Крестовый поход детей. Средневековая трагедия

Завоевание Константинополя в 1204 г. в результате Четвертого крестового похода стало последним значительным результатом движения крестоносцев. Идея священной войны исчерпала себя, однако папство продолжало призывать христиан к захвату Иерусалима. В самой уродливой форме фанатизм простого народа выразился в детском крестовом походе 1212 г.

Возникновение идеи детского крестового похода

Успехи мусульман на Востоке значительно охладили воинственный пыл крестоносцев. Призывы папы Римского находили отклик только среди крестьянства. Возникла безумная идея, что победа может быть достигнута только невинными безоружными детьми, потому что настоящим воинам мешает груз накопленных грехов.

Рис. 1. Гравюра Г. Доре.

Кратко о детском крестовом походе свидетельствует история движений во Франции и Германии.

Французский крестовый поход детей

В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.

Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.

Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.

Рис. 2. Макет корабля крестоносцев.

Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед “святым воинством”.

Немецкий крестовый поход детей

Подобно Этьену во Франции, в Германии также появился проповедующий ребенок. Десятилетний Никлас вместе с отцом проповедовал идею крестового похода в нижнерейнских областях.

Проповеди Никласа имели большой успех. За короткий срок в Кельне собралось около 20 тыс. детей. Армия юных рыцарей креста двинулась на юг. При переходе через Альпы две трети детей погибло от голода.

Возле Рима часть крестоносцев повернула обратно, остальные направились к порту Бриндизи. Только вмешательство местного епископа оградило детей от рук работорговцев.

На обратном пути немецкие юные крестоносцы практически все погибли от голода и болезней.

Папа Иннокентий III никак не осудил этот безумную затею. Он предоставил выжившим детям “отсрочку” до совершеннолетия, после чего они должны были выполнить свой святой обет.

Итог детского крестового похода

Французский и немецкий детские крестовые походы часто объединяют в одно движение, так как они имеют схожие черты :

  • фанатичная вера детей в свою святую миссию, поддерживаемая духовенством;
  • католичество не оказало детям никакой поддержки, кроме духовного напутствия;
  • доверчивостью детей воспользовались (или только попытались) работорговцы;
  • трагический итог (бессмысленная гибель тысяч детей).

Результаты детских походов были следующие:

  • разочарование в религиозном смысле движения крестоносцев;
  • усилившиеся со стороны папы Римского призывы к новому крестовому походу с целью отмщения за гибель детей.

Летом 1212 г. по дорогам Франции и Греции двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщевых рубахах поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, четного и зеленого цвета. Это были юные крестоносцы.
Над процессиями веяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других — богородицы с младенцем. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославляющие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении «гроба господня».
Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них.

В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик-пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «Святую землю». Потом этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи толпам людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники.
Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победу над неверными. Милость бога могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти Султана. По велению божьему Средиземное море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

Этьен и Николай-предводители детских походов

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», — заявил пастушок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, — утверждал Этьен, — которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа».

Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи), Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук. Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев. Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы.

Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков крестьян первыми двинуться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Эту веру усиленно поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» — крестовых походов.
За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подготовленные «чудеса».

Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

К детям в пути примкнуло нимало взрослых — крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути. Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось.
Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Перта, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали детей в рабство.

Жалкая участь участников похода

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кельна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети детей погибло; остальные полуживые добрались до итальянского города Генуи.

Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой.
Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории — детские крестовые походы — некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы — были, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга.

Выложил — Мэлфис К.

В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн , в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся вИталию , чтобы оттуда морем достигнутьПалестины . В хроникахXIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».

Крестоносцы сели в Марселе на корабли и частью погибли от бури, частью же, как говорят, детей продали в Египет в рабство. Подобное движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла. Между тем на новый призыв Иннокентия III отозвались английский король Иоанн, венгерский Андрей и, наконец, Фридрих II Гогенштауфен, принявший крест в июле 1215 года. Начало крестового Похода назначено было на 1 июня 1217 года.

