Проблемы экономики. Основные социальные проблемы россии и пути их решения Решения социально экономических проблем страны

Алкоголизм как социальная проблема

Бедность в современном российском городе

Для того чтобы изучить основные пути решения проблемы бедности, нужно подразделить бедность на экономическую и социальную. Экономическая бедность вызвана безработицей, низким уровнем доходов и зарплаты...

Виды социальных проблем и их место в социальной работе

Социальная работа в правоохранительной и досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ помогает преодолеть острые поведенческие, информационно-коммуникационные проблемы...

Глобальные проблемы современности

Решение глобальных проблем - задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли...

Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"...

Современная религиозная ситуация в России

религия социологический верующий православный 28 мая 2013 года в Институте Европы РАН состоялась III Международная научно-практическая конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: религия и право в...

Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

Социализация личности в организации

Необходимость исследования специфики социализации поколений в переходном обществе вызвана изменениями в индивидуальном и массовом сознании, сопровождающими закономерно обусловленную модернизацию экономической, политической системы...

Социальная защита военнослужащих в России

Социально-экономические проблемы современной России

Положение семьи в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей...

Социально-экономические проблемы современной семьи

Технологии социальной работы с молодежью

2.1 Основные направления государственной молодежной политики Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых...

Для комплексного преодоления негативных тенденций в уровне жизни населения Правительством разработана долгосрочная программа социально-экономического развития страны. В ней особо подчеркивается, что роста благосостояния гражданам России надо добиваться в основном за собственный счет и собственными усилиями. Это означает: рост потребления надо обеспечивать личными доходами.

Программой намечено значительное повышение потреби­тельской нагрузки на личные доходы россиян. Многое из того, что сейчас достается семьям бесплатно или на льготных усло­виях, в перспективе придется оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен также сокращением государственных гарантий и максимально полной мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг. Что это за расходы?

Так, родителям придется значительно больше тратить на учебу своих детей. Государственные гарантии бесплатного образования ограничатся только получением полного сред­него. Дальше бесплатность будет выборочной и обставленной целым рядом непростых условий. Проще сказать, что они ста­нут преимущественно платными.

Больше средств надо будет направлять и на поддержа­ние своего здоровья. Планируется снижение государственных гарантий в здравоохранении. Их объем в отличие от сферы образования в программе четко не определен. Однако линия на сокращение гособязательств просматривается. Из бюджета предполагается покрывать расходы только на узкий круг соци­ально значимых заболеваний, приобретение особо дорогосто­ящего оборудования, новое строительство-преимущественно на программной основе.

Можно ожидать сокращения базовой программы медико-социального страхования, которая, по замыслу правительства, должна охватывать основную часть видов и объемов бесплатной медицинской помощи. Предусматривается перевести в добро­вольное страхование часть медицинских услуг и лекарственного обеспечения, установленных ныне обязательным страхованием. Добровольная страховка этих услуг, естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и роста личных расходов на санаторно-оздоровительные услуги.

Значительные затраты придется нести на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Так называемые жилищ­ные компенсации для малоимущих дело не спасут. Возмещаться они будут за счет других семей. Основной массе населения при­дется оплачивать и большинство видов ныне льготного потре­бления, полностью или частично бесплатных льгот.

Таким образом, рост личных доходов должен не только покрыть дополнительные расходы, но и обеспечить почти дву­кратное увеличение личного потребления.



Каков же путь предложен для достижения более высокого уровня и иной структуры потребления? А по сути, иного каче­ства жизни!

Расчет сделан на создание благоприятного предпринима­тельского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. Они-то и обеспечат, по замыслу раз­работчиков программы, трудоспособному населению достаточ­ные доходы. Стратегия модернизации экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.

Однако, не стоит слишком полагаться на автоматизм вли­яния экономических условий, на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределе­ние доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.

Из всего этого вытекает, что создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, т. е. выработкой мето­дов превращения возможности в реальность.

Так, важной задачей социальной политики является установ­ление траектории изменения и соотношений основных источ­ников доходов. За этим стоит отношение государства к благо­состоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.

Главная проблема в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Около половины занятых полу­чают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.

Чтобы достигнуть запланированного в программе роста личного потребления, покупательную способность оплаты труда необ­ходимо повысить, по экспертным оценкам, не менее чем в 2,5 раза, имея в виду, что она составила в 2000 г. примерно 32% от уровня 1990 г.. Если же ограничить повышение зарплаты темпами, соответствующими предполагаемому росту производительности труда, это позволит довести ее уровень лишь до 60% от уровня 1990 г., что не обеспечит основной массе населения намеченного потребления.

Таким образом, если в среднем реальные денежные доходы потребуется повысить примерно в 2 раза (что и предусмотрено и программе), то рост уровня оплаты труда должен быть зна­чительно выше.

Из проекта программы вытекает, что стратегическая цель в области уменьшения социального неравенства заключается в увеличении суммарной доли дохода среднедоходных групп населения, формировании самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый внутренний спрос. Однако её достижение также не произойдет само по себе.

По оценкам специалистов, за 90-е годы доля лиц со средними доходами снизилась примерно в три раза и составила в 2000 г. около 15% от общей численности населения. Без действенных рычагов, намеченных в программе, средние показатели роста реальных денежных доходов могут быть обеспечены, но не за счёт среднедоходных групп, а за счёт повышения минимальных доходов малоимущих групп населения и очень высокого их уровня у богатых россиян.

Чтобы добиться восстановления уровня жизни в ближайшее десятилетие для большинства населения, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирования нового качества, жизни, соответствующего социальной рыночной экономике, преобразования условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:

Повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской дея­тельности, восстановление в новых условиях связи дохо­дов с ростом производительности труда и результативно­сти предпринимательства;

Недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения. Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

Переход от частичной стабилизации уровня жизни нaселения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

Это потребует: эффективного государственного регулирования рынка труда и прежде всего, занятости. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле (как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу), а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства.

Занятость необходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определять параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению её эффективности; масштабы и формы не полной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринима­тельской деятельности. Закон о занятости населения должен быть сориентирован не на социальную поддержку безработ­ных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее професси­ональное обучение и переподготовку работников.

