Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой Н.Носов "Огурцы" подготовительная группа. Нод для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой

Ненецкая сказка «Кукушка»

Программные задачи:

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Дети:На Севере.

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Ответы детей.

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка «Птички»

Песни распевают.

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)

Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Кукушка».

Тут побежали дети за матерью.

Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

Обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

Развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

Учить детей оценивать поступки героев произведения;

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам, используя речь-доказательство.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природы Севера, макет чума, изделия из меха.

Литература: «Ознакомление дошкольников с; окружающим и социальной действительностью».

Хрестоматия для маленьких. (Сост. .) М., 1987.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, мы с вами живем на Севере. Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка». Ответьте на вопрос, какие народы населяют тундру?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ханты, ненцы, манси, селькупы – коренные жители Севера. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова).

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает макет чума). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

Хантейские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

(М. Шульгин)

На ногах обувь тоже из оленьего меха. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Ребята, скажите, пожалуйста, какая на Севере зимняя ночь: длинная или короткая?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, зимой на Севере ночи длинные и темные. А вот летом ночей почти не бывает. Поэтому их называют белыми. Вестницей белых ночей можно назвать кукушку.

Белые ночи, белые ночи,

Неба распахнуты очи…

Сейчас немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА. Игра «Летняя или зимняя ночь».

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы по содержанию.

1. Почему мама превратилась в кукушку!

2. Правильно ли поступили дети по отношению к своей матери?

3. Чему учит эта народная сказка?

4. О чем предупреждает?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, ребята! Надо всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми. Ведь в народе говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Горька работа, да хлеб сладок». А какие пословицы о труде вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель повторно читает сказку.

НОДс детьми старшей группы Тема «Ненецкая народная сказка «Кукушка» »

Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Задачи:

Помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка» Обеспечить понимание детьми новых слов (тундра, ненцы, чум, малица, пимы) Способствовать передаче на бумагу с помощью изобразительных средств понравившегося отрывка из литературного произведения Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению Способствоватьвоспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная

Материалы и оборудование: картинки с изображением кошки и птиц (снегиря, вороны, кукушки), текст сказки «Кукушка», иллюстрации к сказке, презентация с фотообъяснением новых слов, альбомные листы, цветные карандаши

Предварительная работа: Рассматривание изображения кукушки, беседа о птице и её повадках. Выставка книг со сказкой в оформлении разных художников.

Ход совместной деятельности:

1.Вводная часть

Игра «Найди лишнее» (лишняя картинка «кошка», т. к. на остальных изображены птицы, лишнюю картинку убираем)

Вы узнаете название сказки, если отгадаете загадку:

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка) (находим среди трех картинок нужную с изображением кукушки)

2. Основная часть

Словарная работа (показ презентации)

ненцы – жители севера России;

тундра - холодные северные безлесные пространства;
чум – жилище ненцев, шалаш покрытый шкурами;
пимы – зимняя обувь северных народов — высокие сапоги из шкур с ног оленя мехом наружу;
малица – у жителей Крайнего Севера: длинная верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу

А сейчас послушайте, пожалуйста, ненецкую народную сказку «Кукушка».

Чтение сказки воспитателем, показ иллюстраций.

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Какими были дети? ( , злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными)
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (выслушать ответы, прочитать отрывок)

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
– В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)

по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»

Программные задачи:

Образовательная область « Коммуникация»

Развивать умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами. Совершенствовать диалогическую форму речи:

    активизировать мышление при помощи вопросов поискового характера; поощрять желание высказывать свою точку зрения; закреплять умение отвечать на вопросы, используя развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Развивать умение придумывать свои концовки сказки.

Образовательная область « Социализация»

Развивать способность распознавать эмоциональные состояния: радость,

грусть, и реагировать на них.

Воспитывать чувство уважения и любви к маме, желание помогать ей, оберегать ее, доставлять радость. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.

Образовательная область «Познание»

Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте, насыщенности, правильно называть их (светло-зеленый, светло - розовый)

Образовательная область «Художественное творчество»

Побуждать создавать композиции, дополняя их деталями.

