Мамлеев юрий александрович. Архив мамлеева юрий мамлеев о своей жизни

Писатель и философ Юрий Мамлеев, создатель "метафизического реализма", скончался в воскресенье на 84-м году жизни в Москве после продолжительной болезни. Об этом агентству ТАСС сообщил литературный критик, близко общавшийся с Мамлеевым Владимир Бондаренко, а "Интерфаксу" - друг писателя Сергей Шаргунов.

Юрий Витальевич Мамлеев (11 декабря 1931, Москва — 25 октября 2015) — российский писатель, драматург, поэт и философ. Лауреат литературной премии Андрея Белого (1991). Президент «Клуба метафизического реализма ЦДЛ», член американского, французского и российского Пен-клуба, Союза писателей, Союза Литераторов и Союза драматургов России. Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.

Родился в Москве. В 1956 г. окончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Венедикт Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.

В 1974 году вместе с женой Марией Александровной эмигрировал в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cornell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. В Парижском литературном журнале 1986 году достоевед Жак Катто, писал о Мамлееве как о достойном наследнике Гоголя и Достоевского.

После провозглашения курса на демократизацию общества одним из первых приехал в Россию. С начала 1990-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке). Являлся членом исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Был членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и писатель становится президентом Клуба метафизического реализма ЦДЛ. С 1994 г. по 1999 г. как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Главные философские работы: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом — в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997, позднее вышла отдельным изданием) и «Россия Вечная», изданная дважды, последний раз в 2011 году.

В «Судьбе бытия» обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты, но вышел за её пределы, развивая собственное учение. В книге «Россия Вечная» исследовал глубины русской культуры и духа. В результате им создана новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение.

Творчество писателя отмечалось различными литературными грантами и премиями. В 2000 году он получил Пушкинскую премию (Германия), премию имени Андрея Белого (1993 г.), премию «Словесность» Союза литераторов (2008) и др. Также он является кавалером государственного Ордена Дружбы за творчество и литературные заслуги. Статьи о писателе и его творчестве входят в литературные и другие энциклопедии, словари (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедический словарь «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т.п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени). О творчестве писателя вышло авторское исследование Розы Семыкиной «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

Произведения автора публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. В 2012 году основная философская работа автора «Судьба бытия» издана на французском языке.

Основные произведения

Шатуны (роман, 1966)
Судьба Бытия (1997) (Философская работа)
Россия Вечная (1997) (Философская работа)
Московский гамбит (роман)
Мир и хохот (роман)
Крылья ужаса (роман)
Блуждающее время (роман)
Другой (роман, 2006)
Наедине с Россией (роман, 2009)
Империя Духа (роман, 2011)
После конца (роман, 2011)
Вселенские истории (роман, 2013)

Дата рождения: 11.12.1931

Русский писатель, драматург, поэт и философ. Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 года в Москве в семье профессора психиатрии. В 1940 году его отец был репрессирован и без вести сгинул в лагерях.

В 1956 году Юрий Витальевич закончил Московский лесотехнический институт, по специальности инженера. С 1957 по 1974 годы был преподавателем математики в вечерних школах для рабочей молодежи. Но это была лишь одна сторона его жизни, причем, не самая главная. С начала 1950-х годов он активно занимается изучением философии, теософии, оккультных учений. Его тайной страстью и основной сферой деятельности становится литература. В 1958 году Юрий Витальевич становится руководителем неформального эзотерического кружка "Сексуальные мистики". В это время тексты его рассказов и романов уже широко распространялись в "самиздате", так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. С 1953 по 1973 Мамлеев написал более ста прозаических произведений.

В квартире Мамлеева в Южинском переулке(отсюда название центрального цикла рассказов книги ) собирались писатели и художники, представители неофициального искусства - Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, Анатолий Зверев, Генрих Сапгир, Леонид Губанов, позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции. Нередко бывали на квартире и диссиденты, например Владимир Буковский.