Важное место должно быть отведено системе мер по регули­рованию безработицы, определению ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной паде­нием производства, зависят от особенностей отдельных кате­горий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образователь­ных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в обществен­ных работах на период временной незанятости.

Важное место следует отвести в практической социальной политике особенностям формирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированию занятости в террито­риях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Повышение уровня оплаты труда. Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров, а рост покупательной способности оплаты труда. На обозримую перспективу можно было бы выдвинуть задачу восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема ВВП, т. е. связано с экономическим ростом.

В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить этап восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда. Здесь имеется в виду тот уровень, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за эти годы. В целях восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда, она (по ана­логии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике) должна составить 67% от уровня 1990 г. при фактических 32% в 2000 г. Для этого покупатель­ную способность оплаты труда необходимо повысить примерно в 1,7 раза относительно ее уровня в 1998 г.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать систематический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в про­межутках между принятием этих решений. Это связано с необ­ходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях высокой инфляции.

Сопоставление численности и динамики групп населения с зарплатой ниже минимального и выше потребительского бюд­жета высокого достатка-важный индикатор эффективности проводимой социально-экономической политики.

Трансформации социального обеспечения. Для повышения уровня социального обеспечения необходимо реализовать круп­ные общеэкономические меры:

1. Преодоление скрытой оплаты труда-один из кардинальных источников пополнения страховых взносов. По оценкам экс­пертов, величина недополученных взносов в связи со скрытой оплатой труда ежегодно составляет более половины уплаченных взносов. Этих денег хватило бы, чтобы перекрыть всю потреб­ность в выплатах пособий по временной нетрудоспособности, либо более чем в три раза перекрыть потребность в выплатах пособия:

По беременности и родам,

При рождении ребенка и по уходу за ним до достижения 1,5 года.

2. Совершенствование налоговой системы. Снижение доли взносов, налогов и сборов в выручке организаций. Необходимо принять меры по снижению тарифа страховых взносов в резуль­тате комплекса мер по расширению базы страховых взносов и усилению адресности страховых выплат.

Важную роль будет играть конкретизация пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране. Эта конкретизация потребует развитие дополнительного пенсионного обеспечения, а также спе­циальных пенсионных систем для работников свободных профес­сий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная поддержка населения. Право на получе­ние государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О госу­дарственной социальной помощи», последний из которых дол­жен быть значительно конкретизирован и вобрать все виды выплат, и натурального обеспечения товарами и услугами с уче­том нуждаемости. В процессе реализации этих законов необхо­димо постепенно перейти к определению прожиточного мини­мума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социаль­ной поддержки конкретных категорий населения.

Различающиеся условия жизни в территориях предполагают разные возможности организации социальной поддержки.

Инвестиции в социальную сферу. Развитие сферы жизнеобе­спечения требует приоритетного направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, обра­зование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфра­структуры. Для этого необходимо ускорить разработку социаль­ных стандартов обеспеченности жильем, развития сети меди­цинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфра­структуры, наряду с традиционными источниками, могли бы стать средства населения, аккумулируемые для создания финан­совых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и дру­гих залогов. На эти цели целесообразно направлять финансовые средства фондов накопительного страхования под государствен­ные гарантии их возврата и средства региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные финансовые механизмы.

Особенно актуальным является опережающее развитие сферы образования. Для этого необходимо вкладывать в него соответствующие ресурсы.

Реализация намечаемых мер будет успешной в случае взаимо­действия общественных объединений, предпринимателей и государ­ства. Это позволит восстановить доверие народа к властным орга­нам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Выдвинутые в программе правительства ориентиры в области доходов и уровня жизни населения нуждаются в большей обо­снованности и конкретизации. Этому могла бы способствовать разработка концепции повышения уровня и качества жизни.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие типы семей выделяют современная наука и прак­тика?

2.Охарактеризуйте основные социально-экономические проблемы современной семьи.

3.Какие из этих проблем наиболее сложные для совре­менной семьи?

4.Какие пути решения проблем намечены в программе социально-экономического развития страны, разра­ботанной Правительством РФ?

5.Какие задачи необходимо решить, чтобы добиться вос­становления уровня жизни населения России?

6.Что потребуется для восстановления жизненного уровня населения в ближайшие десять лет?

Литература

1.Архангельский В. Я. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации// Семья в России, 1994, № 1.

2.Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М., 1994.

3.Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации//Се­мья в России, 1995, 3-4.

4. Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире//Семья в России, 1995, № 3-4

Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. Видимо, происходит их «капсулирование» (закрепление) из-за фактического прекращения процесса диффузии социальных групп. После начального бурного социального перемешивания общественных слоев в 1990-е годы произошло резкое (полагаем, даже слишком резкое) уменьшение вертикальной мобильности и сформировалась ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения.

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

На этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп специальных интересов, поскольку рациональные действия «сверху» могут их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.

Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам с финансированием накопленных социальных мандатов, если, конечно, экономика уже в ближайшие годы не переориентируется на новые приоритеты. Но, абстрагируясь от цен на нефть, важно понимать, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого капитала не сводится только к физическому здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.

Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:

  • обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;
  • ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;
  • формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа ее укладов.

Образ жизни

Какие черты желаемого (будущего) российского образа жизни можно назвать? При этом речь не идет о «выращивании в пробирке» некого «нового, идеального» человеческого материала. На самом деле уже сейчас имеются общие ценности, которые методами социальной политики нужно вывести на авансцену общероссийской жизни.

Справедливость

Экономический подъем позволил «разогнуться» тем, кто пережил кризисное десятилетие, но он не решил проблемы соответствия характера и уровня жизни представлениям о трудовых пли даже предпринимательских заслугах. Распространенное ныне в российском обществе ощущение социальной несправедливости крайне опасно, поскольку оно легко канализируется в поиск виновного: внутри страны - по этническому («инородцы») или социальному («олигархи», просто обеспеченные люди) признаку, а вне страны - в ненависть ко всему «американскому», «западному». Как показывают социологические опросы, это уже начинает происходить, хотя пока в основном в традиционно подверженных ксенофобии слоях общества.