Предварительная работа:

рисование портретов мам, изготовление открыток – поздравлений, чтение и драматизация ненецкой сказки «кукушка» во деятельности детей.

Материалы и оборудование:

опорные карточки для рассказывания сказки, фотографии мам детей в рамках, рисунки портретов мам детей, коробка сюрпризов, розочки сделанные своими руками.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей к стене творчества, на которой развешены портреты мам, выполненные детьми.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку (И..Косяков) :

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит,

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз? (Мама)

А вы знаете стихи о маме? кто хочет прочитать?

(дети читают по желанию стихи о маме).

Вот какие замечательные строчки написали разные поэты о маме.

Если бы вас попросили нарисовать эти стихи красками, какого цвета краски вы бы взяли?

Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили на эти стихи?

Почему стихи о маме вызывают у вас такие чувства?

Не так давно мы с вами услышали необычную историю, я нашла иллюстрации к ней, попробуйте узнать, что это за история.

Жила-была бедная женщина.

Было у нее четверо детей.

Не слушались дети маму,

играли на снегу с утра до вечера.

Рыбу мама одна в реке ловила,

дети маме не помогали.

Однажды мама тяжело заболела.

Просила детей, принести водички!

Не пошли дети за водой.

Захотели дети есть, пришли в чум.

А мама посреди чума стоит.

Вдруг обернулась мама птицей и улетела.

Мама, мы тебе водички принесли

ку-ку! Ку-ку! Не вернусь я!

Дети: это ненецкая сказка "Кукушка".

Если вы узнали сказку по иллюстрациям, то, наверное, сможете ее рассказать, попробуйте рассказать ее по цепочке. (Дети по цепочке рассказывают сказку, пользуясь опорными схемами предложений.)

Ребята, какая эта сказка по характеру? (Эта сказка грустная)

Положите руку себе на сердце, что чувствуют ваши сердечки, после рассказывания этой грустной сказки?

Какие сердца у четырех братьев?

Помните ли вы, какими словами часто заканчиваются русские народные сказки? (Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Почему такими словами заканчиваются наши сказки? (каждая сказка чему-то учит своих читателей - добру, трудолюбию, и т. д.)

Представьте себе, что каждый из вас может послать срочную телеграмму в эту сказку. Хотели бы вы совершить такое волшебство? Что поможет вам в этом, что нужно для волшебства? (Волшебный предмет, волшебные слова) вы готовы совершить волшебство?

Физкультминутка «волшебные слова»

мы отправим весточку

В грустную сказку.

Помоги нам, солнышко,

Передать подсказку

мамочке-кукушке, (Взмахивают руками)

непослушным детям. (изобразить борьбу)

Помоги, пожалуйста,

Нам веселый ветер! (бег по кругу)

Вместе с нами закружись, (поворот вокруг себя)

Волшебство, осуществись!

(дети, передавая друг другу волшебную палочку, произносят слова «телеграмм», адресованных героям сказки.)

Как вы думаете, после такого волшебства сказка изменилась? Как?

Ребята, у нас в группе появился чемоданчик «сюрпризов». Давайте заглянем в него. Посмотрите, может там и сегодня есть какой-то сюрприз для вас?

(дети достают «фотосюрприз»).

Узнаете, кто запечатлен на этих фотографиях? Расставляйте фотографии мам на столе, послушайте свои сердечки. Что вы чувствуете?

Расскажите, пожалуйста, за что вы любите своих мам?

Что каждый из вас делает, чтобы мама чаще улыбалась?

Бывает ли такое, когда мама смотрит на вас с огорчением? В каких случаях?

Что бы вы хотели пожелать своим мамам? (дети произносят пожелания для мам)

Такие пожелания вы сможете сказать своим мамам в день 8 Марта. Ваши мамы любят цветы, давайте подарим им букет сделанный своими руками.

(Дети наклеивают цветы на заранее приготовленный лист ватмана)

Что вы поняли из сегодняшнего нашего разговора?

Мне очень приятно, что вы так любите своих мам, стараетесь их не огорчать. Я хочу подарить вам строчки из рассказа о маме, который написал Юрий Яковлев

Мама, закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос, он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом, даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой. "РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ КУКУШКА".

