Холостяцкая жизнь президента джеймса бьюкенена. Бьюкенен Джеймс (президент США) - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Джеймс Макгилл Бьюкенен-младший (англ. James McGill Buchanan Jr ., (3 октября 1919, Марфрисборо, шт. Теннесси - 9 января 1913 г.г.) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1986 г.) «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Является одним из основателей школы новой политической экономии.

Джеймс Бьюкенен учился в университете Теннесси. Докторскую степень получил в университете Чикаго. Преподавал в университетах Теннесси, Флориды и Вирджинском университете. В 1962 г. совместно с Г. Таллоком опубликовал работу «Расчёт согласия» (The Calculus of Consent), в которой анализируется процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук.
Президент Общества «общественного выбора» (1964). Лауреат премии Ф. Сейдмана (1984) и премий А. Смита по двум версиям (1988 и 1991). В честь учёного назван Центр политической экономии университета Джорджа Мэйсона.

Научные достижения

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Полити­ческие решения – это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирателей и государственной власти.
1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» требуется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения. Это – «конституция экономической политики».
2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

В итоге правила экономической игры распространяются на политический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общественные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентировать этот обмен.

Джеймс Бьюкенен - основатель теории общественного выбора, которая представляет собой экономический подход к изучению нерыночного принятия решений или, проще говоря, попытку дополнить теорию рыночного обмена соответствующей теорией функционирования политических рынков. Теория общественного выбора не является просто одной из фантазий политологии, а принадлежит к экономической науке, так как опирается на строгие экономические допущения о человеке как о рациональном и максимизирующем полезность субъекте. Индивиды соглашаются отдать исключительную власть государству, поскольку считают, что оно будет служить их личным интересам; делая это, они принимают определенный набор правил - конституцию. Почему и как принимаются такие правила, и какие правила лучше других? Ответы на эти вопросы являются предметом переломной книги Бьюкенена и Гордона Таллока «Расчет согласия: логические основания конституционной демократии» (The Calculus of Consent: Logical Foundations of Constitutional Democracy, University of Michigan Press, 1962).17

Экономический анализ конституционного выбора является лишь частью теории общественного выбора. В большой серии книг -

«Общественные финансы в условиях демократии» (Public Finance in a Democratic Process, University of North Carolina Press, 1966), «Спрос и предложение на рынках общественных благ» (The Demand and Supply of Public Goods, Rand McNally, 1968), «Затраты и выбор» (Cost and Choice, Markham, 1969; University of Chicago Press, 1979), «Теория общественного выбора: политические приложения экономической теории» (Theory of Public Choice: Political Applications of Economics, University of Michigan Press, 1972), написанная в соавторстве с Робертом Толлисоном, «Границы свободы: между анархией и Левиафаном»18 (The Limits of Liberty: between Anarchy and Leviathan, University of Chicago Press, 1975), «Свобода в конституционном контракте» (Freedom in Constitutional Contract, Texas A & M University Press, 1977), «Демократия в условиях дефицита: политическое наследие лорда Кейнса» (Democracy in Deficits: The Political Legacy of Lord Keynes, Academic Press, 1977), соавторами которой стали P. Вагнер и Джеффри Бреннан, и «Причина правил: политическая экономия конституций»19 (The Reason of Rules: Constitutional Political Economy, Cambridge University Press, 1985), написанная в соавторстве с Джеффри Бреннаном, «Власть облагать налогом» (The Power to Tax, Cambridge University Press, 1980) - Бьюкенен применил экономическую теорию для интерпретации практически каждого аспекта экономики общественного сектора, включая политические процессы, в ходе которых определяются уровни налогообложения и государственных расходов.

Одной из постоянных тем является тезис о том, что все затраты в принципе субъективны, что альтернативные затраты коренятся в сознании людей, что они просто совпадают с ценами, которые устанавливаются на совершенно конкурентном рынке в длительном периоде. Этот тезис является ядром стандартной концепции ценообразования на услуги коммунальных предприятий на основе предельных затрат (см. Хотеллинг X., Лернер А.) и в большей или меньшей степени возвращает нас к подобному тезису в прикладной экономике благосостояния. Фактически Бьюкенен приходит к выводу, что экономисты до сих пор мало что понимали в государственных финансах.

