Причины и последствия феодальной раздробленности. Причины феодальной раздробленности на руси

Феодальная раздробленность – явление, свойственная всем средневековым государствам. Не миновало оно и русские земли. В целом причины, обстоятельства и результаты раздробленности Руси мало отличаются от мировых аналогов. Разница обусловлена лишь второстепенными обстоятельствами.

Истинные причины

У события или явления можно выделить причины, предпосылки и поводы. Первые – те факторы, что делают событие в принципе неизбежным, вторые обуславливают реализацию факта в конкретный временной промежуток и в определенном месте. Повод вообще можно обнаружить не всегда, в противном же случае им является незначительное событие, непосредственно «запускающее» процесс.

Причины феодальной раздробленности Руси – те же, что и у других средневековых государств.

  1. Рост владений крупных феодалов (на Руси – бояр-вотчинников и удельных князей). В условиях условного феодального землевладения и реальной возможности перемещения по феодальной лестнице (вертикальная социальная мобильность тех времен) они ощущали себя ничем не хуже центрального правителя, и слабее его не были.
  2. Технические сложности управления обширными территориями в то время. Известно, что Карл Великий и (известнейшие создатели средневековых держав-гигантов) значительную часть своих жизней провели в разъездах. Органы центральной власти просто не успевали реагировать на ситуацию на местах; соответственно, возрастал авторитет власти местной.
  3. Незначительность экономических связей. Дальние торговые поездки были затруднены, торговля в основном шла на незначительных расстояниях, доминировало натуральное хозяйство и работа под конкретный заказ. Соответственно, если и было политическое единство, то его не подкрепляла материальная база.
  4. Постепенный рост экономики неизбежно создавал несколько центров. Влияние городов увеличивалось, но только в своей округе.

Таким образом, русская история в этом вопросе полностью подчиняется общей логике развития исторического процесса.

Другие сроки

Конкретно-исторические условия привели к тому, что феодальная раздробленность русских земель началась много позже, чем стран Западной Европы. Там этот период охватывает IX-XIII века. На Руси же его начало датируется концом XI века (когда Ярославичи активно делили власть и оговаривали право каждого удельного князя на «вотчину свою»). Утверждения, что раздробленность страны началась уже после смерти , безосновательны. Просто раздробленность – не линейный процесс, в ней бывают свои «откаты назад».

Хронологическая задержка объясняется более поздним формированием средневековой славянской государственности. Стране нужно было время, чтобы пройти должный исторический путь.

Завершился период раздробленности на Руси тоже несколько позже. Основной этап приходится на XIV век, формально же объединение страны завершил уже Иван Грозный. Здесь причина задержки кроется в монгольском завоевании.

Всю землю разделил

Так охарактеризовал поэт Толстой распоряжения Ярослава Мудрого, разделившего свои владения между сыновьями. Поэтому можно считать, что смерть этого (безусловно, выдающегося) правителя стала поводом к началу раздробленности страны. Ярослав официально назначил каждому из своих наследников часть страны во владение. Если учесть, что распри за престол постоянно происходили и без официального статуса претендентов (вспомним хотя бы карьеру самого Ярослава), то теперь Ярославичи получили прямо-таки официальное распоряжение разделять страну.

Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности. Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Помятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю территорию он поделил на 5 «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) некоторое время жили дружно. Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.

Основными причинами феодальной раздробленности были:

1) господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей; 2) возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины; 3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева; 4) ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев; 5) развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни. В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворить разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

В 1097 г. в г. Любече состоялся съезд русских князей, решения которого стали началом образования самостоятельных княжеств. Однако княжеские усобицы продолжались. К внутренним раздорам добавилась опасность извне – вторжение кочевников-половцев - сильного и опасного врага. Военные походы отдельных князей (например, поход северского князя Игоря в 1185 г.) оканчивались неудачно. Для победы над половцами нужно было соединить силы русских князей, прекратить княжеские усобицы. С таким патриотическим призывом обращался к князьям автор «Слова о полку Игореве». Но иные князья сами брали половцев в союзники и приводили их на Русь. На некоторое время единство Руси было восстановлено князем Владимиром Мономахом (1113-1125 гг.). После его смерти ссоры между князьями вспыхнули с новой силой и русские земли распались на самостоятельные государства.



Крупнейшими землями времен феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.

Владимиро-Суздальское княжество располагалось на северо-востоке Руси, в междуречье Оки и Волги. Природно-климатические условия там благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства. Города этого княжества – Суздаль, Ростов, Владимир – стали центрами ремесла и торговли. Быстро росли княжеское и боярское землевладения. Самостоятельной северо-восточная Русь стала при князе Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.), прозванном так за свое вмешательство в княжеские усобицы и стремление захватить дальние города и земли. Его политика расширения княжества, продолженная сыновьями Андреем Боголюбским (1157-1174 гг.) и Всеволодом Большое Гнездо (1176-1212 гг.), превратила к началу XIII в. северо-восточную Русь в сильнейшее государство среди русских земель.

Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе от Киева и имело хорошо развитое земледелие и ремесленное производство. Здесь рано сложилось крупное боярское землевладение. Бояре, разбогатев, стали соперничать за власть с галицкими и волынскими князьями, разоряя страну военными походами.

Новгородская земля располагалась на севере и северо-западе Руси. Новгород был вторым по величине городом Руси после Киева. Расположенный на пересечении торговых путей, Новгород стал крупнейшим центром торговли с югом, востоком и особенно с западом.

В Новгородской земле сложился особый политический строй. С 1136 г., когда новгородцы изгнали князя, они получили право самостоятельно избирать себе князя из любого княжеского рода. Князь и его войско приглашались в случае необходимости защищать границы и вести войны, но он не мог вмешиваться во внутренние отношения. Главой города-государства был епископ (позднее – архиепископ), высший церковный судья, хранитель городской казны. Исполнительная власть принадлежала посаднику, а воеводой ополчения был тысяцкий. Посадник и тысяцкий ежегодно избирались из числа новгородских бояр на общем собрании горожан – вече.

Последствия феодальной раздробленности были различны.

Положительные: 1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси; 2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремился к их благоустройству – строил новые города, поощрял развитие земледелия, ремесла, торговли; 3) в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя; 4) наблюдается активизация общественной жизни.

Отрицательные: 1) разорение населения из-за бесконечных княжеских усобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.

Феодальная раздробленность - период в российской истории, когда государство было разрознено на множество княжеств. Период ослабления власти центра был характерен не только для России, но и для всей средневековой Европы. Как отмечают многие историки, раздробленность - естественный процесс в период становления и развития государства. Также отмечаются плюсы и минусы феодальной раздробленности, потому что, как и любой другой исторический процесс, ослабление централизации имеет положительные и отрицательные последствия для государства и граждан.

Особенности феодальной раздробленности на Руси

Началом феодальной раздробленности принято считать смерть князя Мстислава, сына известного правителя Киевской Руси Владимира Мономаха. Условной датой децентрализации земель принято считать 1132 год. Однако раздробленность - сложный эволюционный исторический процесс, предпосылки к которому складывались десятилетиями.

Феодальная раздробленность на Руси отличалась от европейской. На Западе существовал принцип престолонаследия, когда власть переходила непосредственно от отца к сыну. В России же действовало лествичное право, которое предполагало, что власть переходит старшему в роду. Эта особенность порождала постоянные междоусобицы между братьями и сыновьями умершего князя. Первые столкновения между киевскими князьями в борьбе за трон произошли после смерти Святослава в 972 году. Однако тогда междоусобицы удалось преодолеть.

Причины раздробленности на Руси

Причины децентрализации Российского государства можно разделить на несколько категорий.

1. Экономические.

  • Отсутствие экономических связей между регионами страны позволяло княжествам вести независимую экономическую деятельность. Киев перестал быть экономическим центром страны.
  • Города росли, появлялись новые пункты торговли с другими государствами.

2. Социально-политические.

  • Постоянные приводили к ослаблению центральной власти.
  • Слабый центр способствовал усилению роли местных князей, складывался дуализм власти.
  • Активный рост вотчин бояр в отдельных княжествах.

3. Внешние причины

  • В XII веке, в период начала феодальной раздробленности, отсутствовал серьезный внешний враг. Это поспособствовало децентрализации власти.

Территориальное деление в период раздробленности

В период феодальной раздробленности территории бывшей Киевской Руси были разделены на отдельные самостоятельные княжества, во главе каждого из них стоял свой князь. Количественный состав княжеств менялся из-за продолжавшихся междоусобиц. К середине XII века было зафиксировано около 15 удельных территорий. В начале периода монгольского нашествия на территории Руси насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств, а в период 250.

Княжества как самостоятельные территории

Княжества в период феодальной раздробленности представляли собой отдельные квазигосударства со своей собственной экономикой, культурой и социальной жизнью. На основе этой самостоятельности историки выделяют различные плюсы и минусы феодальной раздробленности как процесса децентрализации государства. К началу процесса разобщённости самым крупными княжествами были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская республика.

Плюсы и минусы феодальной раздробленности

Как любой крупный исторический процесс, период в России имеет ряд своих достоинств и недостатков. Чтобы наиболее наглядно продемонстрировать эти характеристики, необходимо рассмотреть сравнительную таблицу о феодальной раздробленности.

Плюсы

Минусы

Упрощенная система управления: одним княжеством управлять значительно проще, чем всем государством.

Ослабление внешней обороноспособности.

Быстрое развитие культурных и экономических особенностей каждого отдельного княжества.

Постоянные междоусобицы между князьями способствовали разорению земель.

Рост новых городов и освоение новых земель.

Активное создание культурных памятников и наследия.

