Новые технологии в логопедической работе. Опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда доу в свете реализации фгос до

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

  • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.




Инновация Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. критерием технологии Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ: арт - терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су – Джок» –терапия; криотерапия; информационные технологии.


Виды арт-терапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); изо-терапия (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапия (танцетерапия, телесно- ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапия; куклотератия; мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия); смехотерапия; ароматерапия; цветотерапия (хромотерапия).


«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.




Коррекционные задачи музыкотерапии: нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); улучшение общего состояния детей; улучшение общего состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);


Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; стимуляции речевой функции; нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); формирование навыков словообразования; формирование навыков словообразования; формирование слоговой структуры слова. формирование слоговой структуры слова.


Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.


Техники изо-терапии, используемые для развития речи: техника «кляксография»; техника «кляксография»; пальцевая живопись; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование на стекле; рисование на стекле; ниткография; ниткография;


Рисование на манке; рисование на манке; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника отпечатывания ватой; техника отпечатывания ватой; техника «оттиск пробками»; техника «оттиск пробками»; рисование ладонями. рисование ладонями.


Телесноориентированные техники: биоэнергопластика– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; растяжки растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; упражнения для релаксации упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; дыхательные упражнения дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.


Развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. Кинезиологические упражнения – Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:


Логопедический массаж Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.


Пальцевый массаж массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж чётками;








Сказкотерапия– Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.


Коррекционные задачи сказкотерапии: создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; эффективность игровой мотивации детской речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;


Элементы сказкотерапии: сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом; создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.


Куклотерапия – Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.


Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.


Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.






Песочная терапия способствует: совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления.




Ароматерапия – Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Виды ароматерапии: ванны; распыление; ингаляциия; массаж.






Возможности использования ИТ в логопедии: повышение мотивации к логопедическим занятиям; организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; визуализация акустических компонентов речи; расширение спектра невебральных заданий;


Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.



Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.

Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

На базе школы оборудован логотерапевтический кабинет БОС-биологической обратной связи. Работа кабинета началась с ноября 2007 года в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики и занятий по коррекции речи. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с учащимися школы. Формы проведения занятий групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия по коррекции заикания.

Метод БОС позволяет пациенту видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т.е. формируем диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённы равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. После выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания начинаем речевые тренировки с применением данного типа дыхания.

На каждом этапе работы используются занимательные сюжеты компьютерной программы.

Практика использования метода показала, что после 12-15 сеансов у детей значительно улучшаются физиологические показатели: увеличивается показатель ДАС, число дыхательных движений приближается к норме. Устранилось избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Наблюдается положительная динамика со стороны речевого развития. Речь пациентов стала более чёткой, плавной, свободной, снизилась речевая неуверенность, страх речи.

Преимущества программы в том, что все результаты обследования, показатели проведённых сеансов автоматически заносятся в индивидуальную карточку пациента, где хранятся в виде графиков, таблиц, звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены и распечатаны.

Метод БОС используется в комплексе с традиционными коррекционными методиками (широко используются релаксационные упражнения).

Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.) Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова). Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в звуковой стороне речи, восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие индивидуальных качеств учащихся.

В качестве основных достоинств практикума, которые, на наш взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

  • компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
  • деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Какие же ещё существуют компьютеризированные разработки, помогающие логопеду в работе?

Я хотела бы остановиться ещё на одной специализированной компьютерной логопедической программе “ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

  • звукопроизношением;
  • просодические компоненты речи;
  • фонематическое восприятие;
  • лексико-грамматических строй речи.

В Институте коррекционной педагогики РАО, в лаборатории компьютерных технологий обучения детей разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. С большим удовольствием логопеды работают с такими программами “Лента времени”, “Мир за твоим окном”, “В городском дворе”. С их помощью достаточно эффективно можно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог и т.д.

“МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ”

Программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Ею могут пользоваться работники медико-педагогических консультаций, диагностических и сурдологических центров, школьные психологи, логопеды, воспитатели массовых детских садов и школ, родители. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений.

Первая программа цикла “ЛЕНТА ВРЕМЕНИ” поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни.

“В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ”. Выполняя упражнения, кажущиеся ребенку игрой, он будет осваивать новые способы размышлений о мире, учиться рассуждать, переосмысливать то, что казалось известным и уже понятным. Авторами создан уникальный инструмент обучения – “Калейдоскоп”, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

Логопеды используют программу “ДЭЛЬФА-142”, которая помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Компьютерный комплекс для логопедии "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" создан на основе методики постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием, разработанной кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л. П. Назаровой (1992). Его можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи (логопаты, слабослышащие, глухие дети), а также с детьми, не имеющими каких-либо органических или функциональных нарушений. Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей Имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат.

Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью.

Компьютерный комплекс "Речевой калейдоскоп" может быть использован на разных этапах обучения произношению: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать его и произношение в целом. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

Программно-аппаратный комплекс – “ВИДИМАЯ РЕЧЬ-3” – считается лучшим визуализатором на сегодняшний день в мире, имеет высокую стоимость.

Визуальный тренажёр произношения – продукт нашего производства, разрабатывался в центре “Специальные образовательный технологии” как более доступный по стоимости аналог версий программы “Видимая речь”.

Такие компьютеризированные разработки являются вспомогательными в логопедии и сурдопедагогике. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.

Выступление - обмен опытом

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Каков психологический портрет ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, который приходит в коррекционную школу? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с низкой мотивацией, с недоразвитием всех психических процессов. Всё это создаёт трудности в обучении.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической работы. Здоровьесберегающие технологии очень тесно переплетаются с коррекционными и игровыми технологиями и становятся, в итоге, одним целым.

Цель применения здоровьесберегающих технологий: способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

Коррекция психических процессов;

Снижение утомляемости, улучшение общего эмоционального состояния;

Развитие фонематического слуха, пространственных представлений, моторики;

Развитие дыхательного, артикуляционного аппарата.

Таким образом, у детей происходит:

Улучшение процессов памяти, внимания, мышления;

Повышение способности к произвольному контролю;

Улучшение общего эмоционального состояния;

Повышается работоспособность, уверенность в себе;

Стимулируются двигательные функции;

Снижает утомляемость;

Улучшаются пространственные представления;

Развивается фонематический слух, формируется фонематическое восприятие;

Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

Стимулируется речевая функция; повышается мотивация;

Улучшается соматическое состояние.

В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. Несомненно, что все методы, о которых будет говориться в данной статье, являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

Улучшить подвижность артикуляционных органов; развивается сила, точность движения;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Эта работа очень кропотливая, требует ежедневного выполнения одних и тех же упражнений, что может отбить интерес у детей к занятиям. Поэтому, следует разнообразить данную работу через использование сказочных сюжетов, игровых сюжетов, стихотворений, сказочных персонажей, иллюстраций.

Артикуляционную гимнастику можно соединять с движением рук. Эта техника называется биоэнергопластика. Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био - человек, энергия - сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Выполняя артикуляционное упражнение или удерживая определенную позу, ребенок имитирует это же движение одновременно одной или двумя руками.

При этом решаются следующие задачи:

Укрепляются мышцы артикуляционного аппарата;

Развивается сила, подвижность, точность движений органов, участвующих в речевом процессе;

Развивается координация движений мелкой моторики пальцев;

Развивается память, произвольное внимание, зрительное, слуховое восприятие.

Соединяя движения артикуляционного аппарата с движением кисти руки, эффективность исправления дефектных звуков возрастает, так как, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика - это своего рода творческая игра со сказочным сюжетом. Выработка полноценных движений в занимательной и увлекательной форме особенно важна для младшего школьника. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками, поэтому, биоэнергопластика - незаменимый здоровьесберегающий метод в работе учителя-логопеда.