Простая раздача бюджетных денег на социальные цели, внеочередные индексации пенсий и зарплат врачей, учителей, работников культуры и военнослужащих не смогут остановить эти негативные тенденции. С точки зрения большей части нашего общества, справедливость - это прежде всего моральная норма. Люди готовы согласиться с тем, что доктора наук должны жить лучше простых рабочих, потому что они много лет учились и их вклад в общественное благосостояние очевиден; к тому же в России интеллектуальный труд всегда был престижным. Но поверить в то, что долларовым миллионером можно стать честно и быстро, большая часть наших сограждан не может, тем более что для этого нередко имеются веские основания. В сфере бизнеса в качестве нормы выступает мелкий предприниматель, который на глазах местного сообщества тяжелым трудом формирует свое скромное благосостояние.

Конечно, ощущение справедливости в России не обязательно станет преобладать только тогда, когда самые богатые будут раскулачены. Имеются и более цивилизованные варианты.

Во-первых, обладателям крупных состояний нужно поменять свой образ жизни. Было бы разумным уделять меньше внимания демонстративной, откровенно вызывающей стороне «светской жизни», освещение которой занимает видное место в СМИ. Хотя в мире активно обсуждаются светские новости из жизни миллиардеров и киноактеров, но такой эпатаж остается развлечением и не вызывает социального раздражения у бедных, а также образованных слоев населения.

Во-вторых, для крупного и среднего бизнеса пришло время действительно серьезной системной благотворительности, направленной на решение конкретных и самых болезненных общественных проблем, например на финансовую помощь патронатным и приемным семьям или на создание рабочих мест и обучение инвалидов.

В-третьих, пора отказаться от аморальной сегрегации по признаку толщины кошелька в здравоохранении и школьном образовании. Государство должно приблизить максимальное число социальных учреждений к уровню, который сейчас характерен для немногих.

В-четвертых, государство должно перейти от слов к делу в борьбе с коррупцией. Надо, наконец, четко выделить те немногочисленные (по сравнению с нынешним положением) сферы, где оно действительно выступает более эффективным менеджером, чем саморегулируемые и общественные организации, а также бизнес.

Опека над социально незащищенными

Ощущение социального неблагополучия, распространенное в стране, обостряется массовой безнадзорностью детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков; особенно одиноких. В дореволюционной России государство практически не занималось этими проблемами, оставляя их решение на усмотрение частных и местных благотворителей. Но за годы советской власти ситуация в данной области кардинально изменилась, и до сих пор в общественном мнении доминирует представление о том, что именно государство должно нести основную ответственность за судьбы социально уязвимых граждан. В 1990-е годы оно резко ослабило свои усилия в сфере социальной защиты и фактически оставило без поддержки миллионы беспомощных людей, что лишь обострило в обществе чувство свершающейся несправедливости. Это тем более относится к настоящему времени, когда в бюджетной системе наблюдается изобилие средств, успешно стерилизуемых государственными финансовыми институтами.

Конечно, было бы ошибкой требовать срочной раздачи денег всем бедным и социально незащищенным. Общество поймет и поддержит меры, направленные в первую очередь на социальную реабилитацию безнадзорных детей, инвалидов и одиноких стариков.

Многое уже было сказано о необходимости ликвидации детских домов (за исключением тех, в которых находятся тяжело больные дети, требующие специализированного ухода). Но еще важнее из-за масштабов проблемы (речь идет о миллионах детей) позаботиться о детях из социально неблагополучных семей. Здесь возможны и ужесточение законодательства о лишении родительских прав, и временное изъятие детей в благополучные семьи (подкрепленное соответствующим материальным поощрением), и установление ежедневной опеки со стороны общественности и местных властей над семьями, где ребенок чувствует себя неуютно и создана реальная угроза его здоровью и нормальному развитию. Подключение общественности к решению этих проблем способно положительно повлиять на настроения жителей на поселенческом и муниципальном уровнях.

Интеграция инвалидов в общество может стать классическим примером государственно-частного партнерства. Государство определяет идеологию и механизмы действий, выделяет стартовые бюджетные деньги (например, на медицинскую реабилитацию и предоставление соответствующих технических средств), а бизнес, используя собственные ресурсы, обучает инвалидов и создает для них рабочие места. Это будет иметь и большую экономическую отдачу, так как, во-первых, в условиях дефицита рабочей силы инвалиды, как правило, оказываются востребованными именно как работники (в своей массе добросовестные и дисциплинированные) и, во-вторых, снижаются совокупные затраты общества на их содержание благодаря дополнительно производимому ими ВВП. Однако большинство инвалидов не могут работать по объективным причинам, поэтому требуется такая форма общественной солидарности, как обеспечение их жизни за счет налогоплательщиков. При этом нужны точные и эффективные механизмы распределения бюджетных средств и доведения их до адресатов, прежде всего в форме реабилитационных и поддерживающих натуральных услуг, и реорганизация системы денежных выплат инвалидам.

Аналогичные программы необходимы и применительно к одиноким пенсионерам (одиноким супружеским парам пенсионеров), нуждающимся в постороннем уходе. Однако здесь роль государства сводится к публичному размещению бюджетного госзаказа между муниципальными, частными и общественными организациями, специализирующимися на работе в этой сфере.

Крайне важно децентрализовать политику в отношении социально уязвимых групп населения, максимально приблизив ее к адресатам помощи. Для этого надо передать соответствующие функции по крайней мере на уровень муниципальных округов, закрепив за ними стабильные источники бюджетных доходов. Подобный маневр благотворно скажется на мнении населения о проводимой борьбе с социальным неблагополучием, позволит вовлечь в данный процесс представителей общественности.

Достойная оплата достойного труда

Богатые могут позаботиться о своем благополучии сами. Социально незащищенных должно взять под опеку государство вместе с бизнесом и общественностью. Но большинство населения - это люди, работающие по найму, мелкие предприниматели, военнослужащие, отчисления с доходов которых во многом и позволяют функционировать государству. Несмотря на снижение уровня безработицы в российской экономике и рост доходов населения, ситуация продолжает оставаться тревожной.

Во-первых, крупнейший работодатель - государство - выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, военнослужащим в подавляющем большинстве случаев мизерную зарплату. Именно поэтому российские бедные - не столько пенсионеры и инвалиды (хотя среди них бедных тоже немало), сколько бюджетники с женами-бюджетницами и одним-двумя несовершеннолетними детьми и молодые семейные офицеры.

Во-вторых, миллионы людей все еще заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого - низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.