В ранний период творчества Бьюкенен испытал сильное виляние работ некоторых европейских и особенно итальянских авторов XIX века, писавших об общественных финансах. Подход этих авторов к вопросам налогообложения был совершенно иным, нежели у ведущих англо-американских авторов: европейские авторы предпочитали понимать государство как взаимное соглашение между гражданами, по которому налоги представляли собой «платежи» за услуги, оказываемые государством.

Как следствие этого, Бьюкенен утверждал, что единственным разумным «расчетом согласия» является единогласие, но при этом все члены общества могут добровольно согласиться на политическую демократию, основанную на праве большинства, если только права меньшинства будут соответствующим образом защищены.

Тогда проблема сводится к выявлению таких конституционных правил, которые позволяют сохранить первоначальное согласие. Бьюкенену не стоило труда показать, что увеличение активности государства в последние годы привело к значительному отступлению от этой «оптимальной» конституции. Поэтому его работы изобилуют предложениями о дополнительных конституционных ограничениях деятельности государства и его многообразных органов. По сути, он призывал к «конституционной революции», призванной пересмотреть целый спектр конституционных прав индивидов.

Бьюкенен родился в Мурфрисборо, штат Теннеси, в 1919 году и на всю жизнь сохранил в своей речи южную медлительность. Он получил степень бакалавра в Университете Среднего Теннеси в 1940 г., магистра - в Университете Теннеси в 1941 г. и доктора - в Чикагском университете в 1948 г. В 1955 году, удостоившись стипендии Фулбрайта, он провел год в Италии, изучая европейскую традицию в государственных финансах. Возвратившись из Италии в 1956 г., он стал профессором экономики и директором Центра политической экономии им. Томаса Джефферсона в Университете Виржинии. В это же время он занимался разработкой основных положений теории общественного выбора.

В 1962 г., после публикации книги «Расчет согласия», он основал Общество общественного выбора (совместно с Гордоном Таллоком) и начал выпускать новый журнал Public Choice, стимулировавший других авторов к исследованиям в данной области. В 1969

г. Бьюкенен стал профессором и директором Центра изучения общественного выбора, сначала в Вирджинском политехни ческом институте и государственном университете20, затем - в Университете Джорджа Мэйсона (г. Фейрфакс, штат Виржиния). Будучи избранным президентом Южной экономической ассоциации в 1963 г., вице-президентом Американской экономической ассоциации в 1972 г., президентом Общества Мон Пелерин21 с 1984 по 1986 гг., Бьюкенен читал лекции в университетах по всему миру, одновременно порождая непрерывный поток статей и книг, которые постепенно расширили предмет теории общественного выбора до того состояния, в котором она ныне представляет общепризнанный и четко определенный раздел экономической науки. В 1986 г. он получил Нобелевскую премию по экономике6.

Некоторые могут сказать, что теория общественного выбора слишком занята нормативными вопросами о том, как должен осуществляться коллективный выбор, вместо того чтобы заниматься позитивными вопросами реального влияния деятельности государства на экономику. Однако, каков бы ни был наш окончательный вердикт по поводу теории общественного выбора, едва ли стоит сомневаться в том, что ныне она представляет собой вполне определенную традицию, связанную с другими течениями некоей общей реки: экономической теорией прав собственности (см. Алчиан А., Демсец X.), экономикой права (см. Познер Р.) и экономикой организаций (см. Саймон Г.).

Литература

J. Buchanan, Better than Ploughing, в кн. Recollections of Eminent Economists под ред. J. A. Kregel, vol. 2 (Macmillan, 1985); J. Buchanan, Born Again Economist, в кн. Lives of the Laureates: Ten Nobel Economists под ред. W. Breit и R. W. Spencer (MIT Press, 1990).

G. Locksley, Individuals, Contracts and Constitutions: the Political Economy of James M. Buchanan, в кн. Twelve Contemporary Economists под ред. J. R. Shackleton и G. Lockley (Macmillan, 1981; Wiley, Halsted Press, 1981); D. G. Mueller, On Buchanan, в кн.

Contemporary Economists in Perspective под ред. Н. W. Spiegel и W. J. Samuels, vol. 2 (JAI Press, 1984); D. Reisman, The Political Economy of James Buchanan (Macmillan, 1988); T. Romer, On James Buchanan’s Contribution to Public Economics, Journal of Economic Perspectives, Fall 1988; L. Rittenberg, James McGill Buchanan, в кн. Nobel Laureates in Economic Sciences под ред. В. S. Katz (Garland, 1989).