Киевский престол потерял своё первенство и значимость.

Неравномерность развития земель из-за географической недоступности отдельных княжеств к торговым путям.

Таким образом, при помощи сравнительного анализа плюсов и минусов феодальной раздробленности можно сделать вывод, что период удельных княжеств имел больше негативных последствий для развития государства.

Владимиро-Суздальское княжество как центр собирания земель

Ввиду географической и ресурсной неравномерности существовало неравенство развития удельных земель. Самым успешным историки называют Владимиро-Суздальское княжество, которое впоследствии станет инициатором процесса централизации России.

Является главным пособником усиления Владимиро-Суздальского княжества. Самых больших успехов удельная земля добилась при его сыне Андрее Боголюбском. Территория не обладала сильным ресурсным и климатическим потенциалом, и требовалось использовать инструмент силы для укрепления власти. В соответствии с этим принципом Андрей Боголюбский начал осуществление своей политики. Он казнил местную знать, которая отказывалась подчиняться князю. Впоследствии Боголюбский пострадал от своих действий и был убит при боярском заговоре.

Владимиро-Суздальская земля обладала удобным геополитическим положением. Она находилась удалено от территорий кочевников, которые совершали побеги на Русь и разоряли её. В связи с этим прослеживался постоянный приток населения в эти земли. Как следствие, росла рабочая сила и экономика княжества.

С 30-х гг. XII в. Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности. Это был закономерный этап общественно-экономического развития, вызванный объективными предпосылками.

Назовем главные причины и предпосылки феодальной раздробленности:

1) рост крупного удельного княжеского и боярского землевладения (вотчин) создавало условия для политической самостоятельности;

2) господство натурального хозяйства, слабые экономические связи позволяли изолированным княжеским и боярским хозяйствам вести самостоятельную экономическую жизнь и не зависеть от центральной власти киевского князя;

3) в результате бурного развития ремесел, превращения крупных городов в новые политические и культурные центры некоторые из них (Новгород, Псков и др.) стали самостоятельными административными центрами, вокруг которых складывались местные рынки и утверждалась власть наместников-бояр и местных князей;

4) мелкие феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах для совместного подавления бунтов крестьян, отражения внешней опасности;

5) ослабление центральной власти великого князя киевского во многом было обусловлено наследования княжеского престола не старшему сыну, а старшему в роду, что порождало ссоры, военные столкновения и создание новых независимых княжеств.

С утверждением феодальной раздробленности на Руси окончательно восторжествовал удельный порядок (удел – княжеское владение), когда князья правили свободным населением своих княжеств как государи и владели их территориями как частные собственники. С прекращением перемещений князей по княжениям в порядке старшинства общерусские интересы сменились частными: увеличение своего княжества за счет соседей.

С изменением положения князя изменилось и положение остальных слоев населения. Теперь бояре и дети боярские получили возможность выбирать, кому служить, что было зафиксировано в праве отъезда. Сохраняя свои земельные владения, они должны были платить дань тому князю, в княжестве которого находились их вотчины.

Политическая раздробленность привела к небывалому экономическому и культурному подъему каждой русской земли в отдельности, ив этом смысле она, несомненно, сыграла прогрессивную роль. С другой стороны, политическое разъединение русских земель привело к ослаблению их военного потенциала, что оказалось губительным в эпоху монгольского нашествия.

Формирование единого великорусского государства (XIV – первая четверть XVI вв.)

Монголо-татарское нашествие кардинально изменило территориально-хозяйственную структуру Руси. Спасаясь от ордынцев, русичи переселялись на север от Оки и в верховье Волги, следствием чего стал экономический подъем городов Переяславля, Городца, Костромы, Москвы. В XIV в. на Руси складывались новые крупные политические объединения - Московское, Тверское и Рязанское княжества, между которыми развернулось соперничество за великое княжение владимирское и роль объединителя всех русских земель. В результате победа досталась Московскому княжеству, которое и возглавило объединительный процесс на северо-востоке Руси.

Для объединения русских земель сформировались экономические и социально-политические предпосылки:

1) рост населения Северо-Восточной Руси и разумная политика ее князей, приглашавших на службу из других княжеств бояр с их многочисленными дружинниками и челядью, способствовали интенсивному освоению новых земель и ликвидации экономической замкнутости;

2) энергичное восстановление сельского хозяйства Северо-Восточной Руси (наряду с подсекой и перелогом стала распространяться «паровая» система земледелия с трехпольным севооборотом; появились соха с двумя железными сошниками (лемехами), водяные мельницы) содействовало возрождению старых городов и появлению новых, а следовательно, развитию ремесла и росту численности посадского населения, укреплению торговых отношений и образованию общего экономического пространства;

3) заинтересованность крестьян, горожан, мелких и средних феодалов в сильной княжеской власти, способной пресечь феодальные усобицы и защитить интересы всего населения;

4) интересы самообороны и борьбы с внешними врагами на востоке и западе диктовали необходимость объединения, вырабатывали национальное сознание, стремление к консолидации и независимости всех сил русского народа;

5) активная поддержка объединительных тенденций православной церковью, выступавшей в роли духовного руководителя всех русских людей и гаранта укрепления верховной власти князя, олицетворявшего мощь русского народа и защитника религии. В 1299 г. резиденция митрополита Максима была переведена из Киева во Владимир-на-Клязьме, который превратил духовную власть в сильное оружие в борьбе за объединение славян на основе единой веры, признавал священным долгом христиан борьбу с ордынским игом, проводил политику «соборности», т.е. духовного единения всех людей.

