Сравнительные характеристики Остапа и Андрия. Анализ повести "Тарас Бульба"

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь не только изображает жизнь украинского казачества, но и показывает душу этого народа, особенности формирования их национального самосознания в семнадцатом веке. На примере Остапа и Андрея автор характеризует жизнь и судьбу молодого поколения. Оба они сыны славного полководца Тараса Бульбы. Остапа и Андрия в повести дает возможность понять, насколько разными могут вырасти люди, воспитанные в одной семье.


Как проявлялись характеры братьев во время учебы?

Итак, Тарас Бульба (Гоголь отмечает это) гордится своими сыновьями. Они сильные, смелые, статные - настоящие казаки.
Характеры Остапа и Андрея прорисовываются во время обучения в бурсе. Остап - открытый, бесхитростный, прямодушный, готов нести наказания за шалости и проступки, но никогда не предает товарищей. Андрей обладает способностью выйти сухим из воды, хотя частенько верховодит проказами бурсаков. Он кажется нам в начале повести более чутким, утонченным, интересным, человечным, чем его старший брат, который не замечает прекрасных девушек и цветущих садов. Остап думает только о гулянках с друзьями и казачьих военных походах.

Отношения братьев с родителями

Сравнительная и Андрея не может быть полной без рассмотрения их взаимоотношений с родителями.

Во время своего приезда домой из бурсы старший сын ведет себя излишне серьезно, не позволяя никому над собой смеяться. Остап готов драться с отцом из-за его насмешек, а младший будто и не слышит колкостей.

Остап резок, даже грубоват, но, уезжая на Сечь, очень жалеет мать, вспоминает детство. Тонко чувствующий младший брат тут же забывает обо всем.

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея не может быть полной без оценки их поведения на Сечи. Отец, Тарас Бульба, понимает, что оба сына смелые и ловкие, но отмечает, что Андрий видит только битву, развлекает себя, а не продумывает результат своих действий.

Остап, напротив, быстро оценивает опасность и мгновенно находит способ исправить положение. Отец замечает, что его старший сын может стать «добрым полковником», и не ошибается.

Об отношении Тараса к отчизне и сыновьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба», конечно, невозможна без рассмотрения эпизодов прощания отца с сыновьями.

Андрий предает отчизну из-за любви к красивой полячке и вступает в сражение против своих земляков, против отца и брата. Тарас Бульба, не колеблясь, убивает его собственной рукой, ведь только так, по его мнению, можно избежать позора. Он не прощает предательства. Тарас бросает мертвого Андрия, как врага, не похоронив.
К преданному отчизне Остапу отец из последних сил пробирается в Варшаву и готов отдать за его освобождение любые деньги. Когда же становится понятно, что ничего нельзя сделать, он отправляется на место казни любимого сына. Даже в последние минуты жизни Остапа Тарас видит перед собой стойкого командира, который подает пример товарищам.

Отношение Гоголя к братьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея обязательно должна включать

авторскую оценку персонажей. Николай Васильевич Гоголь полностью разделяет уважение и бесконечную любовь главного героя к сыну. Андрей, по мнению автора, не стоит внимания, поэтому о нем он забывает после его уважает Остапа за сильный характер, за его способность любить и почитать родителей, земляков, отечество.

Чужие среди своих

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея не может не затронуть тему одиночества обоих героев.

Оба брата - смелые, сильные, умные. При этом они очень разные. На первых страницах повести автор как будто несколько больше симпатизирует Андрею, отмечая в нем живость и развитость чувств. Нельзя, однако, не заметить, что Гоголь уважает Остапа за его прямоту, умение нести наказание, но в то же время считает его простоватым. Андрей же очень изобретателен и всегда может избежать наказания, его душа доступна более высоким чувствам, он рано ощутил потребность в любви. Из-за нее он и погибает.

Остап тоже ощущает потребность в любви, но ему нужна любовь родителей, прежде всего отца. На первый взгляд, он суровый воин, но страх перед наказанием батьки заставляет его, например, взяться за ум во время обучения. Именно поэтому так ранят его сердце отцовские насмешки. Он не испытывает ни малейшей гордости, когда его, молодого казака, назначают шалашным атаманом после того, как погиб Бородатый. Для него важно служить отчизне, ведь он любит то, что дорого сердцу его отца. Даже его последние слова обращены к батьке.

