Конспект земля вода растения. Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) «почва - живая земля» в подготовительной группе
Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию подготовила воспитатель Бурдукова Н.Ю., детский сад «Солнышко», поселок Преображение. Тема занятия в детском саду - земля. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цели занятия в детском саду:
- познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой;
- подвести к выводу о том, что в почве есть все необходимые для жизни живых существ компоненты;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Ход занятия в детском саду:
Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.
Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.)? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.
— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.
— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.
Весною буйно всё растёт,
Деревья расцвели!
Когда придёшь на огород –
Возьми комок земли.
Смотри – он тёплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нём корешки цветов живут,
Он червякам даёт приют,
В нём влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной.
Опыт 1:
— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!
Как образовалась почва?
— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.
— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.
— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.
— Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе
Тема «ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ КОРМИТ?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли («познавательное развитие»);
Учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы(«познавательное развитие»);
Прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности («социально-коммуникативное развитие»);
Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («социально-коммуникативное»).
Методы и приемы: - практические: экспериментирование
- наглядные: показывание образца, презентация
- словесные: проблемные ситуации
Материалы и оборудование: цветок в вазе с водой синего цвета, мешочек с почвой, фартуки, нарукавники, лист бумаги, почва, стакан с водой, спиртовка, стекло, презентация.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций «Почему цветок синий», «Земля или почва», Экспериментирование |
Коммуникативная | |
Трудовая | Соблюдение рабочих мест в порядке, уборка рабочих мест |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
|
Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить. | Дети высказывают свои предположения. | Дети могут обосновать свое мнение. |
|
Игровое упражнение «Найди, что скажу» Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать. | Дети двигаются по инструкции воспитателя: Три шага вперёд от двери Пять шагов направо Встать с левой стороны стола Пройти 7 шагов вперёд. | У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве |
|
Воспитатель просит сказать, что это такое. Воспитатель говорит, что это почва. | Дети говорят, что это земля. Дети спрашивают, что такое почва. | Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. |
|
Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва. | Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники. | Развивается интерес к исследовательской деятельности |
|
Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах. Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни). | Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп. | Дети узнают, из чего состоит почва. |
|
Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой. Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину. | Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. | У детей закрепляется умение делать опыты. |
|
Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха. Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат? | Дети убеждаются, что в почве есть воздух. Дети отвечают, что как и все животные - воздухом. | ||
Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. | На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода. | У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов. |
|
Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве. | Дети рассказывают об обитателях почвы. | Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли. |
|
Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе. | Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы. | Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов. |
|
Воспитатель предлагает просмотреть презентацию. | Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду | У детей появляется бережное отношение к природе. |
«Почва – живая земля»
Составила и провела: воспитатель.
в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Здоровье» и «Коммуникация».
Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире, развитие навыков свободного общения с окружающими людьми.
Образовательные задачи:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; закрепить знания о почве; познакомить детей с некоторыми обитателями почвы, с особенностями их внешнего вида; познакомить с ролью обитателей почвы в природе; дать элементарные представления о круговороте веществ в природе. Учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе («Познание»); Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; детей в речевое взаимодействие («Коммуникация»). Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – уточнять смысл некоторых слов (бактерии, падальщики); развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор во время просмотра мультимедиа; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; речи - употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землёй) («Коммуникация») Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Подземные обитатели» («Коммуникация») Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека («Здоровье»)
Развивающие задачи:
- Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы; Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять, группировать по общим признакам).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать ; Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы: Воспитывать культуру поведения в природе;
Материалы и оборудование:
НОД организуется в группе.
- Компьютерная презентация в программе PowepPoint на тему: «Подземные жители».
Предварительная работа:
Подобрать фото - коллекцию на тему «Подземные обитатели», сказки, стихи, загадки о дождевом червяке и других обитателях почвы (при активном участии семей воспитанников группы) Подготовить раскраски о дождевых червяках.
Непосредственная образовательная деятельность.
Сегодня мы с вами отправимся в гости к обитателях подземной страны.
В эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда.
Как же в эту страну нам попасть?
Страну, до которой рукою подать!