12.06.2012, 17:53

РАССКАЗЫВАНИЕ НЕНЕЦКОЙ СКАЗКИ «КУКУШКА» (ОБР. К. ШАВРОВОЙ).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции при прослушивании ненецкой народной сказки «Кукушка»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в подвижной игре.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа на тему «Как я помогаю маме», заучивание пословиц о труде.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация к сказке «Кукушка.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Бескрайние просторы тундры, бесчисленные нити рек опоясывают зеленую тайгу, озёра - блюдца жемчугами блестят на янтарной зелени мхов. Редко проглянет из-за пелены облаков солнышко, а ночью то тут, то там вспыхивают и играют блики северного сияния. Это - Крайний Север. Испокон веков на земле этой жили ненцы, ханты, манси.
Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? (ответы детей)
2. ФИЗМИНУТКА. Игра « Летняя или зимняя ночь».
Воспитатель показывает детям два листа. Один лист окрашен в светлый тон - белая летняя ночь, другой темный – зимняя ночь. Под музыку дети выполняют различные танцевальные движения. Воспитатель показывает темный лист – дети «засыпают», светлый лист – дети танцуют.
Воспитатель. У северных народов свои песни и танцы. А еще они сочинили, придумали много народных сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок, называется она «Кукушка».
3. Чтение сказки. «КУКУШКА»
Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать - суши.
Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:
- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит:
- Я без пимов. Другой говорит:
- Я без шапки. Третий говорит:
- Я без одежи.
А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:
- Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.
Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.
И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.
Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
- Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:
- Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит:
- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали:
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.
Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

4. Беседа.
- В сказке встретились такие слова: чум, пимы, малица. Как вы понимаете их значение?
Чум - жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами.
Пимы - высокие сапоги из оленьей шкуры.
Малица — верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
- Как жилось детям в этой семье? (Детям жилось хорошо: бегали до вечера, никакую работу по дому не делали, даже за собой не убирали.)
- А что вы можете сказать о том, как жилось их матери? (Их матери жилось нелегко: «Дети занесут в чум сугробы снега, а мать убирай, одежду промочат, а мать суши!» Всю работу она выполняла одна, никто ей не помогал...)
-Изменилось ли отношение детей к матери, когда она заболела? (Отношение детей к матери не изменилось даже тогда, когда она заболела. Дети не заботились о матери, даже водицы не подали. Они играли на улице, а в чум заглянули только потому, что хотели есть.)
- Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? (Матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными.)
- Сказки народов Севера такие же мудрые и поучительные, как сказки других народов мира: они порицают зло, а утверждают добро. В них поднимаются важные нравственные проблемы, актуальные и сегодня.
5. Игра с мячом.
Дети стоят в кругу. Дети передают мяч друг другу и говорят ласковые слова о маме.
6. Рефлексия.
- Какую сказку мы прочитали? О чём она?
- В какую игру играли?
- Какое у вас настроение?


НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой «Знатоки литературы»

Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи:
1. Закреплять знания о названиях детских произведений, их героях, авторах и художниках - иллюстраторах.
2. Развивать умения детей различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ).
3. Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности.
4. Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.
5. Развивать образное и логическое мышление играми – головоломками (пазлами).

Дети заходят в зал, в котором на полках стоят книги.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, музыкальный зал и вдруг книги стоят на полках?
Дети: В библиотеку.
Воспитатель: Да, мы попали в ту страну, где живут книги. А где живут книги?
Дети: В книжных магазинах, дома на полках, в библиотеках.
Воспитатель: Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с книгами. (Приглашает пройти к полкам с книгами). На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Дети: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
Воспитатель: Из книг мы узнаём много нового о животных, о том, как люди живут в других странах, знакомимся с интересными произведениями. Книги очень важны и нужны. А знаете ли вы, что все книги можно назвать одним словом, литература.
Даже наш президент, В.В. Путин объявил 2015 год годом литературы. Он говорил о том, как важна литература для жителей нашей многонациональной страны. В этот год будет проходить много литературных мероприятий, конкурсов, выставок. И для детских садов тоже объявлен конкурс «Знатоки литературы». И нам, как жителям России нельзя оставаться в стороне. Ребята, как же нам быть? (дети предлагают принять участие в конкурсе).
Во все детские сады отправлены конкурсные задания, и в наш сад тоже пришли такие задания (показывает конверт и достаёт из него задания). Задания очень сложные, но мы не должны подвести детский сад, вы готовы участвовать в конкурсе? Итак, первое конкурсное задание, внимательно его послушайте.

