Чем отличается христианская вера от православной. Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия

Православная и католическая церковь, как мы знаем, - две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются? Разделение церкви произошло еще в 1054 году. Собственно разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты и католики и православные уже не смотрят косо друг на друга, провозглашая идею общих корней и принципов, реально разногласия остаются до сих пор.

Итак, чем отличаются католики от православных. Оказывается, дело совсем не в том, что одни крестятся справа налево, а другие наоборот (впрочем в этом тоже). Суть противоречий гораздо глубже.

1. Католики почитают Деву Марию именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Кроме того, католики постулируют тот факт, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос. Она, с точки зрения католиков, была еще при жизни вознесена живой на небо, а у православных же существует даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы. А это вам не Бозон Хикса, в существовании которого можно верить или нет и это не мешает проводить исследования и докопаться когда-нибудь до истины. Тут принципиальный вопрос - если ты сомневаешься в постулате веры, то ты не можешь считаться полноценным верующим.

2. У католиков все священники должны соблюдать целибат - им запрещено заниматься сексом, а тем более жениться. У православных же духовенство делятся на черное и бело. То есть поэтому дьяконы и священники могут и даже должны жениться, плодиться и размножаться, тогда как черному духовенству (монахам) секс запрещен. Совсем. Считается, что высших чинов и званий в православии, при этом могут добиться только монашествующие. Порою, для повышения по службе до епископа, местному батюшке приходится расставаться с женами. Самый лучший путь при этом - отослать супругу в монастырь.

3. Католики признают наличие (кроме ада и рая) чистилища – где душа, признанная не слишком грешной, но и не праведной, как следует выжаривается и отбеливается, прежде чем ей удастся проникнуть за райские врата. Православные же в чистилище не верят. Впрочем, представления о рае и аде у них вообще смутные – считается, что знания о них закрыты для человека в земной жизни. Католики же давно высчитали толщину всех девяти райских хрустальных сводов, составили список растущих в раю растений и даже измерили в мерках меда сладость, которую испытывает язык души, впервые вдохнувшей ароматы рая.

4. Существенный пункт - касается основной молитвы христиан «Символ Веры». Перечисляя, во что именно верует адепт, он произносит «в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго». В отличие от православных, католики добавляют здесь еще и «и от Сына». Вопрос, на котором много теологов сломали копья.

5. В причастии католики едят пресный хлеб, а православные – хлеб из заквашенного теста. Казалось бы, здесь можно пойти на встречу друг другу, но кто первый сделает шаг?

6. Во время крещения католики лишь поливают детей и взрослых водой, а в православии положено окунаться в купель с головой. Поэтому крупных младенцев, которые не влезают в детскую купель полностью, в результате чего священник вынужден поливать выступающие части их тела пригоршней, в православии называют «обливанцами». Считается, хотя и неофициально, что над обливанцами бесы имеют больше власти, чем над крещенными нормально.

7. Католики крестятся слева направо и всеми пятью пальцами, соединенными в щепоть. При этом они не тянутся к животу, а совершают нижнее прикосновение в районе груди. Это дает православным, крестящимся тремя перстами (в отдельных случаях двумя) справа налево, повод утверждать, что католики рисуют на себе не нормальный крест, а перевернутый вверх ногами, сиречь сатанинский знак.

8. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

9. Ну и католики почитают папу римского непогрешимым наместником Бога на земле. В православной церкви аналогичную должность занимает Патриарх. Который, теоретически, тоже может оступиться.


Вопрос о том, чем отличаются христиане от православных, перед людьми, разбирающимися в истории религии или просто в общей истории, не стоит. Ведь в нем уже заложено изначально неверное утверждение, что православные не являются христианами. Откуда взялась подобная постановка проблемы? Давайте рассмотрим более подробно.

Краткий экскурс в историю

Христианство времен Миланского эдикта римского императора Константина о веротерпимости (313 год) было относительно единым. Нет, конечно, правдоискатели-ересиархи существовали всегда, но в то время количество их последователей было незначительным. Первый раскол произошел на третьем Вселенском соборе, состоявшемся в городе Эфесе в 431 году. Тогда часть христиан не приняла установленных на соборе догматов и решила «идти другим путем». Так появилась Ассирийская церковь, а спустя 20 лет на Халкидонском соборе – вновь разделение: несогласные позже получили наименование «Древневосточные церкви».