Вот что Мамлеев говорит об этом кружке:

"Наша история, связанная с Южинским переулком, начиналась во времена господства тупого атеизма. Первой нашей целью было восстановление связи с Традицией и попытка ее творческого переосмысления. Почему именно так? Я называл наше тогдашнее состояние "купанием в Ничто". Поскольку все связи с Традицией были оборваны, мы не полагались только на связи с прошлым, даже в духовном плане. Под воздействием нашей духовной атмосферы многие принимали крещение. Многие искания были по линии всех мировых духовных традиций, в подоснове которых нам виделась единая мудрость, которая в значительной степени объединяет основные истины аутентичных традиций. Искали самые глубинные основы - то, что содержалось в писаниях Майстера Экхарта, Климента Александрийского, Веданте и Адвайта-Веданте. Это исключало профанические рериховские и блаватские интерпретации Востока. Каждый из нас занимался своей специальной духовной доктриной, но вместе с тем у всех было нечто общее, часто даже неосознанное. Каждый действовал в пределах своего мира.

Нас объединяла сама радикальная ситуация, в которой мы оказались. Все мы находились в условиях атеистического гроба и это придавало нашим исканиям особый оттенок метафизического радикализма. Такое случается, когда человек оказывается в тюрьме. Мы хотели прорваться дальше, не порывая с Традицией, продолжать ее в другом плане и пытаться соединить "несоединимое".

В 1974 году Юрий Витальевич вместе с женой эмигрирует в США, где начинает преподавательскую деятельность в Корнельском университете (Cernell University). Позже, в 1983 годе переезжает в Париж, во Францию, где преподает русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. После выхода в США на английском языке сборника «The Sky Above Hell» (1980), названного по одному из рассказов - «Небо над адом», писатель был принят в члены ПЕН-клуба (международной организации писателей). В 1985 он закончил роман , первое описание эзотерических под­польных кружков в Москве 60-х гг.

После изменения режима в России, Юрий Витальевич одним из первых эмигрантов вернувшихся в Россию. В 1990 году состоялся выход его первой книги на родине - . Затем последовали "Голос из ничто" , "Вечный дом" , "Шатуны" , "Черное зеркало" , "Бунт луны" , "Блуждающее время". Появляется множество статей, исследований о его творчестве, интервью в прессе, выступлений по радио и ТВ. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).

С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ.

Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом - в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) и «Россия Вечная» (Аиф-принт, 2002).

В «Судьбе бытия» Юрий Витальевич обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю. Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе «Последняя доктрина», которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую традицию.

В настоящее время в московском отделении Союза литераторов Российской Федерации образовалась секция метафизического реализма, течения, родоначальником которого считается Мамлеев. Он возглавляет секцию, а основное ядро составляют организатор секции Дмитрий Силкан, Николай Григорьев, Наталья Макеева, Елизавета Новикова. В целом же секция объединила несколько сотен прозаиков, поэтов, эссеистов. Их произведения вошли в сборник "Мистерия бесконечности".

Награды писателя

Член американского, французского (1980) и русского ПЕН-клубов, Союза литераторов Российской Федерации (1991), член исполкома Международного общества культурных связей с Индией.
Лауреат премии имени Андрея Белого
Лауреат международной Пушкинской премии за 1999 год
В 2007 указом президента России награжден орденом Дружбы.
Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008).

Библиография

Книги на русском языке
Изнанка Гогена. Париж: Третья волна, 1982.
Живая смерть (сборник рассказов). Нью-Йорк - Париж: Третья волна, 1986.
Шатуны (роман). Нью-Йорк - Париж: Третья волна, 1988.
Татьяна Горичева. Новый град Китеж (философские работы). Париж: 1988.
Голос из ничто (сборник рассказов). Нью-Йорк: Apollon Foundation, 2001.
(сборник рассказов) М.: Молодежный книжный центр, 1990.
(повесть и рассказы). М.: Художественная литература, 1991.
Голос из ничто. М.: Московский рабочий, 1991.
. М.: Терра, 1993.
Шатуны (роман). М., Терра, 1996.
Судьба бытия. «Unio mistica». М., Терра, 1997.
Чёрное зеркало (сборник рассказов). М., Вагриус, 1999.
(сборник рассказов). М: Вагриус, 2000.
(переиздание). М: Вагриус, 2001.
(роман). М. - СПб, Лимбус-пресс, 2001
М.: Аиф-принт, 2002.
(сборник рассказов). М.: Вагриус, 2002.