Начало собирания русских земель

В конце XIII – начале XIV в. в борьбу за лидерство на северо-востоке включились сначала переяславские, городецкие, затем тверские, и, наконец, московские князья.

Москва, как окраинный удел, досталась одной из младших линий потомков Всеволода Большое Гнездо, четвертому сыну Александра Невского князь Даниилу (1273-1303), который стал родоначальником московского княжеского дома.

В 1316 г. сын Даниила Юрий(1303-1325) женился на сестре хана Узбека - Кончаке, тем самым «вырвал» у тверского князя Михаила золотой ярлык на великое княжение владимирское и укрепил свою вотчину – Московское княжество, которое стало центрам объединения русских земель. При князе Юрии резиденция митрополита Петра была перенесена из Владимира в Москву, что сделало ее духовным центром Руси.

В объединении русских земель вокруг Москвы большую роль сыграл Иван Данилович Калита (1325-1340), который повел борьбу с тверскими князьями за ханский ярлык в обход старшинства. В 1328 г. Иван получил от хана Узбека золотой ярлык на великое княжение владимирское, а также право собирать дань («выход») со всех русских земель и отправлять ее в Орду.Тем самым русский народ был избавлен от баскаков, и на Руси наступил относительный покой. Дань стала собираться по сохам, т.е. в зависимости от количества обрабатываемой земли и промыслов. Сбор дани позволил поправить Ивану финансовые дела княжества. Из-за этого он вошел в историю под прозвищем Калиты (кошелек).

Ивану Калите удалось передать титул великого князя владимирского своему сыну Симеону Гордому (1340-1353), а затем своему внуку – Дмитрию Ивановичу Донскому (1359-1389).

Князь Дмитрий с юного возраста проявлял твердость характера, стремление к самостоятельности и независимости от Орды. Он расширил пределы Московского княжества, присоединив Дмитров, Стародуб (Суздальский) и Кострому. В период ордынского ига он ввел собственную чеканку монет (с изображением петушка), что свидетельствовало о возросшей самостоятельности Москвы. Князь Дмитрий первым поднял знамя общерусской вооруженной борьбы против монгольского ига. В 1374 г. он прекратил платить дань Золотой Орде, которая в этот момент переживала процесс феодальной междоусобицы.

После победы на Куликовом поле он включил в свою Московскую вотчину Владимирское княжество, не спрашивая разрешения у Золотой Орды, и с этого времени престол великого князя московско-владимирского передавался по наследству от отца к сыну, а «выморочные» удельные княжества переходили в собственность великого князя.

В 1389 г. после смерти Дмитрия Донского на великокняжеский московско-владимирский престол вступил его старший 18-летний сын Василий I (1389-1425). Он выкупил у хана Золотой Орды и присоединил к Московии Нижний Новгород, Городец, Тарусу и Мещеру, практически перестал платить ежегодную дань Золотой Орде.

После смерти Василия I в Северо-Восточной Руси началась почти 30-летняя междоусобная феодальная война за великокняжеский престол (1425-1453). Причиной для раздора послужило завещание Дмитрия Донского, согласно которому после его смерти престол переходит к сыну Василию Дмитриевичу (Василию I), который тогда еще не был женат и не имел детей. Поэтому Дмитрий Донской распорядился в случае смерти Василия великое княжение должно перейти к его дяде – галицко-звенигородскому князю Юрию Дмитриевичу. Но перед смертью в 1425 г. Василий I завещал московский престол своему 10-летнему сыну Василию II (1425 - 1462). Война между Василием II и Юрием Дмитриевичем, а затем его сыновьями (Василием Косым и Дмитрием Шемякой), длилась около 20 лет и доходила до чрезмерных жестокостей с обеих сторон.

Итоги феодальной войны:

1) в руках Василия II к концу княжения сосредоточились все уделы Московского княжества, кроме верейского. Владения великого князя увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в.;

2) победа Василия II закрепила новый порядок наследования от отца к старшему сыну. Еще при жизни он заставил признать «великим князем» и своего сына Ивана III, что делало его общепризнанным наследником великого княжения по новому порядку наследования;

3) Василий II, не разделивший свои владения поровну между сыновьями, заложил государственное начало в княжеском наследовании;

4) великий князь перестал быть первым среди равных и оказался по отношению к удельным князьям в положении господина.