И, наконец, еще через 700 лет – Великая Схизма, состоявшаяся в 1054 году. Римский Папа и Константинопольский Патриарх предают друг друга анафеме, и эта дата считается точкой разделения восточного и западного христианства. Западное получило название католицизм, восточное – православие. Причины Великой Схизмы были скорее политическими, а не религиозными: Византийская Империя считала себя наследницей Рима и претендовала на роль объединителя всех христианских земель, а в Риме с этим не соглашались. Политические разногласия постепенно, со времени разделения единой Римской империи на Западную и Восточную (395 год) накапливались, трансформируясь в разногласия религиозно-догматические, пока не произошел официальный разрыв.

Позже католическая церковь пережила Реформацию, давшую начало новому направлению в христианстве – протестантизму. Православная же церковь сохранила относительное единство. На сегодняшний день существует следующее положение: Римская католическая церковь – единый организм, управляющийся из общего центра – Ватикана. Православных церквей существует несколько, крупнейшей из которых является Русская, и среди большинства из них действует евхаристическое общение – взаимное признание и возможность совершения совместных литургий. Что касается протестантов, то это самое пестрое направление христианства, состоящее из большого количества независимых деноминаций разной численности и разной степени признания другими христианскими направлениями и друг другом.

Отличие православия от других направлений христианства

Вопрос – в чем отличие православных от христиан – изначально некорректен, так как православие – одна из основных веток общехристианского древа. Чем же православные отличаются от христиан других деноминаций? Думается, многие согласятся, что миряне (то есть лица, не имеющие церковного образования и сана) вряд ли смогут внятно объяснить, в чем суть различий. Религия в быту играет скорее роль маркера, позволяющего отделить «своих» от «чужих».

Что касается богословских различий, то они неискушенному человеку не скажут ни о чем. Например, согласно католическому вероучению, Святой Дух есть любовь между Богом-Отцом и Богом-Сыном, а в Православии Святой Дух трактуется как общая энергия Святой Троицы. Согласитесь, такие нюансы мало кому понятны и интересны. Куда большее значение имеют политические отличия, как, например, догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры. Естественно, принятие этого догмата автоматически подчиняет Папе всех, принявших его.

Протестантизм, появившийся и окрепший в 16 веке, отрицает многие постулаты католической церкви. И хотя в богословском отношении у католиков больше общего с православными, ментально они ближе протестантам, так как обе эти религии часто бытуют в среде одного народа. Существуют немцы-католики и немцы-протестанты (различных деноминаций), французы-католики и французы-протестанты (гугеноты). Да и в исторической судьбе у христианских европейских народов независимо от вероисповедания много общего, что с течением времени сгладило конфессиональные конфликты. Хотя во время наивысшего накала страстей протестанты заявляли: «Лучше тюрбан, чем тиара», признавая таким образом, что более терпимо относятся к мусульманам, чем к католикам, а апогеем противостояния стала знаменитая Варфоломеевская ночь.

Протестантизм с течением времени утратил свое протестное значение. Пресловутая протестантская «деловая этика» многими воспринимается не как религиозная идеология, а как пособие по ведению бизнеса. Поэтому большинству представителей этой религии православие кажется чем-то диким: еще бы, ведь от него нет никакой практической пользы! О сакральном смысле религии современные протестанты, кажется, и не подозревают.

Псевдохристианские учения

Начиная с 16 века в среде протестантов происходит формирование большого количества разнообразнейших сект, которые, понятно, сами себя величают не сектами, а Церквями. Постепенно некоторые из них отходят от традиционного христианства очень далеко, считая, однако, носителями божественной истины только самих себя. Что интересно, в католицизме и православии подобных сект в сравнении с протестантизмом крайне мало. Некоторые из псевдохристианских учений имеют довольно большое число приверженцев, как, например, мормоны – около 15 миллионов человек.

Самыми крупными и известными псевдохристианскими религиозными организациями являются:

  • мормоны (15 миллионов);
  • свидетели Иеговы (8 миллионов);
  • церковь объединения Муна (7 миллионов).