Основные тайны (сборник рассказов). М.: Вагриус, 2002.
(роман). М.: Ad Marginem, 2002.
(сборник рассказов). М.: Вагриус, 2003.
(сборник рассказов). М.: Вагриус,2003.

Мамлеев Юрий Витальевич - писатель, философ.

Родился в семье профессора психиатрии.

В 1955 окончил лесотехнический институт.

До 1974 работал преподавателем математики в школах рабочей молодежи.

С нач. 1950-х интенсивно занимается философией - от классической немецкой постепенно переходит к индийской.

С 1958 становится лидером эзотерического кружка. (Московские эзотерические кружки изображены в романе Мамлеева «Московский гамбит», 1985.)

В течение 1960-х Мамлеев на основе индийских философских учений создает «собственную метафизику "Я"», которая подробно изложена в книге «Судьба бытия» (1993). По Мамлееву, человеческое существо является только оболочкой, внутри которой находится божественная реальность. Человек способен, отбросив отождествление себя со своим телом, умом, психикой, достичь Богореализации. При этом человек не становится Богом, но открывает в себе Бога как свое подлинное Я. Наиболее самобытная часть философии Мамлеева изложена в последней главе «Судьбы бытия» и в других работах.

Одновременно с занятиями философией Мамлеев выступает и как писатель. В период с 1953 по 1973. М. написал более 100 прозаических произведений. По словам самого Мамлеева, его художественные тексты «имели явный метафизический подтекст», «литература и метафизика шли рука об руку». Называя себя метафизическим реалистом, Мамлеев подчеркивает, что ему не интересны те мелочи и подробности человеческого существования, которые не дают «окна» в более глубокую реальность: «"Банальный", "видимый" человек не может представлять интереса для писателя-метафизика. Кроме того, такой человек (т.е. социально-психологическая сторона человека) прекрасно описан в литературе XIX в. <...> Для писателя-метафизика задача, следовательно, состоит в том, чтобы обратить все свое духовное зрение на невидимого человека, интересуясь внешним человеком лишь постольку, поскольку в нем отражаются реалии скрытого, тайного, трансцендентного человека» (Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №10. С.179).

Несмотря на некоторую связь с традициями Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Ф.Сологуба, А.Белого, проза Мамлеев чрезвычайно специфична и самобытна. Художественный мир его произведений населен по преимуществу «монстрами», персонажами, которые хотят докопаться до самых тотальных глубин человеческого бытия. Почти все они охвачены метафизическим интересом к смерти, переходящим в некроманию. Герой рассказа «Любовная история» поочередно влюбляется в ушедших в иной мир людей. Для Васи Кошмарикова («Утро») каждая смерть становится праздником, он любит «даже не собственно мертвецов, а сам процесс смерти и его осознание». Маньяк Фёдор Соннов («Шатуны») убивает людей, чтобы понять, что такое душа. Столь же напряженно персонажи Мамлеева размышляют над проблемой «я - не я», не зная соотношения между собой и окружающим миром. Одним из моментов творчества Мамлеева-художника является разрушение гуманистических иллюзий, он, по собственному признанию, стремится показать, «насколько может быть страшен и необычен человек».