Как пример, приведу одно упражнение:

" Дятел"

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

На первую строчку - постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук "д-д-д-д"

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося "д-д-д-д"

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Одной из форм оздоровительной работы является - пальчиковая гимнастика.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Желательно, чтобы упражнения для пальчиков соединялись с небольшими стихотворениями, с целью развития речи.

Так же очень важны для детей общие двигательные упражнения, так называемые физминутки, в которых соединяется речь с упражнением для тела.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми важно использовать самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Су - Джок терапия - один из видов самомассажа рук. Су Джок - терапия благотворно влияет не только на общий организм, но и на речевую активность ребенка. Известно, что речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Анатомически речевая область расположена рядом с двигательной и формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому, массажируя их, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма и речь в целом. Су - Джок терапия - это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. Су Джок - терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Когда мы говорим о пальчиках, то должны вспомнить и о развитие тактильных ощущений. В работе с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, важно использовать все анализаторы. В этом направлении можно использовать такие приёмы, как сухой бассейн, найди на ощупь букву, узнай букву не глядя, для первого класса используются геометрические фигуры.

В работе логопеда важно использовать элементы самомассажа лица. Лицо человека в отличие от других частей тела снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. При самомассаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды, но и на состояние центральной нервной системы. Применение различных приемов самомассажа в логопедической работе позволяет нормализовать тонус мышц, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции; стимулирует ощущения мышц, которые участвуют в работе речевого аппарат.

Некоторые исследователи утверждают, что самомассаж влияет на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Приемы самомассажа:

Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается самомассаж. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц.

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.

Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Плотное нажатие - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.

Длительность самомассажа 5 - 10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Александра Николаевна Стрельникова утверждала: "Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит". Но в применении этого метода есть противопоказания, а один из принципов нашей работы "не навреди". Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Можно использовать следующие игровые приёмы дыхательной гимнастики, как "оживи картинку", "волшебный пузырёк", игрушки-вертушки, мыльные пузыри и т.д.

Фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления, фонематический слух) - основа успешного овладения ребенком правильным произношением, навыками чтения и письма. На занятиях важно чаще использовать игровые моменты. Как примеры:

упражнение: "Определи место звука в слове". На полянку высадились, прилетевшие на самолёте, животные (можно параллельно провести работу на дифференциацию: домашние животные, дикие животные, птицы). Их встретили пчёлки, надо определить место звука "С" в названии животных и посадить пчёлок на нужные цветочки.

Упражнение: "Загони машины в гараж", на обратной стороне машин картинки с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова, загоняем в тот гараж, на каком месте стоит звук.

Упражнение: "Придумай слова на заданный звук, помоги жонглёру выступить в цирке", на каждый мячик называем слово с заданным звуком.

Упражнение: «Накорми Чебурашку» только теми апельсинами, на которых есть картинки с заданным звуком"

Упражнение на умения различать схожие по артикуляционному укладу, фонетически сходные звуки "Помоги курицам найти своих цыплят: на обратной стороне у цыплят картинки со звуками "С", "Ц"

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия - очень важно при формировании правильного образа букв, навыков грамотного письма и чтения; формировании навыков правильного употребления предлогов и развитии связной речи в целом. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение и восприятие мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени гимнастике для глаз. Учим детей фокусировать взгляд на движущихся предметах. Упражнения с детьми проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Как пример, можно использовать упражнение на умение сосредоточить взгляд на предмете, оно, как раз, способствует развитию и зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы снежинки все поймали.-

Со снежинками играли.

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал……

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Покружились! И на землю улеглись .

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем ,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

Один из приёмов, направленных на развитие зрительного восприятия, может являться работа с палочками и со спичками: сложи предмет по образцу. Здесь подключается зрительное восприятие, параллельно идёт развитие мелкой моторики, обогащение словаря и расширение кругозора. Очень хорошо эту работу можно организовать при работе над лексическими темами.