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Дело Иннокентия III (ум. в июле1216 года ) продолжалГонорий III . ХотяФридрих II отложил поход, аИоанн Английский умер, всё-таки в1217 году в Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, сАндреем Венгерским , герцогомЛеопольдом VI Австрийским иОттоном Меранским во главе; это был 5-й крестовый поход. Военные действия шли вяло, и в1218 году король Андрей вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли новые отряды крестоносцев, под предводительством Георга Видского иВильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе смаврами вПортугалии ). Крестоносцы решили напасть наЕгипет , который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Сыналь-Адиля ,аль-Камиль (аль-Адиль умер в 1218 году), предложил чрезвычайно выгодный мир: он соглашался даже на возвращение Иерусалима христианам. Это предложение было отвергнуто крестоносцами. В ноябре1219 года , после более чем годовой осады, крестоносцы взялиДамиетту . Удаление из лагеря крестоносцев Леопольда и короляИоанна Бриеннского отчасти было возмещено прибытием в ЕгипетЛюдовика Баварского с немцами. Часть крестоносцев, убежденная папским легатом Пелагием, двинулась кМансуре , но поход окончился полной неудачей, и крестоносцы заключили в1221 году с аль-Камилем мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамьетту и вообще Египет. Между тем наИзабелле , дочериМарии Иоланты и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать крестовый поход.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом Походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто . ПапаГригорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Святой земли борьба между императором и папой. В июне 1228 года Фридрих наконец отплыл в Сирию (6-й крестовый поход), но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 года заключил договор с Алькамилом: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался помогать Алькамилу против его врагов. В марте 1229 года Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Алькамила, умершего в 1238 году.

Осенью 1239 года в Акру прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфортский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного эйюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Святую землю. Прибывшему в Святую землю в 1240 году графу Ричарду Корнваллийскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Эйюбом (Мелик-Салик-Эйюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Эйюба привел к тому, что Эйюб призвал к себе на помощь турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 года незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Эйюб взял Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам. На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних Походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые Походы, и заявляли, что помощью Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю. Впрочем, проповедь крестового Похода в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу. Прежде других крест принялЛюдовик IX Французский: во время опасной болезни он дал обет идти в Святую землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, гр. Вильгельм Фландрский, гр. Петр Бретанский, сенешаль шампанский Иоанн Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие.

Крестовый поход детей — такое название, в историографии, получило народное движение 1212 года.

Средневековье

Легендарный Крестовый поход детей дает отличное представление о том, до какой степени менталитет людей Средневековья отличался от мировоззрения настоящего времени. Реальность с вымыслом в голове человека XIII века тесно переплетались. Народ верил в чудо. В наши дни идея детского крестового похода кажется нам дикостью, тогда в успехе предприятия не сомневались тысячи людей. Хотя, нам до сих пор не известно, происходило ли это на самом деле.

Будет не верным считать, что борьбой за Иерусалим духовенство смогло увлечь лишь жадное до наживы и ищущее подвигов рыцарство и столь же жадное итальянское купечество. Крестоносный дух поддерживался и в низших слоях общества, где обаяние его мифов было в особенности сильным. Поход юных крестьян стал воплощением этой наивной приверженности ему.

Как все начиналось

В начале XIII века в Европе укрепилось убеждение, что лишь безгрешные дети смогут освободить Святую землю. Зажигательные речи проповедников, оплакивавших захват «неверными» Гроба Господня, нашли широкий отклик среди детей и подростков, как правило из крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. Подростковый религиозный пыл подогревался родителями и приходскими священниками. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, однако пресечь его не смогли. Священнослужители на местах, как правило, были так же невежественны, как и их паства.

Идейные вдохновители

1212 год, июнь — в деревне Клуа близ Вандома во Франции появился некий пастушок по имени Стефан из Клуа, объявивший себя посланцем Бога, который был призван стать предводителем христиан и вновь завоевать обетованную землю; море должно было высохнуть пред войском духовного Израиля. Якобы мальчику явился сам Христос и вручил письмо для передачи королю. Пастушек прошел по всей стране везде вызывая бурное воодушевление своими речами, а также и чудесами, совершаемые им на глазах тысяч очевидцев.

В скором времени во многих местностях появились мальчики-проповедники, они собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их со знаменами и крестами, с торжественными песнями к Стефану. Если кто-то спрашивал малолетних безумцев, куда они идут, то те отвечали, что они отправляются «за море, к Богу».