Во время своего президентства Бьюкенену пришлось решать вопрос о распространении рабства на новые территории США. Являясь противником рабства, Бьюкенен не смог (или не захотел) принять окончательное решение о судьбе этого института.


Родился в Коувгейп, Пенсильвания в 1791 году. В 1812 году окончил юридическую школу в Ланкастере, Пенсильвания. Начал практиковать как адвокат, но с началом войны 1812 года ушел в ополчение, служил в обороне Балтимора.

С 1821 по 1831 год представлял родной штат в Палате Представителей Конгресса США.

В 1832 году президент Джексон назначил Бьюкенена посланником в России. Через два года он вернулся в Штаты и был избран в Сенат, куда переизбирался вплоть до 1844 года. В Сенате он возглавлял комитет по иностранным делам.

В 1845 году президент Джеймс Полк пригласил Бьюкенена в свою администрацию на пост государственного секретаря. В июне 1846 года Бьюкенен подписал Орегонский договор с Великобританией.

С 1853 по 1856 годы Бьюкенен служит посланником в Великобритании. На родину он возвращается, чтобы победить в президентских выборах 1856 года.

Во время своего президентства Бьюкенену пришлось решать вопрос о распространении рабства на новые территории США. Являясь противником рабства, Бьюкенен не смог (или не захотел) принять окончательное решение о судьбе этого института.

Когда на следующих президентских выборах победил северянин Авраам Линкольн , и стало ясно, что сецессия южных штатов неизбежна, действующий президент Бьюкенен совершил свой самый необдуманный поступок. Он подговорил нескольких влиятельных северян зафрахтовать гражданский корабль «Звезда Запада». На этот корабль было погружено вооружение, и он отправился в форт Самтер. О содержимом его трюмов скоро стало известно южанам, и они вынудили корабль вернуться в Нью-Йорк, предварительно обстреляв его 9 января 1861 года у побережья Каролины. Прозвучали первые выстрелы грядущей войны.

После окончания президентских полномочий Бьюкенен удалился в свое поместье под Ланкастером, где и умер в 1868 году.

1791

В 1814 1820

В 1831 1833

В 1849 1850

В 1856

В 1861 1866 году.

Джеймс Бьюкенен – американский политик, дипломат, пятнадцатый президент Соединенных Штатов Америки. Большинство современных историков считает Джеймса Бьюкенена самым худшим президентом за всю историю государства.

Джеймс Бьюкенен родился 23 апреля 1791 года в Меркерсбурге (штат Пенсильвания), в семье фермера – ирландца. Он получил юридическое образование в колледже и со временем сделал довольно успешную карьеру адвоката.

В 1814 году он становится членом законодательного собрания в штате Пенсильвания, а с 1820 года занимает пост депутата в Конгрессе. Личная жизнь Бьюкенена не сложилась – его невеста погибла, когда он был еще юношей, и после этого он принял решение никогда не жениться. Поэтому среди всех президентов Соединенных Штатов только Джеймс Бьюкенен прожил свою жизнь холостяком.

В 1831 году Бьюкенена назначают послом Соединенных Штатов в России, а после возвращения в Америку в 1833 году он становится сенатором от штата Пенсильвания. Как опытный юрист, Бьюкенен умудряется удерживать равновесие и не вступать в противоречие ни с представителями северных штатов, ни представителями рабовладельческого Юга.

В 1849 году Джеймс Бьюкенен становится послом в Великобритании, а в 1850 году принимает участие в Остендской конференции, добиваясь права присоединения к Соединенным Штатам острова Куба.

В 1856 году Бьюкенен становится кандидатом на пост президента США от партии демократов и побеждает на выборах. Некоторое время ему еще удается придерживаться нейтральной позиции во время выяснения отношений между Севером и Югом, но он не смог ни предотвратить, ни отсрочить тот раскол, который намечался в государстве. Поскольку президент не предпринимал никаких энергичных действий, а предпочитал медлить и выжидать, в стране уже полным ходом велась подготовка к междоусобной войне.