В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому образу жизни, можно предложить не просто «достойную» заработную плату, а занятость на эффективных рабочих местах, связанных с производством конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.

Требует расшифровки и понятие «достойная». По нашему мнению, оно определяется сочетанием двух факторов: минимальная оплата труда должна обеспечивать по крайней мере «минимальный потребительский бюджет» (примерно вдвое больше «прожиточного минимума трудоспособного человека») одинокого работника, а средняя оплата труда по стране - быть не ниже совокупного минимального потребительского бюджета работника и двух членов его семьи, то есть на свою зарплату работник сможет скромно, но достойно содержать семью с неработающей женой и ребенком.

Несмотря на многочисленные новации в организации семьи, в России по-прежнему доминируют традиционные семейные ценности. Но реализовать их на практике удается далеко не каждому: мешают неуверенность в завтрашнем дне, низкая материальная обеспеченность молодежи, широкое распространение алкоголизма и наркомании.

Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда муж и жена (или совместно с другими членами семьи) открывают кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т.п. (разумеется, занятие бизнесом на этой площади должно быть запрещено).

Желаемые характеристики российского общества

Какое общество может возникнуть в России, если перечисленные выше базовые ценности станут основой образа жизни и материализуются в конкретных действиях?

Прежде всего будет достигнуто устойчивое равновесие между всеми частями, слоями, группами и элементами общества, что крайне важно для обеспечения долгосрочной социальной и политической стабильности в стране. Причем заработают механизмы общественного саморегулирования, а не ручного управления, осуществляемого узкой группой бюрократов.

Удастся сохранить разнообразие (этническое, культурное и пр.) укладов жизни, создав при этом возможности для их взаимной диффузии и формирования общей политической, управленческой и интеллектуальной элиты.

Основная часть российского общества по уровню своего материального положения станет концентрироваться вокруг найденной «золотой середины». К числу бедных будут относиться только безнадежные маргиналы - не более 5% населения. В случае превышения этого уровня общество мобилизует дополнительные средства для нормализации положения.

Обладатели огромного богатства начнут рассматривать его не как признак собственного превосходства и победы над себе подобными, а как приобретенную ответственность за то, чтобы эти деньги направлялись в том числе и на общественные цели (создание новых рабочих мест, благотворительность и пр.). Это вполне соответствует исконной русской (и не только русской) духовной традиции.

Государство, как неотъемлемая часть общества, расстанется со многими из нынешних функций и прежде всего откажется от прямого вмешательства в экономику в качестве крупнейшего владельца или совладельца наиболее ценных активов. Функции надзора и контроля, как правило, будут переданы саморегулируемым организациям и профессиональным сообществам. Тем самым кардинально сократится база коррупции и неэффективного администрирования.

Стратегии возможного развития

Сопоставим сформулированные выше основные черты желаемого образа жизни с возможными стратегиями развития России .

Стратегия «Инерция »

Эта стратегия складывается стихийно, базируясь на традиционном русском «авось», или «кривая вывезет». России повезло с ценами на нефть, так, может быть, везение продолжится и дальше? Пока же будем копить деньги в Стабилизационном фонде (или в новых фондах, создаваемых на его базе), распределяя лишь небольшую часть из них на цели решения только самых неотложных социальных проблем.

Различия в материальном положении россиян будут углубляться. Официально учитываемая заработная плата и сейчас различается в десятки раз, но дифференциация усиливается из-за сопоставимых по объему «серых» выплат. Однако в рыночной сфере такое положение во многом объективно обусловлено разделением на успешный (крупные госмонополии, экспортеры сырья и обслуживающие их отрасли) и неконкурентоспособный сектор (легкая промышленность, сельское хозяйство, значительная часть машиностроения и оборонки, малый бизнес). В то же время сохраняются административные и коррупционные препятствия для развития малого бизнеса, доля которого и в ВВП, и в занятости недопустимо мала и не соответствует требованиям современной высокоинтеллектуальной экономики. Наиболее острая ситуация в области заработной платы сложилась в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, культура), а также в отношении военнослужащих, где работодатели - государство и органы местного самоуправления - пока не нашли оптимального соотношения между уровнем оплаты труда и его результатами.

Развитие по инерционному сценарию приведет к маргинализации многих работников (в неконкурентоспособных секторах и бюджетной сфере), когда их значительная часть (не менее 20-25 млн. человек) потеряют реальные шансы на эффективную занятость и соответствующую оплату труда. Опасаясь социального взрыва, государство будет вынуждено фактически дотировать мизерную зарплату в этих секторах, принимая на себя дополнительные финансовые обязательства, источником покрытия которых (через налогообложение) станет конкурентная сфера нашей экономики, что, в свою очередь, еще больше ее обременит, уменьшая возможности для дальнейшего развития.

Массированное социальное обременение грозит конкурентному сектору экономики и в связи с нынешними тенденциями в пенсионном страховании и обеспечении. Рост дефицита Пенсионного фонда во все большей степени покрывается за счет федерального бюджета. Старение населения и необходимость поддерживать достигнутый уровень пенсий рано или поздно сделают неизбежным либо повышение ЕСН, либо «раскупорку» Стабилизационного фонда. Оба варианта прямо противоречат долгосрочным экономическим интересам страны.

Финансовое положение Пенсионного фонда не позволяет в обозримой перспективе существенно повысить пенсии. Максимум, на который можно рассчитывать, - сохранение нынешнего коэффициента замещения (25%), а также современного реального содержания пенсий. Это означает, что отдельно проживающие пенсионеры, как правило, будут в массе своей по-прежнему относиться к малообеспеченным слоям.

К этим же слоям будет относиться и значительная часть семей с несовершеннолетними детьми. Несмотря на постоянно повышающиеся размеры единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ним до достижения возраста 1,5 лет, основным каналом поддержки семей с детьми остается ежемесячное пособие, выплачиваемое малообеспеченным семьям до достижения ребенком возраста 16 лет (а при продолжении очного обучения - 18 лет). Оно передано в ведение регионов, и его размер колеблется, как правило, от 70 до 200 руб., что явно недостаточно. Ситуацию усугубляет и выплата ежемесячного пособия в денежной форме, не позволяющая региональным властям оказывать помощь «в натуре», что зачастую более предпочтительно в отношении детей из неблагополучных семей.