Король попытался пресечь это безумие, приказал вернуть детей домой, но это не помогло. Часть их послушалась приказа, однако большинство не обратило на него внимания, и вскорости в мероприятие были вовлечены и взрослые. К Стефану, путешествовавшему уже на колеснице, увешанной коврами и окруженной телохранителями, пристали не только священники, ремесленники и крестьяне, но также воры и преступники, «вставшие на путь истинный».

В руках работорговцев

1212 год — двумя потоками молодые путешественники направились к берегам Средиземного моря. Несколько тысяч французских детей (может быть, до 30 тыс. человек, если считать и взрослых пилигримов) под предводительством Стефана прибыли в Марсель, где циничные работорговцы погрузили их на корабли. Два судна затонуло во время шторма при острове Сан-Пьетро близ Сардинии, а остальные 5 смогли дойти до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.

Многие из пленников якобы попали ко двору халифа, который был поражен упорством в своей вере юных крестоносцев. Некоторые из хронистов утверждали, что в последствии оба рабовладельца, перевозившие детей, попали в руки просвещенного императора Фридриха II, приговорившего преступников к повешению. Он же при заключении договора в 1229 году с султаном Алькамилом, может быть, смог возвратить часть пилигримов на родину.

Переход через Альпы

В те же годы тысячи немецких детей (может быть, до 20 тыс. человек), возглавляемые 10-ти летним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. Отец Николаса был рабовладельцем, также использовавший сына в своих корыстных целях. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дети смогли дойти до Рима, Генуи и Бриндизи. Епископ последнего из этих городов решительно воспротивился продолжению похода по морю и развернул толпу в обратном направлении.

Он и папа Иннокентий III освободили крестоносцев от обета и отправили на родину. Имеются сведения, что понтифик только дал им отсрочку по выполнению их планов до достижения совершеннолетия. Но по дороге домой почти все они погибли. Согласно легенде, сам Николас выжил и в 1219 году даже сражался при Дамиетте в Египте.

А могло быть и так…

Есть еще одна версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые все же поддались на уговоры Филиппа Августа и разошлись по домам. Немецкие же дети под предводительством Николаса дошли до Майнца, там некоторых смогли уговорить вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть из них прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа смогла дойти до Рима, некоторые дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа.

Крестовый поход детей в истории

Эти мрачные события, вероятно, легли в основу легенды о крысолове-флейтисте, который увел всех детей из города Гаммельн (). Некоторые генуэзские патрицианские роды даже вели свою родословную от оставшихся в городе немецких детей.

Невероятность такого рода мероприятия заставляет историков считать, что «Крестовым походом детей» в действительности назвали движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу в Италии.

Сразу следует сказать, что состоявшийся в 1212 году Крестовый поход детей у многих современных историков вызывает сомнение. То есть не было никакого детского похода, да ещё двумя волнами. Легенду о детях придумали летописцы в угоду католической церкви. Той нужен был жертвенный обряд, и невинные детские души пожертвовали собой ради христианства. Но только на бумаге, а в реальной жизни ничего подобного не происходило.

Данное заключение специалистов по Средневековью основывается на том, что насчитывается не более 50 источников, описывающих столь примечательное историческое событие. Причём все эти источники чрезвычайно короткие, от нескольких предложений до половины страницы.

Всю имеющуюся информацию специалисты по средневековой истории разделили на 3 группы. К первой группе отнесли тексты, написанные до 1220 года. Во вторую группу включили источники, датируемые 1220-1250 годами. Их могли написать авторы, которые были живы во время детского похода и изложили свои воспоминания на бумаге. В третьей группе оказались тексты, написанные после 1250 года. Это уже была информация, полученная из вторых и третьих рук.

Современные историки не считают источники после 1250 года авторитетными. Наиболее же правдоподобной можно считать информацию, данную до 1250 года, но не всю. Самых правдоподобных текстов насчитывается не более 20. Причём это небольшие рукописные отрывки, в которых даётся обобщённая информация. А вот фундаментального труда с хронологически подробным перечнем тех далёких событий не существует.

Однако на подлинность Крестового похода детей указывали многие авторитетные люди. Это доминиканский монах Винсент Бове (1190-1264), создавший энциклопедию Средневековья, философ и францисканский монах Роджер Бэкон (1219-1292), католический писатель Томас Кантимпре (1201-1272), английский летописец Мэтью Парис (1200-1259). Значимость этих людей в истории огромна, а их авторитет ничуть не уступает авторитету современных профессоров из солидных университетов. А поэтому уменьшим долю сомнения и ознакомимся с теми далёкими событиями, случившимися в 1212 году.