Задание 1: Узнай героя литературного произведения.
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льёт.
Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе» (воспитатель прикрепляет на мольберт иллюстрацию из сказки).

В каком рассказе слонёнок хотел узнать, что у крокодила на обед.
Дети: В рассказе «Слонёнок».

В каком произведении у мальчика была такая мечта: если б моя сестрёнка тонула, то я бы её спас, если б на няню волки напали, я бы их застрелил, если бы Трезор в колодец упал, я бы его вытащил.
Дети: Это мечтал мальчик Юрик в рассказе «Хорошее», автор Валентина Осеева.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, справились с первым заданием, переходим ко второму заданию.

Задание 2. В каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают героям сказки, нужно выбрать эти предметы. Чтобы не было обидно, выбирать предметы будем по порядку.
1. Волшебные предметы, исполняющие любые желания (ребёнок подходит к столу и выбирает волшебную палочку, лепесток). В каких сказках встречается волшебная палочка и лепесток?
Дети: Волшебная палочка встречается в сказке «Золушка», а лепесток в сказке «Цветик семицветик».

2. Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (ребёнок выбирает зеркало, волшебное блюдечко). Из какого произведения волшебное блюдечко?
Дети: Из сказки «Аленький цветочек».

3. Предметы, выполняющие работу за героя (ребёнок выбирает скатерть - самобранку, дудочку). В каком произведении нам встречалась дудочка? Какую помощь она оказала?
Дети: Дудочка из сказки «Дудочка и кувшинчик», она помогла девочке набрать много ягод.

4. Предметы, показывающие дорогу (ребёнок показывает на камень, клубочек).

5.Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (дети выбирают сапоги-скороходы). В какой сказке встречаются сапоги – скороходы?
Дети: В сказке «Мальчик с пальчик».
Воспитатель: Со вторым конкурсным заданием вы тоже справились.

Задание 3. Конверт с секретом. Нужно узнать, из какого произведения отрывок.
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
Дети: Это отрывок из рассказа «Волшебное слово», автор Валентина Осеева.
Воспитатель: Чему нас учит это произведение?
Дети: Это произведение учит нас быть вежливыми, уважать взрослых и пожилых людей.

Воспитатель: теперь нужно узнать произведение по иллюстрации (воспитатель вывешивает на мольберт иллюстрации к рассказу «Фантазёры» и сказке про Бармалея).
Воспитатель: Внимание, перед вами иллюстрации знакомых литературных произведений. Из каких произведений эти иллюстрации?
Дети: Это иллюстрации к рассказу «Фантазёры» и к сказке про Бармалея.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вы отвечали на вопросы, узнавали произведения по иллюстрации, а теперь нужно показать ваше театральное мастерство, т.е. обыграть литературное произведение. Чтобы никому не было обидно, мы выберем артистов жеребьёвкой. Те, кто вытянет красные жетоны, будут исполнять роли, а кто вытянет синие, те зрители.

Театральное мастерство. (Приготовить ширму, два стола с разрезными картинками, мешочек, блоки Дьенеша).
Часть детей обыгрывает произведение, а остальные дети называют автора и название произведения. (Рассказ Осеевой «Просто старушка»).

А пока ребята готовятся, вам нужно сложить картинку и назвать, к какой она сказке.(два стола, на них лежат разрезные картинки с изображением сказок).
Воспитатель: Какое произведение показывали нам ребята? А чему учит нас это произведение?
Дети: Произведение учит нас уважать старших и помогать людям в трудной ситуации.
Воспитатель: Вы узнавали литературное произведение по чтению отрывка, по иллюстрации, по театральному мастерству. Мы убедились в том, что каждое произведение нас чему – то учит: одно учит доброте, вежливости, другое учит тому, что нужно помогать старшим, уважительно относиться к пожилым людям, и, конечно же, оказывать помощь в трудной ситуации.