В 1861 году президентом Соединенных Штатов становится , которому достается в наследство государство, расколотое на две части непримиримыми противоречиями по вопросам рабства и общественного строя. Сам же Бьюкенен, понимая, что история его строго осудит за бездействие и нерешительность, пытался хоть как-то объяснить свои действия в собственном сочинении, изданном в 1866 году.

Скончался Джеймс Бьюкенен, блестящий дипломат и самый нерешительный президент, 1 июня 1868 года в Ланкастере (штат Пенсильвания), в возрасте 77 лет.

Премия памяти Нобеля по экономике, 1986 г.

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился в г. Мерарисборо (штат Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Б. получил имя, был фермером, а мать. Лила (в девичестве Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Б. активно участвовали в местной политической жизни. Дед Б. Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали Б. повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы Б. изучать право в Вандербильтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Мерфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.

Закончив колледж лучшим учеником в своей группе со специализацией в области математики, английской литературы и общественных наук, Б. получил право на стипендию для продолжения образования на экономическом факультете Университета Теннесси, который он закончил в 1941 г. со степенью магистра. В августе того же года Б. был призван на военную службу и прошел курс подготовки на звание военно-морского офицера в Нью-Йорке, а затем в течение некоторого времени обучался в военно-морском колледже. После вступления США во вторую мировую войну он получил назначение в оперативный штаб адмирала Честера У. Нимица, который в то время командовал Тихоокеанским флотом США. Во время войны Б. служил в штабе флота в Перл-Харборе, а затем на Гуаме.

После войны Б. продолжил образование в Чикагском университете, где попал под влияние Франка X. Найта – одного из профессоров экономики. Несмотря на то что Б. приехал в Чикаго, по его собственному выражению, «социалистом либерального толка», он позже взял свои слова обратно: «Через шесть недель после начала посещения курса Фрэнка Найта по теории цен я превратился в ревностного адвоката рыночной экономики». Другое главное воздействие на последующую работу Б. оказала диссертация Кнута Викселля по налогообложению 1896 г., которую он случайно обнаружил на библиотечной полке, а затем перевел с немецкого языка на английский. Шведский экономист Викселль рассматривал политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. Викселль также утверждал, что реформа экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют политические деятели. Концепции Найта и Викселля оказали главное воздействие на разработку Б. теорий общественного выбора и конституциональной экономики.

В 1948 г., после получения в Чикагском университете докторской степени по экономике, Б. поступил на должность адъюнкт-профессора в Университет Теннесси, а с 1950 г. стал полным (действительным) профессором того же университета. На следующий год он перешел на работу во Флоридский университет и там в 1954 г. был назначен деканом экономического факультета. Благодаря получению стипендии Фулбрайта Б. провел учебный 1955/56 г. в Риме и Перудже, изучая классические работы итальянских экономистов в области теории общественных финансов и развивая свои собственные идеи отношений между политическими структурами и экономической политикой.

Возвратившись в США, Б. получил должность профессора и декана экономического факультета в Виргинском университете в г. Шарлотсвилле. В 1957 г. вместе с американским экономистом Дж. Уорреном Наттером он основал Центр исследований в области политической экономии им. Томаса Джефферсона. По словам Б., они стремились учредить «сообщество ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной свободе», а также «воспрепятствовать росту технической специализации в экономике». Б. выполнял обязанности директора Центра с 1957 по 1969 г. В 1963 г. Б. и Гордон Таллок, который проходил в Центре постдокторскую стажировку вскоре после его основания, создали Комитет по принятию нерыночных решений, предшественник Центра изучения общественного выбора.

После окончания учебного 1968/69 г., когда Б. работал в качестве приглашенного профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, он перешел в Виргинский политехнический институт и Государственный университет Блэксбурга в качестве ведущего профессора. Там к нему присоединился Таллок, с которым он основал Центр изучения общественного выбора, генеральным директором которого стал Б. Новый Центр был создан с целью приложения экономических методов и способов мышления к изучению политических процессов. Когда в 1983 г. Б. был назначен профессором в Университете Джорджа Мейсона, местоположение Центра было перенесено в университетский кампус г. Фэрфакс (штат Виргиния).

В итоге научных исследований, проведенных на протяжении последних 40 лет, Б. получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие органические единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Изучая политический обмен, Б. выделяет два концептуально разных уровня общественного выбора – начальный конституционный уровень выбора (до принятия конституции) и постконституционный уровень. Исследование первого уровня предполагает разработку экономической теории конституции, в то время как второй осуществляет разработку экономической теории политических учреждений. Разница между двумя уровнями выбора может быть выявлена как аналогия выбору, который люди делают во время игры. Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической игры. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.