Своеобразной квинтэссенцией Мамлеев, наиболее совершенным его произведением является роман «Шатуны» (1968). Здесь гротеск касается как традиционного гуманизма, так и благодушно-инфантильного взгляда на связь между Богом и миром. Карикатурен образ Христофорова: «Когда он думал о Боге, то придавал своим мыслям такой благостный, умилительный характер, что весь мир, все существующее принимало в его мыслях умильный, сглаживающий и доброжелательный вид», однако перед смертью Христофоров вдруг открывает в себе страшное чудовище, свое «второе внутреннее существо» - и «все его идеи о Боге и любви рассыпались, как карточный домик». В этом персонаже основу «благостного» гуманизма составляет стремление заглушить подспудный страх перед ужасами бытия. Одна из героинь романа Анна Барская ощущает мир «как игру чудовищных, отделенных, потусторонних сил». Американский писатель Джеймс МакКонки считает, что роман этот сюрреален, «как будто земля превратилась в ад без осознания людьми, что такая трансформация имела место. <...> Виденье, лежащее здесь в основе,- религиозное, и комедия этой книги - смертельна по своей серьезности» (предисл. к книге Мамлеева «Изнанка Гогена», Париж; Нью-Йорк, 1982). Газета «Монд» (Париж. 1998. Нояб.) пишет: «Юрий Мамлеев одним своим яростным безумным произведением перевернул русскую литературу». Отчасти «Шатуны» связаны с «Серебряным голубем» А.Белого: речь идет о героях-интеллектуалах, которые мечтают о синтезе «интеллигентского мистицизма» с «русским, кондовым народно-дремучим мракобесием». И персонажей из народа, и интеллигентов притягивает «область смерти». И те, и другие воспринимают земную жизнь как преддверие в иное непознаваемое бытие.

В 1974 Мамлеев эмигрировал в США, где преподавал в Корнеллском университете, продолжая литературная деятельность. В начале 1980-х Мамлеев переехал в Париж.

С 1994 вновь живет в Москве. За это время Мамлеевым опубликованы 2 романа и несколько сборников рассказов. Роман «Блуждающее время» (2001) - философский роман о «тайной Москве», где его герои с яростной энергией отрицают ограниченность этого мира, о метаниях совр. российской интеллигенции. В романе «Мир и хохот» (2003) речь идет о загадочном исчезновении одного из персонажей. Но, пожалуй, главный герой романа - «хохот», ибо гротеск пронизывает всю ткань этого произведения.

В 1990-е Мамлеев обращается к драматургии (пьесы «Зов луны», «Свадьба с незнакомцем»). В этот период Мамлеев читал лекции по индийской философии в МГУ. Мамлеев - основатель литературного направления «метафизический реализм», которое вызывает большой интерес значительной части современной российской творческой молодежи. О творчестве Мамлеева написано большое количество статей, рецензий, диссертаций как в России, так и на Западе. Мамлеев отмечен литературными премиями: премией Андрея Белого (С.-Петербург, 1993), Пушкинской премией (Фонд Альфреда Топфера, Германия, 2000).

А.О.Большев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 518-520.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Изнанка Гогена. Париж; Нью-Йорк, 1982;

Живая смерть: рассказы. Нью-Йорк; Париж, 1986;

Шатуны: роман. Нью-Йорк; Париж, 1988;

Вечный дом: Повесть и рассказы. М., 1991;

Избранное. М., 1993;

Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №10,11;

Шатуны: роман. М., 1996;

Черное зеркало: рассказы. М., 1999;

Бунт луны: рассказы. М., 2000;

Блуждающее время: роман. М.; СПб., 2001;

Россия вечная. М., 2002;

Основные тайны: рассказы. М., 2002;

Шатуны: роман. М., 2002;

Задумчивый киллер: рассказы. М., 2003;

Американские рассказы: рассказы. М., 2003;

Конец века: рассказы. М., 2003;

Мир и хохот: роман. М., 2003.

Литература:

Беляева-Конеген С. Упырь // Стрелец. 1992. №3. С.167-169;

Горичева Г. Круги ада // Континент. 1983. №36. С.382-385;

Одесская М. Дом на краю бездны. Возвращение Юрия Мамлеева // Литературная газета. 1992. 23 дек. С. 4.