Завершающий этап объединения Великороссии связан с деятельностью сына Василия II Иваном III.

Став великим князем московским, наметил основные направления внешней и внутренней политики Москвы:

1) дальнейшее собирание русских земель

Расчетливому, волевому и решительному Ивану III удалось успешно достичь всех основных своих целей. К московскому княжеству были присоединены Суздаль и Нижний Новгород (1462 г.), Ярославль (1463 г.), Пермский край (1472), Ростов Великий (1474), Тверь (1485) и т.д. Была ликвидирована независимость Новгорода (1478)

2) создание единого централизованного государства с единым законодательством, единой системой мер и весов.

В 1464 г. он ввел герб Москвы - св. Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона. В 1472 г. женился на племяннице свергнутого турками последнего императора Византии Константина XI Софье Палеолог и провозгласил себя преемником византийских императоров, а Москву - центром христианского мира. Изменилось даже название страны, ее стали называть на греческий манер «Россия» вместо «Русь». В 1485 г. Иван III принял титул Государя всея Руси, заявив тем самым, что он - суверенный правитель единого государства, которому подданные должны присягать на верность; государь вправе налагать на бояр опалу, отбирать их владения и даже казнить непокорных. Наконец, в 1497 г. Иван III принял первый государственный герб России - двуглавый византийский орел, на груди которого размещался герб Москвы.

3) начала складываться система центральных государственных органов - Дворец и Казна, которые напрямую подчинялись великому князю.

4) В 1497 г. был принят первый свод законов единого Российского государства (Судебник), который должен был объединить судебные системы разных земель, базирующиеся еще во многом на «Русской Правде».

5) Во время правления Ивана III была уничтожена зависимость Руси от Золотой Орды. Иван III не ездил на поклон к хану, а с 1475 г. прекратил платить дань. В 1480 г. хан Ахмат задумал восстановить выплату Московским княжеством дани и двинулся на Русь. В результате «стояния на р. Угре» монголо - татары признали свое поражение, и монголо-татарское иго, длившееся почти два с половиной века, было окончательно свергнуто.

двух тенденций развития государства, династический кризис.


Похожая информация.


Киевская Русь не являлась централизованным государством, её распад был закономерным.

На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30х г.г. XII в. В 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав (1125–1132), сын Владимира Мономаха. На месте единого государства возникли суверенные княжества, по масштабам равные западно-европейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними- Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в.

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многооб­разны.

1. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства в экономике, способствова­ла изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя продуктами и потребляла их, товарный обмен отсутствовал.

Росли и укреплялись города как новые центры.

2. Также существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевла­дельцев, стремились к политической самостоятельности . Шел процесс "оседания дружины на землю". В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту . Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею.

В этот период изменяется система государственного управления: десятичная заменяется дворцово-вотчинной. Формируются два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр.

3. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути "из варяг в греки", объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского го­сударственного центра. В XII в. от него отделяется целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств. Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся.

В XII-XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного "отъезда", то есть право менять сюзеренов.

Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были ана­логичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

Последствия раздробленности.

С одной стороны, являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры.

С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Однако Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы.

Становление и развитие Церкви в Русском государстве.В-8

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Но крещение Руси не следует представлять, как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Киевский митрополит был главой церкви на Руси. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями (“епархия” – греч. “провинция”) русской церкви; вместе с собором они вершили суд над епископами, обвиненными в канонических преступлениях.

О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайне скудные сведения, об одних – просто упоминание в Летописи, о других известно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками, то есть людьми греческой культуры. По мнению историка XIX века Е.Е. Голубинского “митрополиты, вступление которых на кафедру отмечено в летописях и о вступлении которых говориться как о приходе “приде митрополит”, все были греки”. Вероятно, многим из них славянский язык был либо совсем неизвестен, либо они им овладевали уже на Руси. Незнание языка не могло не затруднять их отношений с духовенством и народом.

Но греческое происхождение первых митрополитов Киевских имело и благие последствия для Церкви и Русского государства. Их независимость от местного великого князя в известной мере ограждала церковь от неправомерного вмешательства в ее внутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху, когда началось дробление русской земли на уделы, независимые от князей митрополиты оставались средоточием и символом единства Руси. В княжеских междоусобицах они являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжеских договоров.

В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В начале они тоже были греческого или южнославянского происхождения. Но уже к середине XI их большинство стали составлять русичи. Что касается прав и обязанностей епархиального епископа Киевской Руси, то он, как этого требовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главным начальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенно советником удельного князя в государственных делах. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования.

Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский и удельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословляла князя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, и когда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь их обличала. Коллегиальным помощником древнерусского епархиального архиерея был своеобразный пресвитериум – епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье на “соборики”, которые обсуждали важнейшие церковно-административные и пастырские дела. Для ведения церковно-судебных, хозяйственных и финансовых дел привлекались и светские чиновники из бояр.

Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей. Из летописей известно, что киевский пожар 1124 года истребил 600 церквей. Это известие говорит о том, что Киев в исторически малое время после крещения Руси по числу церквей сравнялся с древними центрами христианства. И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата.

Влияние Церкви на становление государственности.В-8

О религиозно-нравственном облике древнерусского человека, может быть, вернее всего можно судить по хрестоматийному “Поучению” Владимира Мономаха. Это сочинение не епископа, не монаха, не духоносного избранника из мирян, а князя, церковью не прославленного, воззрения которого были типичны для всей княжеско-боярско-дружинной среды и близки к общенародным представлениям о жизни и ее высших ценностях. То обстоятельство, что Владимир Мономах был великим государственным деятелем, ничего не меняет, не выделяет его из среды, к которой он принадлежал, в которой складывался его нравственный облик. Чему же учит этот умудренный опытом человек своих детей? “Страх имейте Божий в сердци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру”. “Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицю оправите сами, и не вдайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити его“. Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти - “аще будет повинен смерти”, то все равно “не погубляйте никакоже христьяны”. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн. Все споры можно решать добром. С теми же, кто жаждет войны (“мужами крови”), достойным князьям не по пути. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит ей почетное место. И так же понимали жизнь, свое назначение и свой долг современники Владимира Мономаха, русские люди XI – XII веков. Для спасения необходимо жить по совести.

Нравственно, духовно Русь за одно столетие претерпела глубинный переворот, равного которому она уже не знала. Как писал А.И. Солженицын “Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам – свои предрассветья, его потам свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странника – свой кров и хлебушек”.

На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей (одной из частей которой являлась потом Русская Правда). В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды. Для того чтобы оценить, какие происходили изменения, необходимо ознакомиться с некоторыми чертами общественного быта Руси в дохристианское время.

Государство, в котором мы живем, имеет право и в то же время обязанность карать виновных за преступления и проступки и по возможности предупреждать всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскивается и наказывается независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшие люди. В древнейшее время это было не так. Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои, близкие ему, люди. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство. Иначе и быть не могло в таком обществе, где княжеская власть была еще слаба, где князь бывал иноплеменником и жил, окруженный дружиной таких же иноплеменников. Сами славяне имели такие же союзы и сообщества. Они жили или родами или общинами. Человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя. Лишенный покровительства своих близких, прогнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным, потому что никто не считал себя обязанным прийти к нему на помощь. Его можно было убить и остаться без всякого наказания и возмездия. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались изгоями, они были как бы “изжитые”, выкинутые из жизни люди.

Роды жили замкнуто, чуждались один другого и враждовали между собой. Семейный быт отличался грубостью, тем более что везде существовал обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было очень нелегко.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Это существовало с незапамятных времен. Главным источником рабов был плен. Свободные назывались термином княжи мужи, рабы носили название челядь (в единственном числе – холоп). Положение рабов было очень тяжело, они рассматривались, как рабочий скот, не могли иметь собственного имущества. Холоп мог найти себе защиту только у своего господина, когда господин его прогонял или отпускал, раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища.

В языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено. Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения.

Христианская церковь не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковной практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: “воспрещать злым и казнить разбойников”. Князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он должен блюсти в ней порядок. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они “имели приязнь” к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Церковь всячески поддерживала авторитет князей, смотря на них, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобицах, духовенство старалось мирить и учить, чтобы они чтили старейших и не переступали чужого предела. Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собой пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. И как бы ни был, слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански – как на свободного человека. В церкви не существовало рабства: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. Постепенно изменялся и смягчался взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало почитаться “грехом”. Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. В то время, как княжеская власть была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось, прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

Предпосылки феодальной раздробленности. Особенности общественно политического строя Руси в период раздробленности.В-9

В Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Государство объединяло множество земель, в которых со временем стал появляться ряд особенностей. По мнению профессора С.В. Юшкова они заключались: * в разных степенях интенсивности процесса феодализации; * большей или меньшей степени закрепощения сельского населения; * в способах превращения свободных производителей в феодально зависимое крестьянство; * большем или меньшем значении в политической жизни основных видов феодальных владений - княжеского обмена, церковных или боярских сеньорой; * в процессе возникновения и правовом оформлении класса феодалов и класса зависимого крестьянства; * в большей или меньшей роли князя, боярства или городского населения. С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства. Дальнейшее развития феодального способа производства в условиях господства натурального хозяйства, по мере одновременного упадка велико- княжеской власти сделало неизбежной политическую раздробленность Руси. В XII века Древнерусское государства распалось на ряд самостоятельных феодальных княжеств, земель и уделов, а со временем дробление на более мелкие владения усилилось. Феодальная знать в местных центрах (Новгороде, Смоленске, Чернигове, Переславле и др.) смогла создавать свой государственный аппарат, вполне способный помимо великокняжеской власти защитить феодальные земли, прикрывать захват феодальными массами захваченных земель. Территория Древнерусского государства стала ареной междоусобных феодальных распрей, что прежде всего отразилось на положении народных масс, которое стало независимым. В период феодальной раздробленности на Руси формально продолжала существовать единая монархия с политическим центром сначала в Киеве, а затем во Владимире. Но политическая власть киевских князей потеряла свою значимость. Само место великого князя и его земли стали объектом борьбы между крупными феодалами. Таким образом, в начале XII века Русь вступает в период так называемой феодальной раздробленности, причинами которой стали: * дальнейшее развитие феодальных отношений; * усиление могущества верхушки феодалов; * ослабление связи великокняжеской власти княжествами; * падение экономического и политического значения Киева. На территории Руси образовалось 12 государств-княжеств: Ростовско-Суздальское, Мурманское, Рязанское, Смоленское, Киевское, Переяславское, Галицко-Волинское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Новгородская земля. Внутри некоторых из них продолжался процесс разделения на более мелкие княжества-владения. Какие же основные черты периода феодальной раздробленности? В условиях феодальной раздробленности усилилась эксплуатация крестьянства, постепенно сократилось число свободных общинников, община попала под власть земледельцев. Ранее свободные общинники стали феодально зависимыми. Ухудшение положения крестьян и городских низов выражалась в различных формах, участились восстания против феодалов. Неотъемлемой чертой феодального общества и государства в этой период была взаимозависимость владения землей и политической власти: крупные землевладельцы имели большую власть, чем владельцы более мелких вотчин. В XII-XIII вв. широкое распространение получили так называемые иммунитеты. Иммунитет - это предоставление землевладельцу специальной грамоты (иммунитеты грамоты), в соответствии с которой он осуществлял в своей вотчине самостоятельное управление и судопроизводство. Он одновременно нес ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Со временем владелец иммунитетной грамоты становился государем и подчинялся князю лишь формально. В общественном развитии Руси достаточно отчетливо проявляется иерархическая структура феодального землевладения и, соответственно, сеньориально-вассальные отношения внутри класса феодалов. Главным сюзереном был великий князь - осуществляющий верховную власть и являющийся собственником всей земли данного княжества. Бояре, будучи вассалами князя, имели своих вассалов - средних и мелких феодалов. Великий князь раздавал вотчины, иммунитентные грамоты и обязан был решать спорные вопросы между феодалами, защищать их от притеснений соседей. Его вассалы за это должны были выполнять определенные обязанности: нести военную службу и осуществлять управление землями в качестве наместников, волостелей и доводчиков. Иногда бояре оказывали материальную помощь великому князю. Система формирования вооруженных сил, ополчения и феодальных дружин, также была построена по иерархической структуре. Она давала реальную власть феодалам в отношении зависимого крестьянства. Типичной чертой периода феодальной раздробленности была дворцово-вотчинная система управления. Центром этой системы был княжеский двор, а управление княжескими землями и государством не было разграничено. Дворцовые чины (дворецкий, конюший, сокольничий, чашничий и др.) выполняли общегосударственные обязанности, управляя определенными территориями, осуществляя сбор налогов и податей. Правовые вопросы в период феодальной раздробленности решались на основе "Русской правды", обычного права, различных договоров, грамот, уставов и др. документов. Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами ("доконченное", "ряд", "крестное целование"). В Новгороде и Пскове в XV в. появились свои правовые сборники, разработанные в развитии "Русской правды" и церковных Уставов. В них были, кроме того, реализованы нормы обычного права Новгорода и Пскова, грамоты князей и местное законодательство. Следует отметить их развитие международного права. Об этом свидетельствуют договора Новгорода со Швецией, Норвегией, Левонским орденом: Галицко-волынской Руси с Польшей, Литвой, Венгрией и др. государствами.

Особенности государственного строя Новгорода и Пскова. В-10

Э ти государственные образования сложились на севе­ро-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономиче­ский вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал . Это обусловило особую социальную структуру общества и необыч­ную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился свое­образный республиканский (феодальный) строй .

Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демок­ратического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с "заграницей" ("гости"). Городское население делилось на патрициат ("старейших") и "черных людей". Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), работающих "из полу" за часть продукта на господской земле; закладников, поступивших в кабалу, и холопов.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществ­лялось через систему вечевых органов : в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя .

На вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избира­емых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно . Имелись канцелярия и архив ве­чевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дья­ками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет, включавший наи­более влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Высшими должностными лицами "Господина Великого Новгорода" были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник - исполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, пред­ставительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной казны, контроле­ром торговых мер и весов. (Основная его роль - духовное главенство в церковной иерархии).

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функ­ции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную; и судебную деятельность разделял с посадником. Князю по догово­рам с городом запреща­лось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгород­ских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, изда­вать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород .

Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государствен­ная организации Пскова повторяли новгородскую : вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого - два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), полости, села.