Андрей же ищет другой любви. Среди земляков все ему чужие. Любовь к женщине заставляет его совершить преступление. Казаки - народ простой, грубоватый, а младший сын Тараса Бульбы совсем не такой. Он очень одинок. Богатое воображение и живой ум, вероятно, не давали ему в простой казачьей жизни. Одиночество души объединяет обоих братьев. Один стремится завоевать любовь отца, второй пытается найти ее в лице прекрасной полячки.

Такова сравнительная характеристика Остапа и Андрея.

Трагедия в жизни Тараса Бульбы

Тарас Бульба - смелый и отважный атаман. Он живет своим отечеством, бесконечно предан родине.

Трагедия главного героя в том, что он потерял обоих сыновей. Остап погиб за отечество, Андрей пострадал за любовь к женщине и принял смерть от руки отца. Не может быть, чтобы в глубине души отец не скорбел по младшему сыну, но он заглушил в себе подавил его.

После смерти Остапа жизнь Тараса Бульбы фактически заканчивается. Он справляет «кровавые поминки» по старшему сыну. Тарас беспощаден к врагам. Он живет одной мыслью - отомстить.

Смерть Тараса Бульбы наступает нелепо. Он возвращается на поле боя за потерянной люлькой, которая считалась своеобразной душой казака. Существовала примета, что, потеряв ее, можно было заболеть или умереть. Но по иронии судьбы (как знать, быть может, атаман забыл ее не случайно) главного героя схватили именно во время поисков люльки. Сгорая заживо, Тарас Бульба призывал соотечественников вернуться и хорошо погулять. Трагическая смерть объединила отца и таких непохожих друг на друга сыновей.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Остап и Андрий - старший и младший сыновья главного персонажа повести, Тараса Бульбы. Остапу 22 года, Андрию - едва за 20. Братья возвращаются в родной дом из киевской бурсы по окончании обучения, описана их встреча с отцом и матерью. Мать скучает по сыновьям, ее приводит в отчаянье желание мужа немедленно увозить их в Запорожскую Сечь.

Тарас Бульба напротив к сантиментам не склонен и намерен знакомить ребят с жизнью в суровых условиях поля битвы. «Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!» Также известно, что Бульба прислал юношам лошадей лишь к моменту окончания их учебы; прежде во все каникулы они возвращались домой пешком. Проявление чувств у мужчин того времени было не в чести. Долг перед Родиной – вот святая обязанность козака.

У Остапа несгибаемая воля и железный характер; ему не присущи никакие сомнения и колебания. Еще подростком, принимая участие в шалостях семинаристов, он показал себя отличным товарищем, ни разу никого не выдав и не пытаясь уходить от справедливого возмездия в виде порки. Желания учиться у него не было, он не раз избавлялся от своего букваря, но стоило отцу пригрозить Остапу монастырем, как тот быстро оказался в числе лучших учеников. Он умеет ставить цели и искать способы их достижения, проявив себя грамотным стратегом на поле боя. В сражении он хладнокровен, вынослив и неутомим, решая четко поставленную задачу: одолеть противника.

Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». В период обучения он чаще Остапа бывал предводителем юношеских проказ, но старался найти способ увильнуть от наказания. Он также отважен в сражении, как старший брат, но куда менее расчетлив: «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».

Андрий отличается от брата большей эмоциональной подвижностью: «…Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет…». Способен он и к состраданию: его глубоко потрясла сцена казни убийцы, когда того закопали живым в могилу, поставив сверху гроб его жертвы; идя спасать возлюбленную, он бросает кусок хлеба умирающему от голода. Он стесняется проявления чувств, поскольку в то время это совершенно не было принято. Эта душевная потребность отдаляет его от собратьев-козаков, став роковой.

Встретив очаровательную панночку, Андрий влюбляется со всем пылом юношеского сердца и отрекается от всего святого для запорожского козака: веры, Отчизны, отчего дома. Безусловно, это предательство. Но предательство почти всегда идет рука об руку с трусостью: это не про Андрия. Его предательство говорит о едва ли не большей отваге и мужестве, чем поведение его старшего брата во время пыток и казни. Скорее всего, он понимает, что ничем особенно хорошим его история с панночкой не завершится; скорее всего он по молодости и горячности все же надеется на благополучный исход ситуации, но несмотря ни на что, он не может оставить любимую.

