Дидактические игры ко «Дню здоровья. Программа «Интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр

Алла Бояринова

МЫ РАЗНЫЕ - В ЭТОМ

НАШЕ БОГАТСТВО,

МЫ ВМЕСТЕ - В ЭТОМ

НАША СИЛА!

Наш детский сад посещают представители разных национальностей: чуваши, русские, татары, молдаване, болгары, армяне… Для нас очень важно, чтобы они чувствовали себя равными, знали и любили историю и культуру своего народа, знали и понимали культуру других народов. Группа _ это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и мир.

Дидактическая игра направлена на формирование этнической толерантности детей.

Цель:

1. формировать понятие о национальном составе; представление о соседних странах;

2. воспитывать умение проявлять терпимость, уважение к традициям и культуре других народов;

3. способствовать становлению этнического самосознания, чувства национальной самоценности;

4. способствовать воспитанию доброжелательности, уважительного отношения к сверстникам своей и других национальностей;

5. формировать представление о том, что в России живут разные народы, все они имеют свою культуру, традиции

6. формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру, знакомить с традициями и обычаями разных народов, его историей.

Ход деятельности: воспитатель выкладывает плоскостную модель земного шара, вокруг лепестки с изображением различных стран в уменьшенном виде, в которых проживают люди различных национальностей.

Воспитатель: «Ребята, этот «цветок» называется «ДРУЖБА НАРОДОВ». Посмотрите, сколько на лепестках много лесов, полей, гор, рек, озёр, морей и многое, многое другое. Каждая страна богата по своему, жители этих стран очень трудолюбивы, доброжелательны и приветливы и они сегодня у нас в гостях.

Воспитатель выкладывает картинки с изображением народов разных стран.

Воспитатель: «Но у каждого народа есть свои особенности. Мне очень хочется, чтобы вы стали путешественниками. Большим путешествовать просто - садятся в поезд и едут, садятся на корабль и плывут, садятся в самолёт и летят. А маленьким? А маленьким это сделать трудно, ни на поезд, ни на корабль, ни на самолёт одного не пускают. А как же им путешествовать? Лучше всего с помощью нашего цветка «ДРУЖБА-НАРОДОВ», а наши гости расскажут о своей стране, о большой и маленькой, но они все равны! Эти страны как сёстры, а народы, как братья! Люди самых разных национальностей русские, таджики, узбеки… – братья! Вы узнаете о жизни каждого народа, о его планах и традициях. Интересное будет путешествие! Итак, в путь! Прибалтика открывает тебе двери. Входи!

Дети рассаживаются в «автобус», а воспитатель напоминает о том, что с нами едут наши гости, представители разных стран, они будут рассказывать о своей стране, а мы должны найти её на «цветке» «ДРУЖБА-НАРОДОВ», автобус сделает остановку и гости будут выходить.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

«Эстония-это земля, острова, реки. Реки текут спокойно, а потом вдруг спотыкаются. Отчего? А это у них как у людей. Если человек заденет порог, он упадёт. Реки задевают каменные пороги и падают, люди говорят: «водопад это». Реки текут в море, а над морем большой обрыв, называется он глинт. С этого обрыва хорошо смотреть в даль. Сегодня эстонские рыбаки плавают не на утлых судёнышках, а на больших современных кораблях, и не только в северных, но и в тёплых, южных морях. Здесь зеленеют луга, на которых пасётся много-много коров. Особенно богата Эстония ценными ископаемыми- горючими сланцами. Из сланцев получают горючий газ, жидкое топливо, химикаты и другие ценные продукты. Эстонцы не только умеют трудиться, но и веселиться. В стране Эстонии есть праздник, праздник песни… Самые хорошие певцы приезжают в этот день в столицу Эстонии- Таллин. Город расцветает флагами и становится похожим на большой корабль. Весело и радостно в стране Эстонии.

АНОЛОГИЧНО: Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Россия.




Воспитатель:

- «Итак, теперь вы по больше узнали друг о друге. Продолжаем знакомиться. Сейчас мы с вами поиграем».