Источниками права в этом регионе были: Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностран­ное законодательство. В результате кодификации XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста). Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были: дьяки, приставы, "позовники", писцы, межники, подверники и др.

Псковская судная грамота 1467 г. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное право, судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений .

Взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой. В-11 Сильные и большие города Новгород, Псков, Смоленск, которые кочевники не смогли разгромить во время походов в 1237-1238 годах, выступили против признания зависимости от монгольского хана. Попытку открытого выступления против сложившегося порядка предпринял великий Андрей Ярославич. Заключив союз с сильнейшим южнорусским князем Данило-Романовичем Галицко-Волынским, и решили вступить в борьбу с Ордой. В 1257 году они выгнали из Галицких и Волынских городов ордынцев, чем навлекли на себя в 1259 году Бурундуеву рать, сопротивляться которой у Даниила и Андрея Ярославича сил не было. К тому же политика, направленная на организацию сопротивления монголо-татарским завоевателям, не была поддержана значительной частью светских и церковных феодалов - многие князья (углицкие, ярославские, ростовские) давно наладили отношения с монгольскими ханами, которые оставили их "править". Феодалы предпочитали признать верховную власть ордынского хана и пожертвовать в пользу завоевателей часть феодальной ренты, собираемой с зависимого населения, чем рисковать лишиться своих княжений, которые могли при помощи монголы-татар перейти к более "дальновидным". Такую же политику проводила православная церковь. После такой неудачной попытки выступить против завоевателей все князья Северо-Восточной Руси признали верховную власть ордынского хана. В 1259 году на русскую землю приехали монгольские чиновники, чтобы провести перепись и обложить население тяжелой данью, что означало окончательное установление ига. Русские города сопротивлялись проведению переписи и только с помощью силы монголам удалось осуществить задуманное. Насилие и злоупотребление откупщиков ордынской дани вывали целую волну народных антитатарских восстаний. В 1262 году жители многих русских городов собрали вече и "выгнали из городов из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля ордынских ставленников. Многочисленные антитатарские выступления первых десятилетий после Батыева нашествия потерпели поражения. "Черным людям", поднимавшимся на борьбу с захватчиками, противостояли не только войска ордынских ханов, но и свои собственные феодалы. Но их усилия не пропали даром. Значение борьбы народных масс против ненавистного иноземного ига было исключительно велико. Именно благодаря этой борьбе Северо-восточная Русь обязана своим положением по отношению к другим завоеванным землям. В отличие от других стран, завоеванных кочевниками, Русь сохранила свой политический и общественный строй. На русской земле никогда не было монгольской администрации. Великий князь Александр Ярославич Невский проводил по отношению к Золотой Орде осторожную и дальновидную политику. Он старался поддерживать с ханом мирные отношения, чтобы предотвратить новые опустошительные вторжения и восстановить страну. Главное внимание он уделял борьбе с крестоносной агрессией и сумел обезопасить северо-западную границу. Такую же политику продолжали и большинство его приемников. Александр, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед ордой, пошел на поклон ханам и обеспечил Северо-восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений. Александр Невский видел для Руси один путь: власть великого владимирского князя должна стать в Северо-восточной Руси единодержавной, хотя и, быть может, на довольно длительное время зависимой от Орды. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было платить. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Влияние Орды распространялось как на политические, так и на экономические аспекты жизни Северо-восточной Руси. Но Александр развил очень бурную деятельность, Александр был вызван в Орду и умер на обратном пути при загадочных обстоятельствах. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти. Многие ученые спорят о том, кто из князей Андрея или Александра Ярославичей в отношении Орды вел правильную политику: сопротивление или взаимодействие. С северо-западных границ на Русь нападали шведы, которые тоже хотели иметь влияние на русские земли. Александру предстоял выбор шведы или монголо-татары, и из двух зол он выбрал «меньшее», т. к. Золотая Орда сохраняла территориальную и политическую независимость Руси, а шведы обязательно хотели присоединение и собственного управления русскими землями, а это означало уничтожение суверенитета и государственности Руси.

Источники права периода феодальной раздробленности.В-12

В период феодальной раздробленности была принята Псковская Судная Грамота и Новгородская грамота (от нее сохранился фрагмент, посвященный процессуальному праву 70-е гг. 15 в.). Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, писцы, межники, подверники.

1462 г. - первое упоминание о Псковской Судной Грамоте

1397 г. - согласно 2-му упоминанию (это начало работы над Псковской Судной Грамотой, а 1467 г. - окончательная дата). ПСГ датируется 1462 - 1467 гг.

Псковая Судная Грамота состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентировались гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматривались некоторые виды политических и государственных преступлений, отсутствует деление на отрасли права и нет определений. Источниками являлись обычное право, грамоты князей Константина и Александра, а также вечевое законодательство, Русская Правда, судебная практика, иностранное законодательство.