МАМЛЕЕВ ЮРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Биография и творчество

Юрий Виталевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 года в Москве. В 1956 г. окончил Московский Лесотехнический институт, потом преподавал математику в вечерних школах. Наряду с этим занимался литературным творчеством, что со временем стало основным делом его жизни. До 1974 года им были написаны сотни рассказов, два романа, философские работы, стихи. Однако из-за существующего тогда ограничения свободы творчества, эти произведения не были напечатаны. Они были опубликованы позднее за рубежом и в России

В 1974 г. Мамлеев вместе со своей женой, Мамлеевой Фаридой Шарафовной, вынужден был уехать из СССР. С 1975 г. по 1983 г. находился в США, где преподавал русскую литературу и работал в Корнельском университете, город Итака, штат Нью-Йорк. Там же работала в библиотеке университета его жена. В 1983 г. вместе с женой переезжает в Париж, где преподаёт литературу и русский язык в Парижском институте Восточных цивилизаций и языков в Медонском центре изучения русского языка и литературы. За период эмиграции получил международную известность. Его произведения публиковались на западе на русском, английском, французском, немецком и др. языках. Наибольший успех имели следующие книги - "Небо над адом", Нью-Йорк, 1980 г., "Шатуны", Париж, 1986 г., Рим, 1997 г. и Прага 1998 г., "Убийца из Ничто", "Последняя комедия" - Зальцбург, 1992, 1994 гг.

Мамлеев был принят сначала в американский, потом во французский Пен-клуб, о творчестве на Западе и в России существует обширная литературная критика.

В 1991 г. Мамлееву Ю.В. было возвращено советское (российское) гражданство. В России с 1991 г. по настоящее время опубликованы 6 его книг. На Западе и в России периодически принимает участие в международных конференциях, даёт лекции в университетах, выступает на радио и ТВ.

Главной сферой его деятельности - литературное творчество и философия. Он преподает индийскую философию в Московском государственном университете, публикуется в журнале "Вопросы философии" и сборнике "Unio mistica". Член русского Пен-Центра, Союза Писателей, Союза Драматургов и исполкома Международного общества культурных связей с Индией.

Биографические списки о Мамлееве содержаться во многих источниках, в мемуарах, во Всемирном Биографическом Энциклопедическом словаре (Российская Энциклопедия, 1998), <Кто есть кто в России> (1997), <Все шедевры мировой литературы. Русская литература ХХ века> (1997), <На пороге ХХI века> (1998), (1996) и т.д.

Официальная печать оказывается недоступна из-за необычной стилевой манеры писателя, по законам сюрреализма «взрывающего» схематизм одномерного повествования, апеллирующего к иррациональному началу в человеке.

Стремление быть услышанным побудило Мамлеева покинуть Советский Союз. В 1975 году он уезжает в США, а с 1983 года живет в Париже. Эмиграция открывает Мамлееву доступ к широкому читателю: его книги переводятся на многие европейские языки. С 1989 года писатель начинает публиковаться на Родине. В 1990 году выходит в свет книга рассказов «Утопи мою голову», в 1991 году появляются еще два сборника: «Голос из ничто» и «Вечный дом». В 1993 году издательство «Терра» выпускает книгу Мамлеева «Избранное», включающую в себя романы «Шатуны», «Московский гамбит», повесть «Крылья ужаса» и рассказы, созданные в разные годы.

Сверхзадачу своего творчества Мамлеев видит в раскрытии «тех внутренних бездн, которые таятся в душе человека». Соответственно писатель выбирает героя, сосредоточенного на проживании одной, полностью заполняющей его страсти. Например, героиня рассказа «Неприятная история», докторпедагогических наук Анна Карловна Мускина, одержима страстью чревоугодия. Другая ее склонность -приверженность к теории. Гротескность такого сочетания призвана опровергнуть стереотипный взгляд на человека как на рациональное существо, способное укротить в себе слепое начало инстинкта. Мамлеев открывает в человеке пропасть между сознательным и бессознательным, находя ей зримое образное воплощение.

В одиннадцать часов началась научная конференция. Анна Карловна почти ничего не слышала, что говорили выступавшие, потому что была занята своим животом. Он казался ей живым существом, жирным и теплым, как прилепившийся к телу пухлый ребенок. Она шевелила его, слегка покачивала, и от удовольствия изо рта ее текли слюни.