Факт измены Родине налицо, но это следствие не подлости человека, а непреодолимого свойства его натуры. Потребность в любви - одна из базовых в жизни нашего современника, и сейчас мои слова кажутся смешными по причине совершенной их очевидности; в то время люди мыслили другими категориями, и в этом смысле, конечно, Андрий был более душевно развитым, нежели другие персонажи повести.

Для обоих братьев вспыхнувшая война стала, в сущности, первой и единственной. Остап героически сражается, но попадает в плен в неравном бою. Его казнят. Сцена пыток страшная, но самый, пожалуй, отчаянный момент, когда он, несгибаемый, целеустремленный, невероятно сильный духом и телом человек, перед смертью зовет отца, и тот отзывается ему.

Как было и раньше, в момент расплаты Остап не мечтает о пощаде и не молит о ней, принимая неминуемую гибель, как должное. Но в последнее мгновение он надеется на поддержку «твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
Андрий погибает раньше от рук отца: Тарас не находит возможности смириться с предательством сына. Как и Остап, он не противится своей участи, но перед дулом ружья он вспоминает лишь свою прекрасную панночку, сожалея о ней - не об измене.

Трудно сравнивать братьев между собой. Внешне все выглядит просто: старший - герой Отчизны, младший - подлый изменник, продавший за юбку все на свете. Но не все в жизни можно мерить черным и белым. У братьев говорящие имена. «Остап» означает «устойчивый», что вполне подходит под его характер, а «Андрий (Андрей)» - «мужчина, мужественный, храбрый».

Так что не считает автор своего юного изменника предателем всего самого святого… Младший брат попал в такие несчастливые для себя обстоятельства, когда все, что свято для козака, оказалось противопоставлено его личной святыне - глубокой любви. И если сузить понятие Родины до одного-единственного человека, то оба брата были верны ей до конца.

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых известных произведений Н. В. Гоголя. Оно было задумано как крупномасштабная историческая картина, отображающая противостояние запорожского казачества и польской шляхты. Центральными персонажами повести стали один из руководителей казачьего движения Тарас Бульба и двое его сыновей: Остап и Андрий.

Определение

Остап – литературный персонаж повести «Тарас Бульба», старший сын казачьего атамана, разделивший с отцом и возглавляемым им войском сложную судьбу борцов против польского порабощения.

Андрий – младший сын Тараса Бульбы, который из-за любви к женщине предал дело отца и перешел на сторону врага. За предательство Андрий поплатился жизнью.

Сравнение

Эти персонажи не были задуманы Н. В. Гоголем как антагонисты. Их детство прошло под нежной материнской опекой. Привязанность к матери Андрий сохранил на всю жизнь.

В подростковом возрасте оба сына Тараса Бульбы поступили на обучение в семинарию. В это время стало отчетливо проявляться различие в чертах их характеров.

Андрий обладал веселым нравом, легко сходился с товарищами по учебе, так же легко усваивал премудрости науки, с удовольствием участвовал в потасовках и всегда выходил сухим из воды.

Остап был замкнут, молчалив, с трудом, но упорно учился, сторонился товарищей, часто бывал объектом их грубоватых шуток, но умел постоять за себя.

После окончания учебы сыновья, по решению Тараса Бульбы, отправились в Запорожскую Сечь. Им была уготована суровая школа жизни. Остап унаследовал отцовскую твердость, приверженность православной вере и долгу перед Отечеством. Он достойно сносил тяготы военных походов и в бою проявлял небывалую ловкость, стойкость и отвагу.

Убеждения Андрия оказались не настолько твердыми. Влюбившись в дочь польского вельможи, он сложил к ее ногам казацкое оружие, отступился от веры, предал отца и стал сражаться с казаками на стороне врага.

Отступничество Андрия старый Тарас переживал как глубокую личную драму. Он собственноручно казнил попавшего в плен Андрия, не сумев простить ему измену казачьей присяге.

Выводы сайт

  1. Остап – старший сын Тараса Бульбы, его последователь, преемник казацких традиций.
  2. Андрий – страстная романтическая натура. Он оказался способным ради любви к женщине отказаться от славы, чести и Отечества.
  3. Твердость характера Остапа проявлялась с ранних лет. Подтверждение тому – упорство, с которым он преодолевал сложности учебы.
  4. Андрий с юности легче относился к житейским сложностям, был нежнее с матерью и умел мечтать не только о казацких походах.
  5. Остап и Андрий по-разному понимали чувство долга. По замыслу автора, каждый из них заплатил судьбе особую дань, имевшую цену жизни.