Как показывают обследования, «монетизация льгот» практически не повлияла на снижение уровня бедности в России из-за сохранения категориального подхода к социальной помощи, никак не связанного с уровнем дохода семьи льготника. Если и в дальнейшем в этой сфере не произойдет принципиальных изменений, то увеличение размера ежемесячных денежных выплат, введенных для «федеральных» и части «региональных» бюджетников, в лучшем случае не будет превышать показатель инфляции.

Сложившиеся тенденции не способствуют снижению в перспективе социального неравенства как в плане доступа к социальным услугам, так и с точки зрения денежных доходов. Структура российского общества останется неизменной:

  • 1-2% населения - богатые;
  • 15-20% - средние классы (доходы позволяют делать сбережения, широко пользоваться кредитными механизмами, обладать собственной квартирой, автомобилем и дачей, образ жизни предполагает заботу о собственном здоровье, вложение денег в свое образование и образование детей, участие в программах дополнительного медицинского и пенсионного страхования, отдых за пределами места жительства, активное участие в местном самоуправлении и т.п.);
  • 60-65% - промежуточный слой между средними классами и бедностью (жизнь от зарплаты до зарплаты, стесненность в расходах на высококачественные продукты питания и товары длительного пользования, практически случайный доступ к качественным услугам образования и здравоохранения, высокая вероятность потери доходов и соответственно сползания в бедность);
  • 15-20% - бедность (борьба за выживание, невозможность доступа к качественным социальным услугам);
  • 5-7% - социальное «дно» (беспросветная нищета, окончательная люмпенизация).

Такая социальная структура не гарантирует общественной стабильности, не может обеспечить и перелом к лучшему с точки зрения поддержания доверил в треугольнике «общество - государство - бизнес».

Стратегия «Рантье»

В рамках данной стратегии социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе в рыночном секторе - через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения.

Продолжится наращивание финансирования через национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также повышение заработной платы бюджетников.

Пенсионный фонд окончательно превратится в часть федерального бюджета. При этом индексации пенсий будут проводиться очень часто, исходя из необходимости поддержания стабильности в обществе.

Реализация всех названных мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией прежде всего через электронные СМИ, суть которой - показать, как социально ориентированное государство (наконец-то появившееся в стране, пережившей «непростой советский период и хаос 1990-х годов») решает назревшие проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством «коренные жители» будут замещать только «чистые» рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство дорог, бэби-ситерство и даже работу станочником на заводе.

Большая сырьевая рента позволит состоятельным российским гражданам проводить отпуск за границей. При сохранении социального неравенства это означает двух-трехкратный выезд в год вместо расширения круга выезжающих. Рентополучатели из состоятельных слоев быстро освоят мир, посетят те столицы, острова и курорты, куда раньше было невозможно попасть, может быть, купят там дома и виллы. Следующее поколение уже не будет знать своей страны и переключится на жизнь за рубежом. В принципе в глобализации молодежи нет ничего удивительного - масса молодых людей и сейчас уезжает на хорошо оплачиваемые рабочие места за границей. Но расширятся ли при этом возможности самореализации для среднего класса как в сфере культуры, так и в плане отдыха?

Если раздавать средства понемногу всем группам недовольных или активно лоббирующих, трудно ожидать серьезной политики и области культуры, отдыха и развития человека. Намного проще вывозить людей за границу, создавать элитные клубы, покупать игроков и привозить «звезд», подрабатывать за рубежом, чем систематически помогать российской культуре, неординарным людям, особенно молодым. Меценаты способны повысить качество обслуживания самых богатых и поддерживать вместе с государством наиболее знаменитые учреждения культуры. Чем равномернее распределены по целям средства небогатой страны, тем менее вероятны масштабное возрождение культуры и формирование желаемого образа жизни.

В принципе подобная стратегия может быть успешной, и продолжительность ее реализации зависит в первую очередь от таких факторов, как цены на нефть и другое экспортируемое сырье, торговый и платежный балансы страны. Если, как прогнозирует нынешнее правительство, уже через два-три года в России стоимость импорта сравняется со стоимостью экспорта, то это будет первым признаком близкого исчерпания финансовых возможностей проведения масштабной государственной перераспределительной политики. А в случае падения цен на нефть государство может столкнуться с необходимостью отказа от стратегии «Рантье». Возникающая тогда развилка очень проста: либо переход к мобилизационному сценарию, либо формирование и реализация модернизационной стратегии.

Стратегия «Мобилизация»

В условиях экономического подъема мобилизация в социальной сфере представляется маловероятной. Однако в случае ограничения доходов государства, усиления тенденций к управлению социальными процессами «сверху» может проявиться ряд ее элементов. При наличии больших групп состоятельных людей мобилизация означает определенное давление в области налогов, ужесточение контроля над потреблением, привлечение частных компаний к полупринудительному решению социальных проблем, согласно усмотрению чиновников различных уровней.

Мобилизации - и прежде всего государственных расходов на культуру - присущи хорошо известные проблемы. Во-первых, она характеризуется архаичными подходами к формированию культурной среды, которые не приемлет интеллигенция и которые невозможно реализовать в открытой стране. «Свой» образ жизни не может просто отличаться от «чужого», он должен быть современным, модным, отвечать нынешнему уровню развития средств массовой информации, легко распространяющих сведения о жизни в разных странах, то есть быть конкурентоспособным. Во-вторых, бюрократические методы проведения такой политики определяют неэффективность распределения ресурсов. При этом подходе еще можно построить необходимые для осуществления соответствующей деятельности помещения, но очень трудно сделать саму деятельность в сфере массовой культуры и формирования образа жизни эффективной.

Мобилизационный сценарий возникает или как попытка быстро и просто решить сложные проблемы страны, или как прямое следствие предыдущей стратегии («Рантье») в случае наступления «тощих годов» (падение цен на нефть и другие экспортные товары в сочетании с неудачей структурной перестройки экономики), даже до исчерпания средств Стабилизационного фонда (или других финансовых резервов). Тогда вряд ли возможно говорить о какой-либо цивилизованной социальной политике. Мобилизационная социальная политика предполагает:

  • ограничение денежных доходов (зарплат, пенсий);
  • более широкое использование методов прямого распределения некоторых благ и услуг (карточки, нормы) в зависимости от иерархического положения в общественном устройстве;
  • «сжатие» всех видов неконтролируемой государством общественной активности.