Игра «Найди друга»- дети разделяются на две команды по группам и встают напротив. Детям одной группы завязывают глаза платочками, и они (вслепую) ищут себе друга из другой группы. После того, как выбор сделан, педагоги помогают снять платочки, а дети, общаясь, знакомятся друг с другом.

Воспитатель: вижу вы нашли себе друзей, познакомились? Узнали, как зовут вашего друга? Давайте проверим, насколько крепка ваша дружба. Следующая игра нам в этом поможет.

Игра «Друг без друга нам нельзя».

Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Последние повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия (перешагивают через кубики, подлезают по гимнастическую палку и т. п.).

Воспитатель: «Молодцы,вижу, вас ничто не может разлучить. А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать своего товарища среди других.

Игра «Найди пару» .

Пока будет звучать весёлая музыка, дети должны танцевать в разных местах острова, но как только музыка смолкнет, надо быстро найти своего друга.

Воспитатель: «Ну что ребята, вижу, вы хорошо познакомились друг с другом, крепкая у вас дружба.

Воспитатель: «На прощание давайте ещё раз возьмёмся за руки, сделаем большой круг и скажем наш девиз: «Вот теперь мы все друзья, вместе -дружная семья!»


Публикации по теме:

Как изменяется самостоятельная сюжетно – ролевая игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых.

ИГРА «МЭМО. МОЙ НОВОСИБИРСК» (дидактическая игра 4+) Воспитатели МАДОУ д/с № 500: Газиева Ю. В. Похламкова Л. Н. В настоящее время существует.

"Наряди матрёшку" Цель: -Развитие мелкой моторики. -Расширять знания о русской народной росписи. -Закреплять умение различать роспись по.

Я хочу вам представить вариант своей игры "Какие разные рыбки" В эту игру можно начинать играть с детьми трёх лет и с увеличением возраста.

Инсценировка к Восьмому марта для детей подготовительной группы «Мамы разные нужны, мамы разные важны» Инсценировка к 8 марта для подготовительной группы «Мамы разные нужны,мамы разные важны!» Лейла Алиханова (Выходит бабка, Дед спит).

Цели: закрепить знания о животных,развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому,развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми, постепенно осваивая окружающий мир.

Большое значение в дидактической игре детей 2–3 лет имеет автодидактическое, то есть самообучающее начало: они подбирают детали и складывают предметы целиком (пирамидку, матрешку); устройство таких предметов направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с сюжетными дидактическими игрушками (например, с матрешками), дети наделяют их человеческими качествами, заботятся о них, укладывают спать. Таким образом, предмет (игрушка) может выполнять широкую дидактическую функцию.

Специально организованные воспитателем дидактические игры хорошо вписываются в режим занятий. В настоящем пособии представлены сценарии дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по разным областям знаний и в различных видах деятельности детей. Каждая область и каждая деятельность имеет свою специфику, ряд особенностей, учитывая которые педагог сможет наиболее полно раскрыть способности детей, открыть им способы действий с предметами, дать представление о различных явлениях.

Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка, поэтому на физкультурных занятиях и досугах дидактическая игра позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различных видах двигательной деятельности, воспитывает потребность в физической активности.

Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.

Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно способствует приобщению к моральным ценностям общества. В дидактической игре формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется первый опыт взаимодействия, который ориентирует ребенка на взрослого, сверстника.

Трудовое воспитание призвано удовлетворить потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Дидактическая игра позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, ведь он через игру стремится стать независимым от взрослого.

Художественно-эстетическое воспитание дает педагогу возможность развивать в ребенке качества творческой личности (эстетическое восприятие и отношение к жизни, творческое воображение и мышление), основы которых закладываются в самом раннем детстве. Дидактическая игра в творческих видах деятельности (конструировании, изобразительной, музыкальной деятельности, ознакомлении с художественной литературой), по мнению Т. С. Комаровой, легко интегрирует в себе разнообразное содержание (слово, движение, музыку, изображение), что помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер.