Задание 4. Назови жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ).
Воспитатель: в следующем задании конкурса «Знатоки литературы» предлагается назвать жанры литературных произведений. Назовите жанры литературных произведений. Я приглашаю вас встать в круг. Если я зачитываю стихотворение, значит, вы должны хлопать, если я зачитываю сказку, то вы должны топать, если я читаю рассказ, вы начинаете кружиться. (Почему вы решили, что это сказка? и т.д.)
Задание 5. Какие бывают сказки?
Воспитатель: Ребята, скажите, если сказки пишет народ, то они какие?
Дети: Если сказки пишет народ, то они народные.
Воспитатель: А ещё какие бывают сказки?
Дети: Авторские, их пишет один автор.
Воспитатель: Назовите авторов сказок.
Дети: Александр Сергеевич Пушкин, Корней Чуковский, Братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен.
Воспитатель: А кто рисует красивые иллюстрации в книгах?
Дети: Иллюстрации рисует художники - иллюстраторы.
Воспитатель: Назовите знакомых вам художников.
Дети: Владимир Сутеев, Юрий Васнецов.
Рефлексия: ребята, в каком конкурсе мы приняли участие? Что особенно вам понравилось? Что вызвало трудности? Ребята, я видела, что вы старались, у вас было большое желание победить, и вы с этим справились. Спасибо вам за работу! Я хочу наградить вас медалями.

Надежда Крюкова
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой .

Программное содержание :

- познакомить детей с содержанием сказки;

Продолжить формирование навыка оценивания характеров героев, передачи интонацией голоса и характера персонажей;

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход НОД:

1. Подготовка к восприятию.

Воспитатель :

Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о чем я скажу такие слова :

А) Розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. (Свинья)

(Выставляется картинка с изображением свиньи) .

Б) Серый, злой, зубастый. (Волк)

В) Горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (Петух)

Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. («Теремок» , «Рукавичка» ).

Послушайте об этом еще сказку, она называется «Зимовье зверей» .

2. Выразительное рассказывание сказки воспитателем.

3. Выявление уровня восприятия.

4. Обсуждение первичных впечатлений :

О чем рассказывается в этой сказке?

Как вы поняли, что означает слово «зимовье» ? (Домик для зимы, где можно перезимовать, пережить холод) .

Для чего звери решили построить себе дом?

Расскажите, как они строили себе дом? Кто и что делал?

(Дети повторяют слова из текста, воспитатель выборочно пересказывает сказку).

Рассмотрите, как зимовали звери? Что случилось однажды?

Как зверям удалось спастись?

5. Физкультминутка.

Обрадовались звери, что все так благополучно закончилось.

Особенно гордо ходит петушок, давайте все вместе изобразим его :

Ах, красавец-петушок,

(Дети разводят руками, показывают)

На макушке гребешок,

А под клювом бородка,

Очень гордая походка,

(Дети идут, высоко поднимая колени) .

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет :

Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

6. Продолжение беседы, разъяснение образного содержания пословицы «У страха глаза велики» .

7. Есть такая пословица : «У страха глаза велики» .

Как вы ее понимаете?

О ком в нашей истории так можно сказать? (О волке) .

Что показалось волку, когда он вошел в зимовье? Послушайте, я расскажу еще раз.

(Пояснение : страшно, когда не знаешь правды, от страха кажется все преувеличенным, ужасным).

Вот откуда появилась пословица «У страха глаза велики» .

8. Рисование по представлению.

Закрапление полученых впечатлений.

Дети, нарисуйте, как вы, представляете избушку – зимовье зверей.

(Детям даются трафареты домиков : они дорисовывают окна, трубу, украшают избушку).

8. Пальчиковая гимнастика

Стоит в поле теремок.

На дверях висит замок,

Как бы нам замок открыть,

В теремок зверей пустить.

Слева – свинка, справа – мишка,

Отодвиньте-ка задвижку!

Слева – ежик, справа – волк,

Нажимайте на замок!

Свинка, мишка, ежик, волк

Открывают теремок.