Интерес к иррациональным сферам бытия определил обращение писателя к жанрам, сохраняющим близкое родство с миром. Ряд произведений Мамлеев объединяет в фольклорно-мифологический цикл (рассказы «Голубой», «Сон в лесу», сказка «Ерема-дурак и смерть», поэма-легенда «Блаженство и окаянство»). В текстах этого цикла автор показывает непроницаемость мира для рационального сознания. Человек может не замечать стихийных сил бытия, но в определенный момент жизни он помимо воли вовлекается в таинственное и непонятное. Так происходит с героем рассказа «Голубой», отличником учебы Николаем Рязановым, приехавшим в деревню в поисках «основных тайн». «Старичок в белом» подводит Николая к заколдованной дверке, которая непонятно где: то ли в землянке, то ли в избушке, толи в небе. По мере приближения к дверке герой подхватывается невидимым течением и излечивается от ностальгии по «основным тайнам».

Прикосновение к тайне возможно лишь в «пороговых» ситуациях. Ситуации «на грани» привлекательны для Мамлеева тем, что позволяют проникнуть внутрь «я», высветить истинные мотивы поступков человека. В рассказе «Управдом перед смертью» Мамлеев разрабатывает типично «пороговую» ситуацию - человек в ожидании конца - но вносит в ее трактовку новые акценты. Писатель отказывается от нравственного критерия в оценке человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах. По мнению автора, поведение человека в таких условиях диктуется не внушением ума или порывом сердца, а иррациональной силой, дооценочной в своей основе.

Герой рассказа, управдом Дмитрий Иванович Мухеев, узнает, что болен раком. С резкой остротой перед ним встает вопрос: как защититься от приближающегося конца? Пожилой человек начинает искать земные формы бессмертия. Автор своеобразно «комментирует» духовные поиски героя, делая основой сюжета линию последовательного разрушения мухеевских иллюзий. Первой терпит крах иллюзия о том, что человека переживают его дела. Герой узнает о сносе домов, в течение многих лет находящихся в его ведомстве. Другая иллюзия - бессмертная любовь. Описывая неземные чувства, посетившие Дмитрия Ивановича на исходе лет, автор опрокидывает романтику в быт, подчеркивая примитивность и неряшливость объекта любви - жены управдома Варвары, прозванной «шкурой» за стервозный характер. На стыке высокого и низкого рождается мир, в котором на поверхность проступают ранее невидимые, иррациональные силы, подчиняющие себе человека. Любовь проходит, и герой прозревает, смиряясь перед величием неизвестного.

Неслиянность внешнего и внутреннего, эмпирического и метафизического составляет, по мысли писателя, предмет основного жизненного переживания человека. В романе «Шатуны» оно облечено в форму вечного вопроса: в чем смысл смерти? Загадка смерти для мамлеевских героев - это загадка распадения целого, разъединения души и тела. Тайну посмертного существования души - тайну «того» мира - люди пытаются постичь в формах «этого», впадая в разного рода крайности, от садомазохизма и нарциссизма до мистицизма. В романе много героев, и судьба каждого - один из вариантов земного прорыва в неизвестное. Главный герой, Федор Соннов, убивает людей (роман начинается со сцены убийства прохожего) для того, чтобы почувствовать в них духовную природу.

Как только человек исчезал, убитый им, то из предмета раздражения и загадок он постепенно превращался для Федора в"тихое, святое, хоть и непонятное существо.

Знакомая Соннова Анна мечтает о научной регистрации «метафизической» смерти, другой гость сонновской обители, поэт Геннадий Ремин пишет «трупную лирику», мальчик Петенька буквально съедает себя, чтобы телесно ощутить переход «туда». Большую роль в тексте играют диалоги героев,решающих проблему смерти. Свойственная русской литературе напряженность идейно-философских поисков частые отсылки к творчеству Достоевского) здесь сохраняется, но подается в сюрреалистически-игровом регистре, снимающем драматизм личностной одержимости идеей. В экспериментальной среде романа («...я обычно описывал исключительных людей в исключительных обстоятельствах», - признавался Мамлеев) выделяются два плана проживания идеи: раблезиански-телесный и интеллектуально-рефлексивный. Между ними - пустота, провал, возможно потому, что мамлеевские герои нечувствительны к душевной боли. Эта нечувствительность показана как патология, обрекающая человека на самоизоляцию, на уход от реальности.