Широкое использование дидактических игр в воспитании и обучении детей 2–3 лет способствует их всестороннему развитию, делает более привлекательной ту деятельность, в которую их вовлекает педагог.

Сценарии дидактических игр

Физическое воспитание

Игра "Кошки-мышки"

Дидактическая задача. Учить детей подражать легкому бегу мышки; ходить, высоко поднимая ноги.

Игровая задача. Поиграть в "кошки-мышки".

Игровое правило. Двигаться так, чтобы не разбудить (или, если требуется, разбудить) кошку.

Воспитатель выпускает детей-"мышек" погулять, пока кошка (игрушка) спит. Мышки "выходят гулять" (бегают под музыку). Воспитатель советует мышкам бежать легко, чтобы их не услышала кошка.

Если кошка просыпается (звучат грозные аккорды), то им надо убежать в норку (на стульчики).

Вот появляется новая мышка (игрушка). Воспитатель предлагает детям показать новой мышке, как надо идти крадучись, чтобы не разбудить кошку. Ребята показывают – все вместе крадутся, тихо ступая.

Вскоре мышки решают разбудить кошку. Они идут, высоко поднимая ноги и топая. Кошка просыпается и "ловит" мышек.

Игра "Мы солдаты"

Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.

Игровая задача. Играть в солдат.

Игровое правило. Действовать по приказу командира, не ошибаться в направлении движения.

Воспитатель приносит барабан и говорит, что под звуки барабана состоится парад, все солдаты пойдут на парад и покажут, какие они сильные и смелые. Воспитатель дает барабаном сигнал (дробь), звучит марш (аудиозапись) и дети шагают. Парад принимает командир (игрушечный мишка). Он дает команды ("стой", "шагом марш") и машет флажком. Дети идут по направлению к командиру, потом по направлению к барабану по команде командира.

Воспитатель исполняет песню "Мы – солдаты" (муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова):

Как солдаты наши, мы идем

И флажками машем и поем.

Раз, два, три! Мы идем,

Раз, два, три! Мы поем.

Игра "Достань морковку"

Дидактическая задача. Учить детей прыгать на двух ногах: с продвижением, на месте.

Игровая задача. Угостить белочку орешком.

Игровое правило. "Сорвать" орешек можно, дотронувшись до него.

Воспитатель приносит в группу белку (игрушка). Белочка просит детей поиграть с ней. Под веселую музыку дети прыгают, как белки, стараясь прыгать легко, на носочках.

Воспитатель предлагает детям угостить белочку орешками, которые висят на ветках. Дети подпрыгивают, стараясь сорвать орешек (прыжки вверх с места), потом подходят к белочке и отдают ей воображаемые орешки.

Ребенок и окружающий мир

Игра "Подбери одежду"

Дидактическая задача. Учить детей различать визуально и наощупь разные материалы; отбирать по этому признаку одежду для кукол.

Игровая задача. Подобрать одежду для кукол.

Игровое правило. Подобрать одежду правильно, не перепутать.

Воспитатель приносит в группу кукол Варю и Борю. Говорит детям: "Кулы не могут найти свою одежду. После прогулки Варя и Боря бросили одежду на диванчик и забыли про нее". Просит детей помочь куклам.

Проводится игра "Подбери пару". Дети должны отобрать одежду для каждой куклы и сложить в отдельный шкафчик (коробку). У Вари на голове шапочка в полоску из шерсти, У Бори – синяя кепка из ткани. Дети отбирают одежду (шарф, пальто, брюки, платье, кофту): из шерсти в полоску – для Вари, из гладкой синей ткани – для Бори и укладывают в шкафчики.

Дидактическая игра

Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, состоит в
сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей
игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в
том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно
усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности.

Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для
того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с
успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми,
постепенно осваивая окружающий мир.

Большое значение в дидактической игре детей 2-3 лет имеет

автодидактическое, то есть самообучающее начало: они подбирают детали и
складывают предметы целиком (пирамидку, матрешку); устройство таких предметов
направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с
сюжетными дидактическими игрушками (например, с матрешками), дети наделяют
их человеческими качествами, заботятся о них, укладывают спать. Таким образом,
предмет (игрушка) может выполнять широкую дидактическую функцию.