Воспитатель начинает показ мультимедиа.
| Почва – самый верхний, плодородный слой земли. Как возобновляется почва? Откуда она берет силы, чтобы «накормить» такое огромное количество различных растений? Кто ей помогает оставаться плодородной? |
||||||||||||||||||||
| Срез земной поверхности. Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Все они трудятся над созданием плодородного слоя земли. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву, — мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие поступление в почву воды и воздуха. |
||||||||||||||||||||
| Дождевой червяк. Очень важная работа у червяка. Он делает почву! |
||||||||||||||||||||
| Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы. |
||||||||||||||||||||
| Поедая погибшие растения червяки перерабатывают их в плодородный для земли продукт. |
||||||||||||||||||||
| Работа дождевых червей в природе очень важна! Но не одни червяки делают почву, им помогают и другие обитатели подземной страны…… |
||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика А четыре – камни мы, Крепкие ребята. И бросать в окошко нас, Никому не надо. Пять – я почва – верхний слой, Дружат травы все со мной, И деревья, и кусты, Червяки, жуки, кроты. Всем живущим говорю: “Чтите матушку свою!” Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ, Все живущие под солнцем – Братья нам и мы друзья! А теперь, я предлагаю сделать фото коллаж. У меня приготовлено пано, но на нем нет природных объектов, деревьев, травы, кустарников. Оформите работу. Посмотрите, что у нас получилось: река, берега, березы, это похоже на наш микрорайон «Новый свет». Задания для активизации самостоятельной деятельности и развития интегративных качеств в режиме дня по теме НОД.
«Чем нюхает червяк?» «Любят ли дождевые черви яблоки?» наблюдение за дождевыми червями.
Конспект составила: педагог – организатор ______________ Заведующий ГБОУ детского сада № 000 Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва". "Знакомство со свойствами почвы" Программное содержание:Образовательные задачи: Познакомить с процессом образования почвы. Дать представление о почве и ее составе. Показать значение почвы для растений и живых организмов. Развивающие задачи: Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение Воспитательные задачи: Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности Предварительная работа:
работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях. Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы. Методы и приемы:
Ход деятельности:
Заключительная часть.
Литература:
| Конспект НОД в подготовительной к школе группе по экологии "Состав почвы" г. Ачинск Цель: Дать детям элементарные представления о почве, как о компоненте природы Задачи:
Материал: Банки с водой, земля, схема почвенной фауны, бумага, карандаши, краски, восковые мелки; Ход НОД: Воспитатель рассматривает с детьми репродукцию В. Васнецова "Три царевны подземного царства", в это время раздаётся стук в дверь, воспитатель выходит посмотреть, кто стучится и возвращается с куклой, которая представляется детям Царевной подземного царства. Царевна:
«Дети, я живу в подземном царстве. Меня послали к вам мои старшие сёстры, вы их видели на картине. Я пришла к вам с заданием рассказать о земле. Посмотрите на картину, что это? (дети рассматривают схему земного шара, отвечают на вопрос) Знаете, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было растений. Сначала появились моря и океаны, затем появлялись и разрушались горы под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, и только потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую. Как вы думаете, что такое почва? Да, почва – это земля. Мы её так называем по имени нашей планеты – Земля. Как вы думаете, из чего состоит почва? Давайте проверим это, проводя опыты» Дети проводят опыты под руководством Царевны подземного царства. ОПЫТ №1. Состав почвы Дети берут стакан с водой и кладут в него пластмассовую ложечку почвы. Размешивают почву в стакане с водой. Через некоторое время стало видно, что на дне стакана выпал в осадок песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений и остатки растений. Вывод: Почва в своём составе имеет: песок, глину, остатки растений. ОПЫТ 2: В почве есть воздух . Дети берут стакан с водой, и бросают в него комочек почвы. Царевна : «Что вы видите? (со дна поднимаются пузырьки воздуха) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?» Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух. Царевна: «Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Воздухом дышат многие животные подземного мира.
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды, тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле. Кто эти животные? Я согласна с вами, это дождевые черви. Дождевые черви питаются отмершими растениями, тем самым помогают увеличиваться почвенному слою. Царевна: «Знаете ли вы, какую ещё пользу приносят дождевые черви? (ответы детей). Да, они не только рыхлят и удобряют землю, но через прорытые ими подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без червей растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. Они делают почву мягкой и плодородной». Царевна: « Что необходимо делать, что бы почва сохранялась?» Дети : «Не загрязнять почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей». Царевна: «Ребята, русский народ, придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва» Дети перечисляют знакомые поговорки о земле:
Царевна : «Молодцы!Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Ребята, пожалуйста, нарисуйте мне картину о главных животных, которые сохраняют почву на нашей голубой планете. Я помещу ваши рисунки на своей стене, буду любоваться ими и вспоминать нашу встречу». Используемая литература.
|