Остальные псевдохристианские культы значительно малочисленнее и их распространение либо сильно локализовано, либо ограничено определенными социальными группами. Пример первого – некоторые локальные протестантские или православно-староверческие секты, классическим же примером второго случая являются группы последователей Елены Петровны Блаватской (теософы), состоящие в основном из представителей интеллигенции. Конечно же, все они истинными христианами считают только себя, отказывая в этом праве другим, в том числе и православным.

Подводя итог, можно сказать, что разница между православными и христианами – это явление примерно того же порядка, что и отличие деревьев от растений, коров от травоядных или Поволжья от России. Православие – часть современного христианства. Оно живет, развивается и процветает. И, в общем-то, оно всегда было духовным стержнем, спасавшим нашу страну в самые тяжелые годы. И забывать об этом нельзя.

16 июля 1054 года а соборе Святой Софии в Константинополе официальные представители Папы Римского объявили о низложении Патриарха Константинопольского Михаила Керулария. В ответ патриарх предал анафеме папских посланников. С тех пор существуют церкви, которые мы сегодня именуем католической и православной.

Определимся в понятиях

Три основных направления в христианстве — православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество — это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.

Католичество — целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг друга и одинаковых в своей основе церквей. Среди них — Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Греческая и др.

Что у православия и католичества общее?

И православные, и католики — христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те, и другие имеют одно Священное Писание — Библию. Что бы мы дальше ни говорили о различиях, христианская повседневная жизнь и католиков, и православных строится, прежде всего, по Евангелию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для любых христиан является Господь Иисус Христос, а Он один и Единственен. Поэтому, несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру веру в Иисуса Христа, возвещают миру одно Евангелие.

История и традиции католической и православной церкви восходят к апостолам. Пётр , Павел , Марк и другие ученики Иисуса основали христианские общины в значимых городах древнего мира — Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и т. п. Вокруг этих центров и сформировались те церкви, что стали основой христианского мира. Именно поэтому православные и католики имеют таинства (крещение, венчание, рукоположение священников, ), схожее вероучение, почитают общих святых (живших до XI века), провозглашают один и тот же Никео-Цареградский . Несмотря на известные различия, обе церкви исповедуют веру в Святую Троицу.

Для нашего времени немаловажно, что и православных, и католиков очень роднит взгляд на христианскую семью. Браком признаётся союз мужчины и женщины. Вступление в брак благословляется церковью и считается таинством. Развод — всегда трагедия. Сексуальные отношения до брака — отношения, недостойные звания христианина, они греховны. Важно подчеркнуть, что и православные, и католики в принципе не признают гомосексуальные браки. Сами гомосексуальные отношения считаются тяжким грехом.

Особо следует сказать, что и католики, и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество — разные церкви, но церкви христианские. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет не существует взаимного единения в самом главном — в богослужении и в причащении Тела и Крови Христовых. Католики и православные вместе не причащаются.

При этом, что очень важно, и католики, и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение. Все христиане уверены, что неверующий мир нуждается в общем христианском свидетельстве о Христе.

О разделении

Описать развитие разрыва и формирование разъединённых католической и православной церквей не представляется возможным в этой заметке. Отмечу лишь, что напряжённая политическая ситуация тысячелетней давности между Римом и Константинополем подтолкнула обе стороны к поиску повода для выяснений отношений. Внимание привлекли закрепившиеся в западной традиции особенности иерархического церковного устройства, особенности вероучения, обрядовые и дисциплинарные обычаи, не свойственные Востоку.

Иными словами, именно политическое напряжение выявило уже существующее и укрепившееся своеобразие религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Во многом сложившаяся ситуация была обязана разнице культур, менталитетов, национальных особенностей Запада и Востока. С исчезновением империи, объединяющей христианские церкви, Рим и западная традиция несколько столетий стояли особняком по отношению к Византии. При слабой коммуникации и почти полном отсутствии взаимного интереса произошло укоренение собственных традиций.

Понятно, что разделение единой церкви на восточную (православную) и западную (католическую) — процесс длительный и достаточно запутанный, имевший в начале XI века лишь свою кульминацию. Единая до той поры церковь, представленная пятью поместными или территориальными церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июле 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование полномочными представителями Папы Римского и Константинопольским Патриархом. Через несколько месяцев все оставшиеся патриархаты присоединились к позиции Константинополя. Разрыв со временем только укреплялся и углублялся. Окончательно церкви Востока и Римская церковь разделились после 1204 года — времени разорения Константинополя участниками четвёртого крестового похода.