Как показывает история, такой поворот событий длится недолго, но может привести к большим социальным и экономическим потерям.

Стратегия «Модернизация»

Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную.

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):

  • исчезновение столь распространенной сейчас социальной розни (это относится к контрастным парам: общество - государство; бедные - богатые; молодые - пожилые);
  • создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог - не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Материальная сфера предполагает:

  • неантагонистическое распределение богатства между членами общества - от нынешнего показателя 15,3: 1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8-10: 1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном разрезе (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);
  • превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;
  • изменение в динамике карьерного роста, с тем чтобы носче полного курса обучения (11-12 лет школы + бакалавриат или специалитет) в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем); реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%;
  • широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;
  • массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N+ 1, где N - число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов - в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;
  • получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами.

Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри «спектра возможностей», которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем «индивидуалистский» и «общественный» сценарии.

Основные принципы «индивидуалистского» сценария:

  • форсированный перенос ответственности за формирование семейного благосостояния на трудоспособного человека;
  • оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также - на незначительный период времени - официально зарегистрированным безработным.

Основные принципы «общественного» сценария:

  • интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;
  • стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения и культуры для всех граждан России независимо от уровня семейных доходов;
  • рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном выражении (при сохранении благоприятной экспортной конъюнктуры);
  • стимулирование участия в социальной политике профсоюзов и других неполитических общественных организаций.

По итогам II квартала 2007 г. прожиточный минимум и целом но России для трудоспособного человека, пенсионера и ребенка составлял соответственно 4116, 3033 и 3647 руб. и месяц (http: www.gks.ru /scripts/db_inet./dbinet.egi?pl=2340007 ). Таким образом, минимальная оплата должна быть не ниже 8232 руб., а средняя зарплата - не ниже 23758 руб. Сравним: и конце 2007 г. «минималка» составляла 2300 руб., а средняя зарплата достигла 13-14 тыс. руб.
Подробнее о возможных сценариях развития России см. статьи под этой рубрикой и январском номере журнала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Факторы, влияющие на уровень бедности. Степень иждивенческой нагрузки. Улучшение демографической ситуации в стране. Опека над социально незащищенными. Стратегии решения социально-экономических проблем в России. Неравенство жизненных шансов населения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Сущность и различные подходы к определению бедности. Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом. Основные показатели уровня жизни населения. Социально-демографический портрет бедных в России. Причины и стратегии борьбы с бедностью.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Исследование современной социально-демографической ситуации в России. Анализ и оценка политики, проводимой государством в данном направлении. Попытки прогнозирования дальнейших перспектив социально-демографического развития в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Сущность демографической проблемы в Российской Федерации. Связь между численностью населения, рождаемостью, смертностью, миграцией и эмиграцией. Политика, направленная на улучшение демографической ситуации. Прогнозы на развитие демографических процессов.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2009

    Функции и типология семьи как социального института. Современные проблемы неполных семей. Социально-экономические простых (нуклеарных) и многодетных семей. Статистика разводов и браков в России. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2011

    Теоретические основы уровня и качества жизни населения, индикаторы и их сущность. Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран и России. Проблема бедности, государственное регулирование социально-экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2009

    Методологические подходы в прикладном социологическом исследовании законов функционирования социальных систем. Социальные программы по преодолению безработицы и поддержке малоимущих, созданию условий для выхода из бедности трудоспособных слоев населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

Сувора Антон Николаевич,4 курс, направление Государственное и муниципальное управление, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке, г.Тихорецк[email protected]

Научный руководитель: Кузнецова Ирина Васильевна,доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк[email protected]

Основные социальные проблемы России и пути их решения

Аннотация.В статьерассмотрены и проанализированынаиболее актуальные на сегодняшний день и приоритетные в рейтинге по необходимости их решения,основныесоциальныепроблемы Российской Федерации, а также определенынеобходимыепреобразованияв социальной сфере направленныена решениепроблем.Ключевые слова:социальные проблемы, социальная политика, проблемы России,социальноэкономические проблемы, современная Россия, социальная поддержка, бедность, безработица, алкоголизм, наркомания, ВИЧ, коррупция,вымирание населения, миграция.