В своих произведениях Юрий Мамлеев просчитывает тупиковые ходы человеческого существования, заглядывая во внутренние бездны души.


Приложение

Краткое содержание: «Шатуны»

Шестидесятые годы. Один из главных героев - Федор Соннов, доехав на электричке до какой-то подмосковной станции, шатается по улицам городка. Встретив незнакомого молодого человека, Федор ножом убивает его. После преступления - абсолютно бессмысленного - убийца «беседует» со своей жертвой, рассказывает о своих «радетелях», о своем детстве, других убийствах. Переночевав в лесу, Федор уезжает «в гнездо», подмосковное местечко Лебединое. Там живет его сестра Клавуша Соннова, сладострастница, возбуждающая себя с помощью запихивания в матку головы живого гуся; в этом же доме живет и семья Фомичевых - дед Коля, его дочь Лидочка, её муж Паша Красноруков (оба - чрезвычайно похотливые существа, все время совокупляющиеся; в случаях беременности Паша убивает плод толчками члена), младшая сестра четырнадцатилетняя Мила и семнадцатилетний брат Петя, питающийся собственными струпьями. Однажды Федор, и так уже надоевший обитателям дома своим присутствием, съедает Петенькин суп, сваренный из прыщей. Чтобы уберечь брата от мести Фомичевых-Красноруковых, Клавуша прячет его в подпол. Здесь Федор, уставший от безделья, от невозможности убивать, рубит табуретки, представляя, что это фигуры людей. В голове его только одна идея - смерть. Наверху тем временем Лидинька, вновь забеременевшая, отказывается совокупляться с мужем, желая сохранить ребенка. Тот насилует её, плод выходит, но Лида заявляет Паше, что ребенок жив. Красноруков зверски избивает жену. Она, больная, лежит у себя в комнате.

  • В духе двадцатого века.
  • Да. Надо сказать, что всю всемирную историю можно назвать историей людоедства. Войны шли всегда, кровь лилась постоянно, я уж не говорю о колониализме, стремлении одних народов подавить, уничтожить другие, и люди настолько к этому привыкли, что считают это нормальным. На самом деле это страшная аномалия. Ни один вид не уничтожает сам себя, кроме человека. Поэтому христианство считает этот мир падшим, хотя человек сам по себе божественного происхождения и, так как он стоит над природой, в нем есть бессмертие. Но это не повод для грусти, это вызов, испытание. Человек, несмотря на самые страшные времена, должен остаться человеком, и духовным человеком, и жить по принципам любви.


Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева

  • Как вы подготавливали себя к тому, чтобы начать видеть незримую часть зримого? Что вы читали?

  • Наш круг тогда интересовался всеми аспектами духовной жизни человека, тем более что все это было полузапрещено. Но нужно отделить практику литературную от религиозных исканий. Как видеть мир глазами писателями и творить свой космос? Это необъяснимо, это рождается само. Что касается религиозного поиска, то для большинства из нашего круга было понятно, что православие является истинным христианством, так как оно обращено к первоистокам. Но мы с большим вниманием и уважением относились и к мусульманству, изучали и его тоже. А что касается философии, то мы шли вполне классическим путем: сначала философия немецкая, Кант, Гегель, Шопенгауэр, затем русская. Также нас невероятно обогатило знакомство с индийской философией, она намного превосходит европейскую по глубине мысли и богопознания.