Чем отличаются католичество и православие?

Вот основные моменты, взаимно признаваемые обеими сторонами, разделяющие церкви сегодня:

Первое важное отличие — разное понимание церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская церковь, явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих друг друга поместных церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы.

На практике этот момент явлен, прежде всего, в том, что Католическая церковь имеет догмат (обязательное вероучительное положение) о главенстве папы над всей церковью и безошибочности его в официальном учении по вопросам веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства папы и считают, что безошибочными и наиболее авторитетными являются лишь решения Вселенских (то есть всеобщих) Соборов. Об отличии Папы Римского от Патриарха . В контексте сказанного абсурдной выглядит воображаемая ситуация подчинения Папе Римскому ныне независимых православных патриархов, а вместе с ними всех епископов, священников и мирян.

Второе. Есть различия в некоторых важных вероучительных вопросах. Укажем на одно из них. Оно касается учения о Боге — Святой Троице. Католическая церковь исповедует в , что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Эти, казалось бы, «философские» тонкости вероучения имеют вполне серьёзные последствия в богословских вероучительных системах каждой из церквей, порой противоречащих друг другу. Объединение и унификация православного и католического вероучений на данный момент представляется нерешаемой задачей.

Третье. За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились многие культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков, которые порой могут противоречить друг другу. Речь, прежде всего, о языке и стиле молитвы (заученные тексты, или молитва своими словами, или под музыку), об акцентах в молитве, об особом понимании святости и почитании святых. Но и нельзя забывать о скамьях в храмах, косынках и юбках, особенностях храмовой архитектуры или стилях иконописи, о календаре, о языке богослужения и т. д.

Как православная, так и католическая традиции имеют достаточно большую степень свободы в этих вполне себе вторичных вопросах. Это понятно. Однако, к сожалению, преодоление разногласий в этой плоскости маловероятно, поскольку именно она представляет реальную жизнь простых верующих. А им, как известно, проще отказаться от какого-то «умозрительного» философствования, чем от привычного образа жизни и бытового её понимания.

Кроме этого, в католичестве наличествует практика исключительно неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священство может быть или женатым, или монашествующим.

Православная церковь и Католическая по-разному смотрят на тему интимных отношений супругов. Православие снисходительно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Да и вообще, вопросы сексуальной жизни супругов предоставлены им самим и доктринально не регламентируются. Католики же, в свою очередь, категорически против любых противозачаточных средств.

В заключение скажу, что указанные отличия не мешают Православной и Католической церквям вести конструктивный диалог, совместно противостоять массовому отходу от традиционных и христианских ценностей; совместно осуществлять разные социальные проекты и миротворческие акции.

Чем католичество отличается от православия? Когда произошло разделение Церквей и почему так случилось? Как правильно православному ко всему этому относиться? Рассказываем самое главное.

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви

Разделение Единой христианской Церкви на православие и католичество случилось почти тысячу лет назад - в 1054 году.

Единая Церковь состояла, - как и сейчас состоит православная, - из многих поместных Церквей. Это значит, что Церкви, - например, Русская православная или Греческая православная, - имеют в себе какие-то внешние отличия (в архитектуре храмов; пении; языке богослужений; и даже в том, как проводятся те или иные части богослужений), но они едины в главных вероучительных вопросах, и между ними имеется Евхаристическое общение. То есть, русский православный может причащаться и исповедоваться в греческом православном храме и наоборот.

Согласно Символу Веры - Церковь едина, потому что во главе Церкви - Христос. Это значит, что на земле не может быть нескольких Церквей, у которых было бы разное вероучение . И именно из-за разногласий в вероучительных вопросах в XI веке произошло разделение на католичество и православие. Как следствие этого, католики не могут причащаться и исповедоваться в православных храмах и наоборот.

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Фото: catedra.ru

Какие существуют различия между православием и католичеством?

На сегодняшний день их очень много. И условно они делятся на три типа.