Как показал Б., использование этой аналогии может привести к пониманию ряда серьезных процессов. Подобно тому как правила игры формируют ее вероятный исход, конституционные правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или управленческих решений требует изменений или реформы конституции. В основе поиска лучших правил любой игры лежит анализ того, в каком вероятном направлении пойдет игра при различных правилах. Аналогичным образом подход к реформе конституции должен определяться позитивным предсказуемым анализом вероятной работы альтернативной политики и процессов.

Разница между конституционным и постконституционным выбором впервые была представлена в монографии «Исчисление согласия» ("The Calculus of Consent", 1962), написанной Б. совместно с Гордоном Таллоком. Развивая взгляд Викселля на политику как на процесс сложного взаимовыгодного обмена, Б. и Таллок задались вопросом, как эти обмены могут быть организованы таким образом, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора, в особенности какие политические правила и процедуры должны руководить выбором коллективной или правительственной политики?

Они рассматривали этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти индивидуальные члены общества будут вынуждены принимать решения в рамках этих правил и процедур. Исследовались самые различные правила принятия решений и процедур, включая, кроме всего прочего, правило единодушия, правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило взаимных услуг, базу репрезентативности, двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Б. исследовал различные применения этих правил в работах «Общественные финансы и демократический процесс» ("Public Finance in Democratic Process", 1967), «Спрос и предложение общественных товаров» ("Demand and Supply of Public Goods", 1968).

В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» ("The Limits to Liberty: Between Anarchy and Leviathan", 1975) Б. провел разграничение между защитительным государством и производительным государством. С его точки зрения, конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация) ведет к установлению защитительного государства. Эта устанавливаемая в законодательном порядке структура определяет права собственности и контроля индивидуальных лиц над ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение защитительного государства представляет собой прыжок от анархии к политической организации. В рамках этой организационной структуры организованная торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами может способствовать взаимной выгоде участников этого процесса.

С точки зрения Б., в идеале производительное государство стимулирует постконституционный контракт между гражданами в отношении их спроса на совместно потребляемые товары и услуги. Однако поведение индивидуальных лиц, предписываемое им их деятельностью в политической структуре в качестве политиков, управляющих или бюрократов, способствует усилению государства в постконституционной стадии. Это обусловливает угрозу Левиафана – знаменитого политического символа Томаса Гоббса, которым он обозначал автократическое государство. Для Б. выход состоит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые могли бы ограничить самопроизвольно и специально заинтересованное политическое поведение.

В своих более поздних работах Б. проанализировал и развил далее необходимость конституционной реформы. В работе «Демократия в дефиците» ("Democracy in Deficit, 1977), написанной совместно с Ричардом Е. Вагнером, конституционное требование сбалансированного бюджета обосновывается при помощи анализа модели постконституционного поведения, при котором финансовый дефицит помогает политикам получать политическую поддержку от большого числа политических сегментов путем увеличения государственных расходов на специальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы покрыть эти расходы. В работе «Власть облагать налогом» ("The Power to Tax", 1980), написанной совместно с Джеффри Бреннаном, конституционные ограничения на полномочия правительства в области налогообложения обосновываются, исходя из модели постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, стремящийся к максимизации прибыли. Б. поддерживал прямо и косвенно различные предложения конституционных поправок, требующих сбалансированного федерального бюджета.

Б. была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике за 1986 г. «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Б. состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».

В 1945 г. Б. женился на Анне Бакке, с которой познакомился во время войны. Бьюкенены, у которых нет детей, живут как в собственном доме в Фэрфаксе, так и на своей ферме в юго-западной Виргинии. Б. на всю жизнь сохранил интерес к изучению языков и перевел немало важных экономических работ с немецкого и итальянского языков.

Кроме Нобелевской премии, Б. был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента Экономической ассоциации Юга (1963) и вице-президента Американской экономической ассоциации (1971), вице-президента (1981...1982) и президента (1983...1984) Экономической ассоциации Запада, вице-президента (1982...1984)и президента (1984...1986) Общества Ледериновых гор.

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.