Специально организованные воспитателем дидактические игры хорошо
вписываются в режим занятий. В настоящем пособии представлены сценарии
дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по разным областям
знаний и в различных видах деятельности детей. Каждая область и каждая
деятельность имеет свою специфику, ряд особенностей, учитывая которые педагог
сможет наиболее полно раскрыть способности детей, открыть им способы действий
с предметами, дать представление о различных явлениях .

Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с
здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка, поэтому на физкультурных
занятиях и досугах дидактическая игра позволяет достигнуть эмоционального
удовлетворения в различных видах двигательной деятельности, воспитывает
потребность в физической активности.

Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию
действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные
детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности,
активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.

Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно
способствует приобщению к моральным ценностям общества. В дидактической игре
формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется первый опыт
взаимодействия, который ориентирует ребенка на взрослого, сверстника.

Трудовое воспитание призвано удовлетворить потребность ребенка в
самоутверждении, в познании собственных возможностей. Дидактическая игра
позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда
привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, ведь он через игру стремится
стать независимым от взрослого.

Художественно-эстетическое воспитание дает педагогу возможность развивать
в ребенке качества творческой личности (эстетическое восприятие и отношение к


жизни, творческое воображение и мышление), основы которых закладываются в
самом раннем детстве.

Дидактическая игра в творческих видах деятельности (конструировании,
изобразительной, музыкальной деятельности, ознакомлении с художественной
литературой), по мнению Т. с. Комаровой, легко интегрирует в себе разнообразное
содержание (слово, движение, музыку, изображение), что помогает детям
эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их
эстетический характер.

Широкое использование дидактических игр в воспитании и обучении детей 2-3
пет способствует их всестороннему развитию, делает более привлекательной ту

деятельность, в которую их вовлекает педагог.

Сценарии дидактических игр

Физическое воспитание

Игра «Кошки-мышки»

Дидактическая задача. Учить детей подражать легкому бегу мышки; ходить, высоко поднимая
ноги.

Игровая задача. Поиграть в «кошки-мышки».

Игровое правило. Двигаться так, чтобы не разбудить (или, если требуется, разбудить) кошку.
Ход игры

Воспитатель выпускает детей-кмышек» погулять, пока кошка (игрушка) спит. Мышки «выходят
гулять» (бегают под музыку). Воспитатель советует мышкам бежать легко, чтобы их не
услышала кошка.

Если кошка просыпается (звучат грозные аккорды), то им надо убежат ь в норку (на стульчики).
Вот появляется новая мышка (игрушка). Воспитатель предлагает детям показать новой мышке,
как надо идти крадучись, чтобы не разбудить кошку. Ребята показывают - все вместе крадутся,
тихо ступая.

Вскоре мышки решают разбудить кошку. Они идут, высоко поднимая ноги и топая . Кошка
просыпается и «ловит» мышек

Игра «Мы солдаты»

Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.
Игровая задача. Играть в солдат .

Игровое правило. Действовать по приказу командира, не ошибаться в направлении движения .
Ход игры

Воспитатель приносит барабан и говорит, что под звуки барабана состоится парад, все солдаты
пойдут на парад и покажут, какие они сильные и смелые. Воспитатель дает барабаном сигнал
(дробь), звучит марш (аудиозапись) и дети шагают. Парад принимает командир (игрушечный
мишка). Он дает команды (кстой», «шагом марш») и машет флажком. Дети идут по направлению
к командиру, потом по направлению к барабану по команде командира.

Воспитатель исполняет песню «Мы - солдаты» (муз. ю. Слонова, сл. В . Малкова):

Как солдаты наши, мы идем
И флажками машем и поем.
Раз, два, три! Мы идем,

Раз, два, три! Мы поем.

Игра «Достань морковку»

Дидактическая задача. Учить детей прыгат ь на двух ногах: с продвижением , на месте.
Игровая задача. Угостить белочку орешком.