В современном обществе, существует множество различных взглядов на понятие социальной проблемы, объединив которые можно утверждать, чтопонимание всех социальных явлений связанных с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами, и есть социальные проблемы. Их появление обычно связывают с функционированием социальных систем и изначально они могут не проявлять себя, не вызывать опасений и дискомфортау кого либо. В более узком смысле социальную проблему можно представить как разрушение стабильных социальных связей, в таком случае проблема находится на стадии когда речь идет о социальной напряженности, столкновении интересов и разногласиях.В таком случае для обнаружения социальной проблемы объективное состояние дел сопоставляют с нормой. Отсюда видно, что при любом пути социальная проблема является частью социального процесса, её содержание носит социальныйхарактер, а форма проявления личностна. Немного разобравшись с понятием, постараемся выявить ряд основных социальных проблем, существующихна сегодняшний день в Российской Федерации и дать им оценку. Органы государственной власти регулярно отчитываются о наиболее важных социальных проблемах нашей страны, определяя основные приоритеты их решения, особенно заметно это в регулярных посланиях Президента Федеральному собранию, а так же в позициях лидеров политических партий. Таким образом, можно вообразить некий официальный «Рейтинг особо важных социальных проблем». Социальные проблемы сортируются по важности,т.е.степени срочности их решения.Говоря об этом, несомненно, стоит отметить тот факт, что значимость социальных проблем напрямую зависит от целей и интересов руководства страны. Очень часто мнение может розниться, однако в большинстве своем оно диктуется под влиянием информационнопропагандистской деятельности органов власти, в результате чего данные социологических опросов у населения и статистические данные заметно отличаются, а истинные причины беспокойства людей, отличаются от тех, что по их представлениям, значимы для страны в целом.На первое место среди ряда наиболее волнующих обществопроблем,препятствующих развитию Россииможно вынести бедность населения.К бедным обычно относят людей ввиду сложившейся непростой жизненной ситуаций, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребление, в России он определяется как прожиточный минимум и выступает в качестве некого порога бедности. За 2016 год по данным Росстатав нашей стране насчитывалось22,7 миллиона человек с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, что говорит о явном росте по сравнению,с предыдущим годом цифры которого составляют 14,4 миллионачеловек.Проблема бедности формирует серьезную угрозу социальноэкономической безопасности и независимости, и касается, как уже говорилось ранее, не отдельного человека, но общество в целом. Оно охватывает все более и более широкие слои населения, и если сейчас мы не наблюдаем конфронтаций между неимущими группами и людьми, живущими в достатке, это не значит, что ситуация в ближайшем обозримом будущем не изменится. Устойчивое мнение о том, что бедность –это рок общества, чтото практически природное и естественное, ведет к оправданию бедных как неспособных справиться с этой «социальной болезнью», к снисходительному отношению к проблеме.Официальный уровень минимального размера оплаты труда в России примерно в десять раз меньше, чем в более развитых Европейских странах и составляет всего 121,42 евро, в тоже время вГерманиинапример эта цифра составляет 1473евро, в Люксембурге1922,96евро, в Бельгии1501,82евро. К тому же минимальные доходы, предоставляемые государством, исчисляются «прожиточной корзиной», предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимумалишь както помогали предотвращать вымирание бедных слоёв населения.Не менее острымисоциальнымипроблемамисовременной России являютсяалкоголизация населенияи наркомания. Ряд исследований различного порядка деформаций в обществе, вызывающих массовое избыточное употребление алкоголя, таких как медицинские, социологические и психологические начались с середины XIXвека. На сегодняшний день уровень потребления алкоголя считается одной из основных проблем в области общественного здравоохранения в мировых масштабах.По цифрам ООН, душевное потребление 8 литров алкогольной продукции в год уже приводит к деградации нации, однако в России эта цифра по официальной статистике составляет 15 литров на человека, но по неофициальным данным она в два раза выше и находится на уровне 30 литров чистого спирта на человека в год (включая новорождённых)Ежегодно растущая алкоголизация населения Российской Федерации создает реальную угрозусоциальной и правовой защищенности граждан и чтобы оценить её уровень стоитвзглянуть на цифры и рейтинги официальной статистики. Сегодня Россия расположена на 4омместе в рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя. По данным опроса фонда «Общественное мнение», каждый четвертый Россиянин никогда не пил алкогольные напитки, однако 42% несколько раз в год позволяют себе выпить, 19% выпивают до 3х раз в месяц, 12% несколько раз в неделю. Количество зарегистрированных алкоголиков в России превышает отметку в 5 млн.человек, это примерно 3,4% от всего населения. Алкоголизм стал причиной смерти 1/3 всех мужчин и 15% процентов женщин и если все это перевести в цифры то можно увидеть, что за год от алкоголя смертность составляет 500000 человек. С алкоголизацией в России напрямую и косвенно можно связать 62,1% самоубийства,72,2% убийства, 60% смертей от панкреатита, 67,7% от цирроза и 23,3% от сердечнососудистых заболеваний. Каждый год регистрируется более 40 тыс.случаев отравления суррогатным алкоголем, в том числе и смертельных. Одним изглавныхфакторов роста алкоголизма принято считать «Контрафактную (теневую, левую) водку»,которая производится без уплат акцизов и других налогов. Продается она нелегально и приносит производителям примерно 23 миллиарда долларов в год,являясь при этомодним из источников огромных нелегальных доходов. Такая водка благодаря своей относительной дешевизне(примерно 100 рублей за литр),на фоне народной нищеты, бедности и безработицы становится довольно популярной и пользующейся спросом. Проблеманаркоманиисреди социальных проблем стоящих сегодня перед российским обществом, признается как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности.По заявлению ФСКН РФ, на 2016 год рынок наркопотребителей России составляется 7,3 млн. человек (включает регулярное и эпизодическое потребление), что на 1,2 млн. меньше 2014 года. Можно заметить сокращение потребления наркотиков, но работы в этой сфере предстоит еще немало.Согласно независимым организациям учета и статистики, каждый месяц в России умирает порядка 7080 тыс. человек. Россия занимает первое место по потреблению героина согласно ООН. Смертность от наркотиков в 12 раз больше по сравнению с Европой. Около 70% всех наркоманов подростки и молодежь.

Попытки государства бороться с этой проблемой далеко не всегда оказываются действенными, ведь для наркомана не составит труда преступить закон.Наркомания и преступность зависимы друг друга. Мало того что наркотики нелегальны, наркоманы идут на любые способы, чтобы их достать кражи, убийства и разбои. Несмотря на излечимость наркомании, основная проблема заключается в том, что большинство наркоманов отказываются от лечения, а большинство себя таковыми не считают.Рост алкоголизмаи наркоманиив России несет ряд непоправимых угроз, и являютсяфакторами,влияющими такжена возникновения многих социальных проблем,одной из которых является распространениеболезниВИЧ/СПИД. Прогрессирование ВИЧинфекции напрямую связанно с частым и чрезмерным употреблением алкогольных напиткови употреблением наркотических веществ. По причине ВИЧэпидемии,на 2016 год в нашей странезарегистрированоболее 1 млн. человек ВИЧинфицированных, из них по данным форм мониторинга Роспотребнадзора «Сведенияо мероприятиях по профилактике ВИЧинфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ», умерло по разным причинам 225992 человека.Несмотря на то,что основным источников распространения ВИЧинфекции является потребление инъекционных наркотиков 62%, 1/3 часть заболевших 34% получают инфекцию во время половых контактовгетеросексуального типа, при этом увеличивается число детей, которые заразились от ВИЧинфицированных матерей. Корни проблемы ВИЧзаболеваний находятся в самом обществе, и является не столько медицинской, сколько социальной.В нашем обществе существует целый ряд социальных проблем связанных с ВИЧинфекцией, большая часть которых возникает изза банальной нехватки информации о самом вирусе,дискриминации людей с данной болезнью и иззанедостаточной государственной поддержки.