9. Итог НОД.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка» Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Программные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Занятие по ознакомлению детей 4–5 лет с художественной литературой в рамках регионального компонента «Саамская сказка» Конспект занятия по ознакомлению детей 4-5 лет с художественной литературой "Саамская сказка"Цель: дать детям представления о быте и культуре.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева. Конспект проведения занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Цели: Учить детей пересказывать произведение.

НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой «В гостях у дедушки Чуковского» Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать приучать.

Вашему вниманию предлагается конспект НОД детей 5-6 лет по ознакомлению с художественной литературой . Тема: Литературная викторина «Что за чудо эти сказки». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Работа направлена на формирование у старших дошкольников образной речи: умения понимать переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок («Маша и медведь»)

12. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

13. Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода -

В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка»)

6 конкурс. Пословицы и поговорки .

1. Какая пословица подходит к сказке «Хаврошечка»? (Как аукнется, так и откликнется.)

2. К какой сказке подходит поговорка «Ленивому и лениться лень? («Айога»)

3. К какой сказке подходят пословицы «Крепкую дружбу и топором не разрубить», «Плохи друзья, коли до черного дня»? («Мышка Вострохвостик»)

4. К какому персонажу сказки Владимира Одоевского можно применить пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»? (Рукадельница, Ленивица)

II часть. Драматизация любимой сказки. Педагог дает задание командам, выбрать костюмы и показать сказку. После того как дети выбрали сказку, педагог помогают им нарядиться. Проводится драматизация сказки сначала одной командой, затем другой. После очередного показа сказки, проводятся физминутки. По окончании драматизации воспитатель хвалит всех за талант, старание, умение изобразить любого героя различными средствами выразительности.

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой - подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк - зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Заюшкина избушка.

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке. (прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке. (повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке (показать руками крышу)

Лисица побежала

К зайцу на опушку. (бег с повиливанием «хвостом»)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки (кулачок об кулачок)

Да сама жить стала

В избушке на опушке (хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лису прочь (топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке. (прыжки)

В лубяной избушке,

Избушке на опушке. (показать руками крышу)

Педагог: На этом наша литературная викторина подошла к концу. Мы говорим сказке до свидания, но не прощаемся с ней. Всем участникам большое спасибо.

Электронная книга "Лучшие мастер классы по рукоделию".

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.


«Мастерклассы» © 2011-2017 .
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Сказка Н. Сладкова «Медведь и Солнце»

Воспитатель: Бондаренко Ирина Викторовна

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить детей с новой сказкой, учить слушать сказку, развивать связную речь; продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно, слушать сверстников и педагогов.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце» и выражает свое отношение к ее персонажам; проявляет положительные эмоции при прослушивании записи «Весна журчит ».

Материалы и оборудование : иллюстрации к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»; картинки с изображением ранней весны.

Активизация словаря: просочилась, слякоть, уклон, покосолапил.

Содержание организованной деятельности детей

    Чтение отрывка из стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится...

Зима недаром злится ,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

Дети, а как шумит весна?(Ответы детей).

Воспитатель : - Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… (слушание записи «Весна журчит»).

Какие звуки вы слышали?(Ответы детей).

Речевое упражнение «Скажи иначе»:

Воспитатель : Солнце сияет, как можно еще сказать? Ответы детей: (сверкает, ласкает, припекает, радует, прижигает).

Воспитатель : Снег проседает.

Дети ,: чернеет, тает, оседает.

Воспитатель : Вода бежит.

Дети : течёт, журчит, капает.

Воспитатель: Всю зиму медведи спят в своих берлогах, а весной просыпаются. Я прочитаю вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце»

2. Чтение сказки «Медведь и солнце» Н. Сладкова

Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват.

Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.

Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

А что "сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал,да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать

Дети рассматривают иллюстрации к сказке.

Вопросы детям:

Почему медведь рассердился?

Почему вода была не виновата?

Как снег оправдывался?

Мог ли медведь что-нибудь сделать солнцу?

Что пришлось делать медведю?

Какое время года наступило?

С чего начинается весна?

3. Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперёд, Наклоны вперёд-назад.

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться

левой ступни, потом наоборот.

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. Дети садятся.

4. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Какую сказку мы прочитали?

Что вам понравилось больше всего?