Игровое правило. «Сорвать» орешек можно, дотронувшись до него .
Ход игры

Воспитатель приносит в группу белку (игрушка). Белочка просит детей поиграть с ней. Под
веселую музыку дети прыгают, как белки, стараясь прыгать легко, на носочках.

Воспитатель предлагает детям угостить белочку орешками, которые висят на ветках. Дети
подпрыгивают, стараясь сорвать орешек (прыжки вверх с места), потом подходят к белочке и
о тдают ей воображаемые орешки.

Ребенок и окружающий мир

Игра «Подбери одежду »

Дидактическая задача. Учить детей различать визуально и на ощупь разные материалы ;
отбирать по этому признаку одежду для кукол.

Игровая задача. Подобрать одежду для кукол .

Игровое правило. Подобрать одежду правильно , не перепутать.
Ход игры

Воспитатель приносит в гр уппу кукол Варю и Борю. Говорит детям: «Купы не могут найти свою
одежду. После прогулки Варя и Боря бросили одежду на диванчик и забыли про нее». Просит
детей помочь куклам.

Про водится игра «Подбери пару». Дети должны отобрать одежду для каждой куклы И сложить В
отдельный шкафчик (коробку). У Вари на голове шапочка в полоск у из шерсти, У Бори - синяя
кепка из ткани. Дети отбирают одежду (шарф, пальто, брюки, платье, кофту): из шерсти в
полоску - для Вари, из гладкой синей ткани - для Бори и укладывают в шкафчики.

Куклы благодарят детей и поют песенку :

Мы сегодня очень рады -
Все в шкафу висит , как надо:

Там и платье , и пальто.

Не ругает нас никто .
Во спитатель (показывает).
Отобрали мы для Вари
Шарф из полосатой ткани .
У Бори шарф красивый,
Темно-темно-синий.

Игра «Кто за елкой »

Дидактическая зада ча. Учить детей называть животных и выделять их характерные
особенности.

Игровая задача. Угадать, какие звери пришли встречать Новый год .
Игровое правило. Звери не покажутся, если их назвали неверно.
Ход игры

Воспитатель показывает детям рис унок, на котором изображена елка, из-за которой
высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка. Сообщает, что звери пришли к елке встречать
Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за
елкой и громко спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто
спрятался за елкой.

Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают , что по хвостам можно узнать зверей.
На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные
приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т. д. Дети отгадывают
спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки
(воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.

Игра «Что растет на огороде»

Дидактическая задача. Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду .
Игровая задача. Угадать, какие овощи ежик положил в суп.

Игровое правило. Дост авать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид и
на
о щупь.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу ежика и говорит : «Ежик вырастил на своем огороде урожай
овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а

потом пошел звонить по телефону . Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он
резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».

Воспитатель дает детям попробовать по резанные овощи: морковь, капусту, репу. Овощи можно
сложить в глубокую кастрюлю , чтобы дети брали овощ, не видя его, на ощупь и определяли на
вкус
.

игра «На нашем участке»

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться на участке детского сада , называть
знакомые предметы, выполнять поручения.

Игровая задача. Познакомить ежика с участком детского сада.

Игровое правило. Не перепутать названия предметов ; придумать поручение (по подсказке
воспитателя) .

Ход игры

И гра проводится на прогулке.

Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята
обступают ежика, рассматривают его .

Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг .
Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка,
песочница, спортивные сооружения, качели и т.
Д . Ежик , чтобы «запомнить быстрее», дает детям
поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду; покачать на качелях куклу;
потренировать мишку на перекладине; покопать лопаткой песок и сделать куличик Он просит
детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок, которыми
воспитатель угощает их в полдник.

Развитие речи

Иг ра «Лошадка»

Дидактическая задача. Активизировать речь детей , совершенствовать понимание речи
взрослого; учить звукоподражанию.

Игровая задача. Поиграть с лошадкой , показать свои игрушки.

Игровое правило. Не ошибаться , называя игрушки; выполнять поручения.
Ход игры

Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает, как она скачет .
Во спитатель.