Другая натура у обоих, и другими очами

гля-дят они на то же дело.

Н. Гоголь. Тарас Бульба

В повести Н. В. Гоголя отражена национально-освобо-дительная борьба запорожских казаков против польской шляхты, угнетавшей украинскую культуру и пытавшейся насадить свои традиции, обычаи, веру. Запорожская Сечь служила также заслоном против набегов турецких за-хватчиков, приносящих порой не меньше несчастий, чем поляки.

Главные герои повести — старый запорожский казак Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий, только что вернувшиеся из бурсы домой. Борьбе против иноземных захватчиков была посвящена вся жизнь Тараса Бульбы, и он надеялся, что сыновья станут ему в этом деле первыми помощниками.

Вначале сыновья, вернувшиеся домой, похожи на «не-давно выпущенных семинаристов». Гоголь пишет о них как о «двух дюжих молодцах» с крепкими здоровыми ли-цами. Братья смущены ироничным приемом отца, и Ос-тап, не стерпев насмешек, предлагает Тарасу Бульбе «поко-лотить» его. «Добрый будет козак!» — так оценивает пове-дение старшего сына при встрече старый запорожец. Млад-шего же — Андрия — «двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом» отец называет «мазунчиком» за молчали-вое смущение.

Однако Андрий не трус. При разговоре с запорожцами, с которыми гордый отец знакомит сыновей, Андрий запаль-чиво говорит: «Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татар-ва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!» Остап же, наряду с готовностью не давать обидчикам спуску, прояв-ляет и такие качества как внимательность, наблюдатель-ность, острый ум, хладнокровие.

Еще во время обучения в бурсе сыновья Тараса Бульбы отличались несхожестью характеров. Старший, Остап, с детства был упрям и славился упорством при достиже-нии цели. Сперва он не хотел учиться. Несколько раз он сбегал из бурсы и прятал книги, пока отец не пригрозил ему, что Остап «не увидит Запорожья вовеки, если не вы-учится в академии всем наукам». С тех пор Остап начал заниматься с «необыкновенным старанием» и скоро стал одним из лучших учеников. Как и его славный отец, Ос-тап прежде всего ценил чувство товарищества, был честен и «прямодушен с равными». Выдержанный и целеустрем-ленный, Остап был «суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».

Младший сын Тараса — Андрий — учился «охотнее и без напряжения». Чувства и эмоции, развитые у него го-раздо больше, чем у старшего брата, нередко заводили его в довольно опасные предприятия. Он был увертлив и изоб-ретателен, особенно когда речь шла об избежании наказа-ния, Андрий был нежен лицом, молод, хорош собой, и по-требность любви рано проснулась в его сердце. Именно в это время он увидел и полюбил молодую полячку, сыграв-шую в его дальнейшей жизни далеко не последнюю роль.

Старый запорожец Тарас Бульба считал, что лучшая школа для его сыновей — Запорожская Сечь, только там можно научиться чему-нибудь стоящему, набраться разу-ма. Не дав сыновьям отдохнуть с дороги и побыть с мате-рью, Тарас Бульба забирает Остапа и Андрия в казацкую вольницу.

В Запорожской Сечи молодые казаки показали себя с лучшей стороны. Они выделялись «прямою удалью и удач-ливостью во всем». Старые казаки одобрительно отзыва-лись о новоприбывших, однако целиком и полностью их натуры раскрылись только во время боя, ведь даже там оба были «одни из первых».

Казалось, что Остапу «был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Выдержка и хладнокровие, умение расчетливо взвесить опасность и быстро и точно найти правильное решение, настойчивость и уверенность в своих силах помогали увидеть в нем наклонности будущего вождя. Гоголь сравнивает Остапа со львом, а Тарас Бульба с гордостью говорит: «О! да это бу-дет со временем добрый полковник!»

В скором времени казаки решают во время боя на-значить Остапа куренным атаманом вместо убитого: «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека». Оправдал их доверие Остап, решитель-ностью, силой и храбростью завоевал еще большую любовь и уважение к себе.