Можно широко использовать работу с прищепками. Как пример, предлагается применять такие многофункциональные игры, как:

"чего не хватает?". Детям предлагаются изображённые предметы и просят определить чего не хватает, дополняем изображения разноцветными прищепками

"чей хвостик?", Применение подобных упражнений обыгрывается, как правило, игровым сюжетом: например, "к нам приехали на поезде разные животные. Посмотрите на них, назовите их, они просят у вас помощи, как вы думаете, в чём им нужна помощь, чего им не хватает? (дети должны догадаться, что у животных отсутствуют хвостики, если дети не сразу догадываются, даём подсказки в виде наводящих вопросов). Далее предлагается снять с поезда животных и подобрать им хвостики из волшебной коробочки, хвостики наклеены на деревянные прищепки.

игры "кто что ест?". Ребёнок берёт прищепку с мордочкой и выбирает нужный для животного корм.

Все эти игры помимо благотворного влияния на мелкую моторику, способствуют развитию зрительного восприятия, обогащению словаря и развитию кругозора.

Хочется затронуть такой метод, как сказкотерапия. В работе логопеда сказка играет большую роль. Её воспитательная, развивающая и обучающая роль очень велика. А так как мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, то можно с уверенностью сказать, что такой метод, как сказкотерапия, очень благотворно влияет на психическое здоровье младшего школьника.

Через сказку дети учатся звукоподражанию, учатся выражать свои эмоции, устанавливать причинно-следственные связи, а также через плоскостные фигуры героев сказки развивается пространственная ориентировка.

В данной статье продемонстрирована вариативность использования в работе логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей с позиции здоровьесбережения. Данные приёмы оказывают положительное воздействие на здоровье детей, как психологическое, так и физическое. У детей повышается работоспособность и улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, можно отметить особенности логопедической коррекционной работы на основе здоровьесбережения:

Максимальное включение анализаторов

Использование красочной разнообразной наглядности

Использование занимательного материала

Вариативность упражнений

Опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности

учителя-логопеда Троневой С. В.

в свете реализации ФГОС ДО.

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

коррекции речевых нарушений дошкольников;

формирования предпосылок к учебной деятельности;

формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

    Пальминг;

    Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);

    «Су - Джок» - терапия;

    Телесно-ориентированные технологии.

    Игровые технологии;

    Технология наглядного моделирования;

    Мнемотехника;

    Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц - Пальминг . Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су - Джок» - терапия , расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С любимой игрушкой - Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, Например: выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8 Марта...»

Игровое пособие «Артикуляционные кубики», на которых изображены разные виды упражнений. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало ему.

Моё авторское пособие «Забавная фото сессия» очень нравиться детям, когда они примеряют себе различные артикуляционные уклады на палочке. Ребенок угадывает, для какого звука данный уклад, пробует повторить его и, конечно, фото на память.

Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук. На каждой карточке есть инструкция, например, «…клоун Клепа учится жоглировать. Читай слоги на мячиках, чтобы они не упали, четко произнося звук (Л), или «…помоги самолетику облететь все облака. Называй слоги, четко проговаривай звук «Л ».

Многофункциональное пособие «Веселый поезд» - ребенок подбирает картинки на заданный звук и расставляет их в нужное окошко, в зависимости от положения звука в слове. Либо ребенку предлагается исправить ошибку в расстановке картинок.

Игровые технологии , применяемые на этапе дифференциации звуков :

Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для ав томатизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове, и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

Авторское пособие «Чудо – дерево» - нужно повесить снежинки (или осенние листочки, бабочки, в зависимости от времени года) на дерево с одной стороны, например картинки со звуком «Р», с другой со звуком «Л». Работать может один ребенок, либо вдвоем, выполняя каждый свое задание.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей - это мяч . Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель - «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом - отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Технология наглядного моделирования

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии


В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!