  1. Различия вероучительные - из-за которых, собственно, и случился раскол. Например, догмат о непогрешимости Папы у католиков.
  2. Различия обрядовые . Например - отличная от нас у католиков форма Причастия или обязательный для католических священников обет безбрачия (целибат). То есть, у нас имеются принципиально разные подходы к некоторым сторонам Таинств и Церковной жизни и они могут усложнить гипотетическое воссоединение католиков и православных. Но не они стали причиной для раскола и не они мешают воссоединиться вновь.
  3. Условные различия в традициях. Например - орга ны в храмах; скамейки посередине церкви; священники с бородой или без; различная форма облачений у священников. Другими словами, внешние особенности, которые совершенно не влияют на единство Церкви - поскольку некоторые похожие отличия встречаются даже внутри Православной церкви в разных странах. В общим, если бы разница между православными и католиками заключалась только в них, Единая Церковь никогда бы не разделилась.

Разделение на православие и католичество, которое случилось в XI веке, стало для Церкви прежде всего трагедией, которое остро переживалось и переживается и «нами», и католиками. За тысячу лет несколько раз делались попытки воссоединения. Однако ни одна из них не оказалась по-настоящему жизнеспособной - и об этом мы тоже расскажем ниже.

В чем отличие католичества от православия - из-за чего на самом деле разделилась Церковь?

Западная и Восточная христианские Церкви - такое разделение существовало всегда. Западная Церковь - это условно территория современной Западной Европы, а позже - все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь - это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь - всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто - отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище

Непогрешимость папы в католичестве

У каждой церкви есть свой предстоятель - глава. В православных Церквях - это патриарх. Предстоятелем Западной Церкви (или Латинской Кафедры, как ее еще называют) являлся папа, он же сейчас главенствует в католической Церкви.

Католическая церковь исходит из того, что папа непогрешим. Это значит, что любое суждение, решение или мнение, которое он озвучивает перед паствой - это истина и закон для всей Церкви.

Нынешний папа Римский — Франциск

По православному учению ни один человек не может быть выше Церкви. Например, православный патриарх - в случае, если его решения идут вразрез учению Церкви или укоренившихся традиций, - вполне может быть лишен своего сана решением архиерейского собора (как случилось, например, с патриархом Никоном в XVII веке).

Кроме непогрешимости папы в католичестве существует учение о первенстве Римского престола (Церкви). Это учение католики основывают на неверном толковании слов Господа в беседе с апостолами в Кессарии Филиповой - о якобы превосходстве апостола Петра (который позже «основал» Латинскую Церковь), над другими апостолами.

(Мф 16:15–19) «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» .

Подробнее о догмате непогрешимости папы и первенстве Римского престола можно прочитать .

Различие между православными и католиками: текст Символа Веры

Различный текст Символа Веры - это еще одна причина разногласий между православными и католиками, - хотя различие заключается всего лишь в одном слове.

Символ Веры - это молитва, которая была сформулирована в IV веке на первом и втором Вселенских соборах, и она положила конец многим вероучительным спорам. В ней сформулировано все, во что верят христиане.

В чем различие текстов у католиков и у православных? Мы говорим, что верим «И в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», а католики добавляют: «…от «Отца и Сына исходящего…».

На самом деле, добавление всего лишь одного этого слова «И Сына…» (Filioque) существенным образом искажает образ всего христианского учения.

Тема богословская, трудная, о ней сразу лучше читать хотя бы на Википедии .

Учение о чистилище - еще одно различие между католиками и православными

Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде - ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков - нет упоминаний о чистилище.

Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.

Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.

Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.

Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов - и может казаться достаточно серьезным различием, - а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.

Православие и католичество: различия, которые на самом деле нас не разделяют

Католики причащаются не так, как мы - так ли это?

Православные причащаются Телом и Кровью Христовым из чаши. Католики до недавнего времени причащались не квасным хлебом, а опресноками - то есть, хлебом пресным. Причем, обычные прихожане, в отличие от священнослужителей, причащались только Телом Христовым.

Прежде чем говорить почему так сложилось, нужно заметить, что такая форма католического Причастия в последнее время перестала быть единственной. Сейчас в католических храмах появляются и другие формы этого Таинства - в том числе, и «привычная» для нас: Телом и Кровью из чаши.

А отличная от нас традиция Причастия возникла в католичестве по двум причинам:

  1. Относительно использования пресного хлеба: католики исходят из того, что во времена Христа евреи на Пасху преломляли не квасной, а именно пресный хлеб. (Православные исходят из греческих текстов Нового Завета, где при описании Тайной Вечери, которую совершил Господь с учениками, используется слово «артос», обозначающее квасной хлеб)
  2. По поводу причастия прихожан только Телом : католики исходят из того, что Христос пребывает в равной и полной мере в любой из частей Святых Даров, а не только тогда, когда они соединены воедино. (Православные руководствуются текстом Нового Завета, где Христос прямо говорит о Своем Теле и Крови. Мф 26:26–28: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов »).