Стигма является негативной ассоциацией с чемлибо позорным, непрестижным, отталкивающим и направленным в отличие от стереотипов на качества человека. Стигма является основной причиной дискриминации в обществе, нарушением прав человека и напрямую связанно с этой неприятной болезнью, так как её корни лежат среди гомосексуалистов, потребителей инъекционных наркотиков и работников коммерческого секса,благодаря чему и складывается негативный образ СПИДа.Стигма и дискриминация являются одними из самых главных препятствий для профилактики и лечения ВИЧинфекций. В современной России наличие ВИЧинфекции у человека, делает его уязвимым для различного роданарушения прав. Тайное обследование на ВИЧ без согласия человека, раскрытие информации одиагнозе, увольнение с работыбез законных причин, гоненияи дискриминация. И это только малая частьтех проблем, с которыми может столкнуться ВИЧинфицированный.Бедность, алкоголизация населения, развитие ВИЧзаболевания порождают в себе еще одну из основных социальных проблем –вымирание населения. Безусловно, решение этих проблем, может улучшить демографическую ситуацию нашей страны, но не решит её полностью, к тому же это довольно длительный процесс.

По официальным прогнозам, к 2025 году население России сократиться до 120 млн. человек. Россия является единственной среди развитых стран, население которой вымирает в мирное время. Основными причинами всего этого являются болезни, убийства, самоубийства, смерти вследствиеДТП, алкогольные и наркотические отравления и т.д.Как пример можно привести данные «Росстата», за2016 год в России:1. Родилось 1893256 человек (на 50880 человек меньше, чем за 2015 год);

2. Умерло1887913 человек (на 23500 человек меньше, чем за 2015 год);3. Прирост 5343 человека (в 2015 году прирост 32723 человека);4. Миграционный прирост составил 261948 человек.Основной рост населения происходит благодаря миграции населения из других стран и,казалось бы, делая упор на миграцию вровень с увеличением рождаемости, можно решить проблему вымирания населения, однако миграция таит в себееще однудовольно оструюсоциальнуюпроблему. Замещаякоренное население Россииона,провоцируетразмытие этнокультурного баланса, рост этнической преступности и бандитизма, всплеск социальнообусловленных заболеваний, обострение «дружбы народов» и качественное упрощение, примитивизацию рынка труда.Еще одной главной социальной болезнью общества считают коррупцию.В современной России коррупция является однойиз самых серьезных проблем. Несмотря на заметное снижение коррупции за последнее десятилетие, проблема остается актуальной. По причинекоррупции,довольно серьезно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие,как крупные стройки или масштабные закупки. Немалый вред онаприносит росту некоторых отраслей бизнеса. Как социальная проблема коррупция подрывает авторитет страны, наносит ущерб демократическим основам управления обществом, ограничивает конституционные права и свободы человека, нарушает принципы верховенства права, разрушает моральные и общественные ценности, дискредитирует государство на международном уровне. Огромное влияние коррупция оказывает на доверие к действиям и решениям властных структур.Состояние России на сегодняшний день, при котором она отстает во многих сферах от более развитых держав по причине неэффективного ведение управленческой деятельности, по большей частиобъясняется наличием коррупции и связанных с ней правонарушенийСогласно статистическим данным, в России каждое пятое преступление, связанное с коррупцией, это взятка, а каждый третий служащий –взяточник. По данным прессслужбы Следственного комитета России, за предыдущий год в России возбуждено более 20 тыс. дел по обвинениям в коррупции, в суд направленно около 12 тыс.дел.Принимаемыемеры по борьбе с коррупцией, со стороны нашего правительства, приносят реальные плоды: даже иностранные организации вынуждены признавать, что уровень коррупции в России снижается. По данным международной аудиторской и консультационной компании EYв России за последние годы значительно снизился уровень коррупции. Согласно исследованиям, с 2015 года коррупция стала ниже среднемирового значения на 5 пунктов по сравнениюс США.Все рассмотренные выше социальные проблемы России, являются наиболее актуальными на сегодняшний деньи приоритетными в рейтинге по необходимости их решения.К сожалениюэто далеко не всё и в реальности существует немало других социальных проблем, к которымможно отнести: рост цен на товары и услуги, безработицу, ситуацию в сфере здравоохранения, пенсионное обеспечение, положение молодежи, социальное сиротство, задержки выплат заработных плат, терроризм, экстремизм, фашизм, отношения со странами СНГ и многие другие.Для того чтобы предотвратить гибельные для страны тенденции, необходимоповышение эффективности государства с усилением социальной направленности.Решение требует долгой и плодотворной работы,особого подхода к каждой из проблем, с учетом основных принципов социальноориентированного государственного управления. Преобразования в социальной сфере должны быть направленны на достижение определенных целей, таких как:1)обеспечение эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, по причине их неспособности самостоятельно решать социальные проблемы и нужде в государственнойподдержке;2)обеспечение доступности и высокого качества базовых социальных благ в основном, конечно же, медицинского обслуживания и общего образования;3) создание экономических условий, которые позволяли бы гражданам за счет собственных доходов, обеспечивать более высокий уровень социального потребления, сюда входят –комфортное жилье, наиболее высокий уровенькачествауслуг в сфере здравоохранения и образования, достойныйуровень жизни при выходе на пенсию;4) формирование в социальнокультурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий и далее для более эффективного их использования, а также на них основываясь обеспечения высокого качества и возможностей, широкого выбора предоставляемых социальных благ и услуг.

Таким образом, общество хочет не просто не быть нищим –оно хочет вернуть себе утраченную зажиточность и достойную жизнь, тем более что сами требования к качеству жизни существенно повысились.И еще, общественное мнение –это результат информационнопропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения –их непоказываютпо телевизору.

Ссылки на источники1.Кузнецова И.В. Критерии бедности и эффективность социальной политики // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 15. –С. 1746–1750. –URL: http://ekoncept.ru/2016/96268.htm.2.Официальный сайт фонда «Общественное мнение» // Электронный ресурс / http://fom.ru (дата обращения 13.03.2017).3.Официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // Электронный ресурс / http://www.fskn.gov.ru4.Измайлов З.А., Морозов Д.П., ВалитовМ.Р. ВИЧинфекция в современной России и возможные пути решения сложившейся ситуации // Молодой ученый. 2016. №12. С. 491493.5.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс / http://www.gks.ru(дата обращения 13.03.2017).6.Официальный сайт Русский эксперт// Электронный ресурс / http://ruxpert.ru (дата обращения 13.03.2017).