Ранней весной 1212 года 9-летний мальчик, вошедший в историю как Николас из Кёльна, заявил, что к нему во сне явился Иисус и повелел вести детей в Святую Землю, чтобы освободить Иерусалим. Мальчик сказал, что нужно идти в Италию, подойти к морю, и оно расступится. По дну морскому дети дойдут до Палестины, а там мусульмане, увидев такое чудо, обратятся в христианство.

У Николаса тут же появились сподвижники. Они пошли по землям Германии, призывая детей и подростков к крестовому походу. Через несколько недель большая масса юношей и девушек собралась в Кёльне. Всего насчитывалось порядка 25 тысяч детей. Все они двинулись в Италию 2-мя дорогами через Альпы. В пути погибли двое из трёх, а некоторые испугались трудностей и повернули домой. В конце августа только 7 тыс. человек прибыло в Геную.

Все они направились в гавань и стали ждать, когда морские воды расступятся и обнажится дно. Однако ничего подобного не произошло, и дети испытали глубокое разочарование. Часть из них начала обвинять Николаса в предательстве, но другие заступились за него.

А тем временем генуэзские власти, впечатлённые религиозным порывом детей, предложили им гражданство. Большая часть детей-крестоносцев воспользовалась этим предложением, а вот Николас отказался. С небольшой группой сподвижников он направился в Пизу, где встретился с папой Иннокентием III.

Понтифик освободил явившихся к нему детей от обета крестового похода и попросил вернуться домой к своим семьям. После этого юноши и девушки отправились в Германию тем же путём, которым пришли. В этот раз Николас не пережил переход через Альпы и погиб. А его отец был арестован в Германии и повешен по требованию родителей погибших в походе детей.

Но Крестовый поход детей на этом не закончился, так как была вторая волна, зародившаяся во Франции. В этот раз инициатором стал 12-летний пастух Стефан из Кройеса. В мае месяце 1212 года он заявил, что к нему явился Иисус в одеянии бедняка. Он велел Стефану вести детей в Иерусалим и освободить его от мусульман. Иисус сказал, что взрослые крестоносцы представляют собой корыстных и дурных людей, а поэтому Бог не даёт им победу. Лишь безгрешные дети безо всякого оружия смогут вернуть Гроб Господний христианам.

Очень скоро возле Стефана собралось не менее 30 тыс. юношей и девушек. Об этой массе религиозно настроенных молодых людей узнал французский король Филипп II. Он приказал доставить к нему Стефана, и тот явился в сопровождении нескольких сподвижников. Король побеседовал с мальчиком, и отказался воспринимать его всерьёз. Но Стефан продолжал проповедовать, путешествуя по Франции. И хотя церковь отнеслась к юному проповеднику скептически, на многих французов он произвёл впечатление своим учением.

Пока Стефан проповедовал, от 30 тыс. единомышленников осталась только половина. Остальные разошлись по домам. С оставшимися 15 тыс. юный организатор крестового похода в конце июня 1212 года отправился в Марсель. Огромная толпа детей шла по пыльным средневековым дорогам и просила милостыню. Многие не выдержали лишений, голода, других тягот пути и вернулись домой. До Марселя добралась только четверть участников Крестового похода детей.

Юные крестоносцы пришли в порт и стали ждать, когда море расступится, чтобы можно было идти по дну, не замочив ног. Но воды не расступились, и стоящие на берегу дети испытали чувство глубокого разочарования. Большая их часть повернула обратно и вернулась к своим семьям. А вот оставшихся купцы погрузили на корабли, и дальнейшая судьба этих юных созданий неизвестна. Предполагается, что их переправили в Алжир, где продали в рабство.

Так закончился Крестовый поход детей. Состоял он из 2-х волн. Одна из них зародилась в Германии, а вторая во Франции. В обоих случаях присутствовали мальчики – Николас и Стефан, к которым якобы явился Христос и велел идти в Святую Землю освобождать Иерусалим. Николас погиб, а судьба Стефана после прибытия юных крестоносцев в Марсель покрыта мраком. Правдивы ли данные события или являются вымыслом – по сей день неизвестно. А поэтому их нужно просто принять к сведению и не верить безоговорочно во всё вышесказанное .