  • Расскажите про ваш Южинский кружок. Он сейчас в миф превратился.
  • Как вам жилось в Америке?
  • Как вы считаете, есть люди, абсолютно невосприимчивые к вещам мистического характера?
  • Это вопрос антропологический. В обычное время значительная часть людей живет просто бытом, обычной жизнью. Вот сейчас на Западе есть такое понятие, как индифферентизм. Равнодушие к вопросам религии. Это не атеизм, атеизм требует позиции и четкого осознания отсутствия высшей силы. А вот индифферентизмом наполнен весь мир. Люди интересуются только собой, только бытом. Но культуру, политику и науку всегда делало меньшинство.
  • В древности существовали так называемые тайные науки: астрология, алхимия, предсказательство и другие. Это были традиционные герменевтические науки, основанные на простом факте контакта с невидимым миром, который легко достигался в древнем мире. Потом наступил период, когда занавес опустился по целому ряду причин. И ключи к этим наукам были потеряны. Оккультизм же родился позже, в XVII–XVIII веках, и означал увлечение этими тайными науками. Оккультизм - это, попросту говоря, профанация, хотя и там были какие-то проблески истины. Мы никогда не занимались оккультизмом.
  • Наверное, поэтому так изменилось отношение к смерти?
  • Безусловно. Еще Сомерсет Моэм отметил, что в конце девятнадцатого века неожиданно произошел перелом. До этого люди умирали с улыбкой, полные веры и уверенности, что они переходят в иной мир и что ничего страшного в этом нет. А затем с распространением атеизма и материализма в отношении смерти возник совершенно жуткий страх небытия, исчезновения навеки. Поэтому я считаю, что атеизм - это такой капкан, который порабощает человека. Религия означает любовь и победу над смертью, а атеизм - это абсолютное торжество смерти. И весьма странно, что атеизм в Советском Союзе связывался с оптимизмом. Это абсурд.
  • Но все-таки вы же сами считаете, что Бог милостив…
  • Конечно. Но поскольку вселенная устроена так, что человеку дана полная свобода воли, он способен избрать и путь, обратный от спасения. То есть, грубо говоря, человек осуждает сам себя. Это так же, как если заядлый уголовник, мрачный тип, попадает на концерт классической музыки - он не выдержит там и пяти минут. И так же грешнику в раю - просто некомфортно, он привык к атмосфере зла и насилия, к которым его влечет натура. И представление о вечном аде - это явное преувеличение. Вечен только Бог, ад - это временное решение. Хоть и очень неприятное.
  • Подавляющее большинство персонажей ваших книг стремятся к запредельному, но не через светлые способы, а через темные. Как вы считаете, если человек идет через мрак, это на нем сказывается?

    Мрак тоже есть разный. Настоящий мрак - это тот, что не допускает человека до веры, оставляя его на положении животного, это даже ниже демонического уровня. Но есть в человеке некая тайна, потому что он создан так, что одна его часть устремлена наверх, а другая уходит вниз, в темное пространство. В человеке все соединено: и мрак, и свет. Бог дал человеку полную свободу, в том числе свободу быть богоборцем. Существует такое положение, выраженное в богословских книгах: чтобы найти истинный свет, надо познать истинный мрак. Собственно, это классический эзотерический путь. Литература опасна тем, что вы волей-неволей, описывая человека, следуете всему, что есть в мире. А в мире есть такое, что не приснится. Что-то такое и должно происходить с моими читателями, через ужас они постигают катарсис и очищение.

    Что бы вы посоветовали тем, кто еще не познал катарсис?

    Я бы выразил это в такой триаде: познание личности, веры и родины. В чем она заключается? Личность - нужно найти самих себя, исследовать многоцветие разных аспектов бытия. Что до веры, то без нее человек себя обрекает на полную отрезанность, на беспомощность - до смерти и после смерти. Это абсурдная ситуация, когда в человеке заложен образ и подобие божие, а он от самого лучшего, что в нем есть, отказывается. У нас есть много абсурдов в жизни, но это самый тяжелый по своим последствиям. Ведь конечная цель личности - это победа над смертью. Мы жили в то время, когда еще оставались люди, которые родились в исторической России, и я спрашивал их, в чем же разрыв между людьми их поколения и нашего. И ответ был однозначный: тогда люди были жизнерадостней. Все это благодаря вере. И последнее, Родина. Да, патриотизм всегда использовался властью в своих целях. Но есть патриотизм духовный, патриотизм внутренней России, мистической. В душе каждого человека рождается его Россия.