В католических храмах сидят

Вообще говоря, это даже не различие между католичеством и православием, поскольку в некоторых православных странах - например, в Болгарии - также принято сидеть, и во многих храмах там также можно увидеть много скамеек и стульев.

Много скамеек, но это не католический, а православный храм — в Нью-Йорке.

В католических храмах есть орга н

Орган - это часть музыкального сопровождения службы. Музыка - это одна из неотъемлемых частей богослужения, потому что если бы это было иначе, не было бы хора, а всю службу читали. Другое дело, что нам, православным, сейчас привычно одно лишь пение.

Во многих латинских странах в храмах устанавливали еще и орган, поскольку считали его божественным инструментом - настолько возвышенным и неземным находили его звучание.

(При этом возможность использования органа в православном богослужении обсуждалась и в России на Поместном соборе 1917-1918 гг. Сторонником этого инструмента был известный церковный композитор Александр Гречанинов.)

Обет безбрачия у католических священников (Целибат)

В православии священником может быть и монах, и женатый священник. Мы достаточно подробно .

В католичестве любой священнослужитель связан обетом безбрачия.

Католические священники бреют бороды

Это еще один пример различных традиций, а не каких-то принципиальных различий между православием и католичеством. Есть борода у человека или ее нет - никаким образом не сказывается на его святости и ничего не говорит о нем, как о хорошем или плохом христианине. Просто в Западных странах с каких-то пор брить бороду принято (скорее всего, это влияние латинской культуры Древнего Рима).

Сейчас никто не запрещает брить бороды и православным священникам. Просто борода у священника или монаха - это настолько укоренившаяся у нас традиция, что ее нарушение может стать «искушением» для окружающих, а потому мало кто из священников решается на это или вообще об этом думает.

Митрополит Антоний Сурожский — один из самых известных православных пастырей XX века. Какое-то время он служил без бороды.

Продолжительность богослужений и строгость постов

Так сложилось, что за последние 100 лет Церковная жизнь католиков значительно «упростилась» - если можно так сказать. Сократилась продолжительность богослужений, стали проще и короче посты (например, перед причастием достаточно не вкушать пищу лишь несколько часов). Таким образом, католическая Церковь постаралась уменьшить разрыв между собой и светской частью общества - боясь, что излишняя строгость правил может отпугнуть современных людей. Помогло это или нет сказать трудно.

Православная Церковь в своих взглядах на строгость постов и внешних обрядов исходит из следующего:

Безусловно, мир сильно изменился и жить по всей строгости большинству людей сейчас будет невозможно. Однако память о Правилах и строгой аскетической жизни все равно важна. «Умерщвляя плоть, мы освобождаем дух». И забывать об этом нельзя - хотя бы, как об идеале, к которому нужно в глубине души стремиться. А если эта «мера» пропадет - то как сохранить нужную «планку»?

Это лишь малая часть внешних традиционных различий, которые сложились между православием и католичеством.

Однако важно знать и что наши Церкви объединяет:

  • наличие Церковных Таинств (причастие, исповедь, крещение и т.д)
  • почитание Святой Троицы
  • почитание Божией Матери
  • почитание икон
  • почитание святых угодников и их мощей
  • общие святые за первые десять веков существования Церкви
  • Священное Писание

В феврале 2016 года года на Кубе состоялась первая в истории встреча патриарха Русской православной Церкви и Папы Римского (Франциска). Событие исторического масштаба, но никакой речи об объединенении Церквей на ней не шло.

Православие и католичество - попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии - между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью - священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Вот эти три Унии:

Лионская Уния (1274 год)

Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.

Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)

В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства - крестовыми походами, Византия - противостоянием с Турками, Русь - с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.

Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге - народ объединение на таких условиях не поддержал.

Достаточно сказать, что первая «униатская» служба была совершена в столице Византии в Константинополе только в 1452 году. А меньше чем через год его захватили Турки…

Брестская Уния (1596 год)

Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).

Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен - хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык - остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.

После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий - а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.

Сегодня на территории Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии имеются униатские приходы.

Разделение православия и католичества: как к этому относиться?

Мы бы хотели привести короткую цитату из писем православного епископа Илариона (Троицкого), который умер в первой половине XX века. Будучи ревностным защитником православных догматов, он тем не менее пишет:

«Несчастные исторические обстоятельства оторвали Запад от Церкви. В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства. Переменилось учение, переменилась жизнь, отступило от Церкви самое жизнепонимание. Мы [православные] церковное богатсво сохранили. Но вместо того чтобы другим давать взаймы от этого неиждиваемого богатства, мы сами еще в некоторых областях попали под влияние Запада с его чуждым Церкви богословием». (Письмо пятое. Православие на Западе)

А вот, что еще веком ранее ответил одной женщине святитель Феофан Затворник, когда та спросила: «Отче, объясните мне: никто из католиков не спасется?».

Святой ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю точно одно: что сам без православия не спасусь».

Этот ответ и цитата Илариона (Троицкого), возможно, очень точно обозначают то верное отношение православного человека к такому случившемуся несчастью, как разделение Церквей.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

По понятным причинам я отвечу наоборот - об отличиях католичества от православия в духовном плане.

Большое количество духовных практик: это и молитвы по чёткам (Розарий, венчик Божьему милосердию и другие), и поклонение Святым Дарам (адорация), и размышления над Евангелием в самых разных традициях (от игнацианской до Lectio Divina), и духовные упражнения (от простейших реколлекций до месячного молчания по методу св. Игнатия Лойолы) - я почти все из них подробно расписал здесь:

Отсутствие института "старцев", которые воспринимаются в среде верующих как просветлённые и безошибочные прижизненные святые. И к священникам иное отношение: нет обычного православного "батюшка благословил купить юбку, батюшка не благословил дружить с Петей" - католики сами принимают решения, не перекладывая ответственность на священника или монахиню.

Католики, в основной массе, лучше знают ход Литургии - и потому, что они участники, а не зрители-слушатели, и потому, что прошли катехизацию (без изучения веры католиком не станешь).

Католики чаще причащаются, и здесь, увы, не обходится без злоупотреблений - или входит в привычку и теряется вера в Евхаристию, или приступают к Причастию без исповеди.

Кстати, Евхаристическое почитание свойственно лишь католикам - у православных нет ни адорации, ни процессии на торжество Тела и Крови Господних (Corpus Christi). Свято место почитания Евхаристии занято популярными святыми, насколько я понимаю.

При всём этом католики больше склонны к упрощению, увеличению "близости к народу" и "соответствию современному миру" - больше склонны к уподоблению протестантам. Забывая при этом природу и предназначение Церкви.

Католики любят играть в экуменизм и носятся с ним как с писаной торбой, не обращая внимания на то, что кроме них самих эти игрища никому не интересны. Этакое неагрессивное, наивно-романтическое "мышебратья".

У католиков исключительность Церкви, как правило, остаётся лишь на бумаге, в головах не держится, а православные отлично помнят, чем они истиннее.

Ну и монашеские традиции, о которых здесь уже упомянули - огромное количество самых разных орденов и конгрегаций, от ультралиберальных иезуитов и развлекающихся францисканцев, чуть более умеренных доминиканцев до неизменно строгих образом жизни высокодуховных бенедиктинцев и картузианцев; движения мирян - от разнузданного Неокатехумената и безалаберных фоколяров до умеренного Communione e Liberazione и сдержанной прелатуры Opus Dei.

И ещё обряды - в Католической Церкви их около 22. Не только латинский (самый известный) и византийский (идентичный православному), но и экзотические сиро-малабарский, доминиканский и другие; здесь же - традиционалисты, приверженные дореформенному латинскому обряду (по Миссалу 1962 года) и бывшие англикане, ставшие католиками в понтификат Бенедикта XVI, получившие персональную прелатуру и свой чин богослужений. То есть католики не столь однообразны и совсем не однородны, но при этом отлично уживаются вместе - и благодаря полноте истины, и благодаря пониманию важности единства Церкви, и благодаря человеческим факторам. Православные же расколоты на 16 церковных общин (и это лишь официальные!), их главы даже собраться не могут для решения каких-либо вопросов - слишком сильны интриги и попытки перетянуть одеяло на себя...