Словно лев, сражался Остап и в последнем бою, когда полегло много казацких старшин и атаманов. Храбро бился старший сын Тараса на глазах родного отца, богатырская сила была в нем. Однако численный перевес был на сторо-не поляков, и они сумели правдами и неправдами захва-тить Остапа в плен.

Героически, с невиданным мужеством, «как исполин», выносит Остап терзания и пытки, которым подвергли его поляки. «Ни крика, ни стону не было слышно» из уст Остапа во время переносимых мучений. Остап — настоя-щий запорожец, достойный казак, сын своего отца Тараса Бульбы — перед смертью не хотел ни жалости, ни рыда-ний и сокрушений о себе. Ему необходимо было разумное слово твердого мужа, и отец оказался рядом, поддержал его своим присутствием, невзирая на смертельную опас-ность. Как лев, умел сражаться Остап, а умер — как герой.

А что же Андрий? С похвалой отозвался Тарас Бульба и о младшем сыне во время первого боя: «добрый вояка». Андрию в бою не свойственны ни хладнокровие, ни терпе-ние — он весь во власти чувств. Запальчивость, необуз-данный порыв руководят его действиями и ведут за собой. Он храбр потому, что не дает себе ни времени, ни возмож- ности оценить опасность. Не случайно Гоголь говорит, что «он несется, как пьяный», ведь в битве Андрий видел для себя «бешеную негу и упоение». Сражение для него — лишь «очаровательная музыка пуль и мечей», он не по-мнит, ради чего ведется бой, чего хотят достичь казаки. Вся сущность нетерпеливого и пылкого характера Андрия проявилась в его манере поведения во время битвы.

Между сражениями Андрий скучает, чувствует «какую- то духоту на сердце». И как раз в это время в стан казаков пробирается пленная татарка, служанка польской панноч-ки, чтобы попросить у Андрия хлеба для своей госпожи. Не раздумывая, бросается Андрий на помощь своим вра-гам. И здесь он находится во власти своих эмоций. Он ворует казацкий хлеб и несет его к полякам в осажден-ный город. Андрий — не злой человек, не чуждо ему и сострадание. В чужом городе он отдает буханку хлеба го-лодному, но опять же, делает это под влиянием порыва. Встретившись с панночкой, он не задумываясь отрекается от отца, товарищей и отчизны. Ради панночки он готов на измену и предательство: «Все, что ни есть, продам, отдам, погублю...» Эти слова погубили Андрия как человека, как казака, как защитника отечества. Даже старый отец «про-клянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына». Без сомнений и терзаний совести Андрий обустраивает свое личное счастье на беде родных, друзей, родины. Материал с сайта

Судьба распорядилась свести на поле боя сына-измен-ника и доблестного запорожца Тараса Бульбу. Андрий вывел против казаков отряд конников. «Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» — не стерпел Тарас. Поведение сына шло вразрез с жизненными принципами и моральными установками старого казака. Нет больше для него сына и, заманив Андрия в ловушку, Тарас убивает его.

Когда Андрий перед своей смертью увидел отца, он «за-трясся всем телом и вдруг стал бледен...». Как школьник, стоял сын перед Тарасом, «утупивши в землю очи». При виде «страшного» отца он покорен, как ребенок, поскольку осознает свою вину, свое предательство. Однако до самой смерти не раскаялся изменник в своих действиях. Он уми-рает с именем полячки на устах.

С чувством горечи и печали стоит над убитым сыном Тарас Бульба. «Чем бы не козак был?» — думает он, глядя на родное мужественное и красивое лицо. Очень поэтично описывает Гоголь мертвого Андрия, но стоящий рядом за-порожец-отец не дает нам забыть, что перед нами — из-менник.

Как похожи были сыновья Тараса Бульбы — бесстраш-ные, мужественные, рвущиеся в бой. И как они отличались один от другого — Остап и Андрий. Один — бескомпро-миссный защитник отечества и верный товарищ, второй — предатель. Для одних — геройская гибель, для других — позорная смерть. Почти как в настоящей жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • словесный портрет остапа и андрия
  • как показали себя остап и андрий в запорожской сечи
  • встреча сыновей остапа и андрия
  • как сражались и погибали казаки остап и андрий?
  • характеристика остапа и андрия. как начать