Я люблю свою лошадку ,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

А . Барто

Лошадка поехала в гости . (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.) Лошадка приехала к деткам в
гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает ребенку.) Приехала к Маше... Угостим лошадку?
Чем
будем кормить? Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает, затем ребенок подражает
воспитателю
- подставляет ладошки с воображаемым зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке
зерна... Лошадка очень довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит?
«Ич о-го!»

Дети локазывают , как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям поочередно, кивает головой.
Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет.

Воспитатель заранее расставляет на столе несколько игрушек, затем предлагает детям показать
лошадке свои игрушки. Дети показывают и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то
лошадка недовольно бьет копытом.

В оспитатель. Устала лошадка, ей пора спать. Покачай лошадку, ОШ!. Покачай лошадку, Женя .
Все, она спит.

Игра «Зайчик и белка »

Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве;
совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь.

Игровая задача. Угадать , где находятся игрушки; правильно определить место, куда надо
посадить игрушку.

Игровое правило. Не ошибаться в действиях .
Ход игры

Воспитатель подзывает детей к елочке, под которой сидит зайчик . Про водится дидактическая
игра «Кто и где?»

Педагог спрашивает у детей: «Где сидит зайчик? (Под елочкой.) Затем показьmает на белку на
ветке и спрашивает
: «Где сидит белочка?» (На елочке.) Потом сообщает , что белочка поскакала
за грибами и спрашивает: «Где она теперь?»
(За елочкой.)

Воспитатель . Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от елочки или близко? Почему?
Белочка увидела грибок под елкой и сорвала его. Далеко она от елки или близко? Почему?
Воспитатель показывает инсценировку:

Белочка по веткам скачет сверху вниз ,
Белочка, за ветки лапками держись.

Зайка , заинька косой, зайка прыгает босой,
Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.

Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает инсценировать действия с игрушками :
птичка прыгнула на ветку, грибок растет под елочкой, матрешка стоит близко от домика, кукла
сидит на диване и др. Белка и зайка стоят на столике, и при неверных действиях малышей
отворачиваются.

игра «Лисичка, пляши»

Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных инструмен тов;
подражать звучанию музыкальных инструментов. Развивать выразительность интонации голоса.
Активизировать речь детей.

Игровая задача. Пригласить лисичку плясать ; узнать, под какой инструмент она пляшет.
Игровое правило. Отчетливо называть инструмент ; выразительно подражать его звучанию.
Ход игры

Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку , ложки, колокольчик),
называет их и просит детей повторить названия. Затем сообщает, что под игру этих инструментов
любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает
лисичку (игрушку): «Лисичка, спляши!» Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей в
звукоподражании (ду-ду-ду! тук-тук-тук! динь-динь-дины).

Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать .
Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка,
спляши под...
». Ребенок продолжает : «Дудочку!» Если инструмент назван неправильно, то
лисичка не выходит плясать.

Игра «Коровка, дай молочка»

Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать
мелкую мотор
ику рук.

Игровая задача. Попросить молочка .

Игровое правило. Не ошибаться , чтобы не сердить коровку.
Ход игры

Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу». Предлагает
ласково позвать корову: «Коровушка, буренушка, дай молочка».

Если дети зовут выразительно , то коровка отвечает: «Му-у-у] Молока кому-у-у!» Ребенок
«подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно

выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у-у!» Тогда ребенок
просит молока еще раз .

Вариант и гры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за
шерстью, к курочке за яичком
, к гусю за перышком. Ребята, получив подарок от животного,
показывают, что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками); катать яичко
(ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе).

Формирование элементарных математических представлений

И гра «Овощной магазин»

Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине ; развивать навыки
сравнения предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей ,
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла,
картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор
магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы
покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети
ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант и гры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по
детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей
и меньшей величины).

И rpa «Строим дом»

Дидактическая задача. Развивать представления детей о ф орме; учить соотносить количество
(один - много).

Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке .
Ход игры

Игры ко «Дню здоровья»

Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

Дидактическая игра «Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела