения представляет интерес знаково-контекстная модель обучения,

предложенная А. А. Вербицким 1 . В ней выделяют три базовые формы учебной деятельности, определяющие виды познавательной активности, в которые включаются студенты.

  • 1. Учебная деятельность академического типа, выполняющая преимущественно информирующую функцию. Обучающая модель - семиотическая; ориентирована на учебные тексты, задачи и задания.
  • 2. Квазипрофессиональная деятельность - деловая игра. В ней воссоздается предметное и социальное содержание профессионального труда специалиста. Обучающая модель - имитационная; ориентирована на модели профессиональных ситуаций.
  • 3. Учебно-профессиональная деятельность, где студент выполняет функции специалиста. На этом этапе происходит трансформация учебной деятельности в профессиональную. Обучающая модель - социальная; ориентирована на проблемные ситуации.

Думается, что такой подход позволяет дифференцировать формы обучения на разных ступенях профессиональной подготовки и соответственно стимулировать разные виды познавательной активности студентов.

В последние годы в педагогическую практику активно внедряются новые педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, метод проектов, телекоммуникационные системы . Они могут представлять интерес для разработки соответствующих методов изучения психологии.

Различные виды активности на занятиях по психологии должны быть направлены на закрепление изученного материала. Это достигается путем повторения или выполнения практических заданий с использованием изученного материала. Для повторения может использоваться узнавание, когда сам преподаватель повторяет несколько раз какую-либо мысль, тезис, определение. Эффективность такого повторения, как правило, невелика, поскольку учащиеся остаются в пассивной роли.

Лучшим способом повторения являются различные виды воспроизведения: простое воспроизведение, резюмирующее повторение, систематизирующее повторение. Причем для развития мышления и умения понимать смысл информации, содержащейся в рассказе преподавателя или в тексте книги, большее значение имеют последние два вида повторения. Резюмирующее повторение предполагает краткое изложение основных тезисов (мыслей) услышанного или прочитанного учебного материала. Оно позволяет научиться отделять главное от второстепенного и обобщать изученный материал. Систематизирующее повторение нацелено на соединение вместе и в определенную систему изученной ранее разрозненной информации. Оно дает возможность развития мыслительной операции синтеза. Хорошим способом систематизирующего закрепления может стать составление таблиц и схем. Следует помнить о правильном распределении повторения во времени и его своевременности.

Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения ими знаний, так и целям закрепления последних. Обычной для школы формой опроса является развернутый устный ответ, когда один ученик отвечает у доски, а остальные слушают. В этом случае ставятся вопросы, требующие изложения довольно большого объема учебного материала. Другой тип опроса - фронтальный устный или письменный опрос группы учащихся. В этом случае вопросы ставятся более конкретные, требующие относительно краткого ответа.

Помимо репродуктивного закрепления изученного материала, полезно использовать и творческое его закрепление. Для этого могут быть предложены практические задания различного тина, например, психологический анализ произведений художественной литературы, решение психологических задач. Особую увлекательность имеют игровые методы усвоения и закрепления психологических умений, в частности, интеллектуальные и ролевые игры. Все шире используется учебная работа учащихся и студентов в малых группах.

  • Климов Е. А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 57-60.
  • Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб, пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Нолат [и др.: под ред. Е. С. Полат. 2-е изд. М.: Академия, 2005.

Познавательной деятельности.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окру­жающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.

Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процесса­ми или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно и без речи.

Познавательные психические процессы умственно отсталых детей имеют следующие особенности:


  • Ощущения и восприятие малодифференцированные. Процесс восприятия узкий и замедленный. Восприятие отличается нарушением обобщенности и темпа, неточностью.

  • Внимание отличается неустойчивостью, слабой концентрацией, маленьким объемом, трудностью переключения, сосредоточения, распределения.

  • Память характеризуется быстротой забывания и неточностью воспроизведения; зависимостью воспроизведения от преднамеренности запоминания; опосредованностью запоминания; забывчивостью.

  • Мышление носит конкретный характер. Имеются недостатки наглядно-образного мышления и недоразвитие словесно-логического мышления. Мышление отличает непоследовательность; трудности сложных форм анализа и синтеза; установления причинно-следственных связей, малоподвижность, инертность, негибкость; не формируются интеллектуальные умения, связанные с переносом имеющихся знаний в новые условия; страдает функция отвлечения.

  • Речь имеет замедленное развитие. Отличается бедностью словаря, недостаточным овладением значений слов, особенностями грамматического строя. Часто нарушено звукопроизношение и недоразвит фонематический слух.

Развитие познавательных психических процессов умственно отсталого ребенка происходит только в деятельности. Только соб­ственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные че­ловечеством, развить свой интеллектуальные и другие способности. Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование пси­хических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсив­но она осуществляет функцию развития личности тогда, когда толь­ко складывается, т. е. в младшем школьном возрасте.

“Что представляет собой познавательная деятельность школьника?”
“Является ли термин “познавательная деятельность” синонимом по отношению к термину учебная деятельность?”
В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития учащегося и формирования его личности.
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности . Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.
Что же представляет собой учение как деятельность? В психологии есть разные подходы к этому пониманию, мы излагаем понимание целостной учебно-познавательной деятельности, как оно представлено в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной, и других авторов.
Для того чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.
Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.
Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала , её нужно построить.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г . И. Щукина и др.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели , с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.

В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.


Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в , которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.


Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью и формируется познавательный интерес.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.
Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать “комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводится поуровневое обучение.


Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.

Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.

Активизация познавательной деятельности учащихся является объективным условием сознательного и прочного усвоения школьниками знаний, формирования умений и навыков.
Специально построенная система формирования познавательной деятельности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности.
Важным условием активизации познавательной деятельности учащихся являются форма организации процесса обучения, методы и методические приемы, применяемые при этом.

Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя - увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Для этого необходимо подобрать способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда


Но, подбирая, то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях умственно отсталых школьников. Оно должно быть эмоционально окрашено, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.
Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Дидактическая игра выполняет несколько функций:


  • обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

  • ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

  • мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний».

б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, имена прилагательные, слова с сочетаниями жи-ши, и т.д. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли разных специалистов. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» в магазин, на почту, в сказочную страну и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.


Для того чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:
1. Учебная задача должна совпадать с игровой;
2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;
3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
Кроме обычных кроссвордов используются кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.
Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаются в урок учебные сказки.
Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии . Тематика экскурсий:

На природу.

По родному селу.

По главным объектам села.


Но обязательно перед проведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или: А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?
Активизировать познавательную деятельность помогают и нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок для учащихся это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это дает возможность развивать их познавательную активность, творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Существуют различные типы нетрадиционных уроков:

Уроки-конкурсы

Уроки-путешествия

Уроки-соревнования

Уроки-смотры

Уроки-викторины

Уроки-сказки

Уроки-КВНы

Уроки-конференции

Интегрированные уроки и др.


Нетрадиционные уроки активизируют познавательную деятельность школьников, вызывают положительные эмоции, создают условия для более глубокого усвоения материала, позволяют наладить сотрудничество как между учителем и классом, так и между самими детьми.
К методическим приёмам активизации познавательного деятельности школьников можно также отнести:

  • создание проблемной ситуации при изучении учебного материала;

  • прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений;

  • приём семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия;

  • исследовательский прием;

  • эвристический прием, прием научного спора;

  • использование натуральных объектов в заданиях для учащихся; прием моделирования, составление схем, таблиц;

  • использование задач для развития познавательного интереса к школьным предметам;

  • познавательные игры как средство развития познавательного интереса и другие.

Мы отразили только некоторые аспекты актуальной и серьезной работы над активизацией познавательной деятельности школьников.


В заключение хочется сказать, что мы постарались пронести мысль о том, что познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы.

Итак, среди важнейших требований к активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей в условиях обучения можно выделить:

Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.

Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.

Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.

Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.

Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.

Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.


Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный со времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.