Бюджетное планирование - основа успешного существования любого государства. Бюджетное планирование в рф

"Экономический анализ: теория и практика", 2008, N 5

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Бюджет - оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов - текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала - процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например , прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

Бюджетный контроль - текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета - форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. В определенном смысле понятие "смета" является аналогом западного термина "бюджет".

Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:

  • данные бухгалтерской отчетности (формы N N 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
  • договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
  • прогнозные расчеты продаж продукции или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
  • экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);
  • утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:

  • материальных затрат;
  • потребления энергии;
  • фонда оплаты труда;
  • амортизационных отчислений;
  • прочих расходов;
  • погашения ссуд банков;
  • налогового бюджета.

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.

Бюджет продаж. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Бюджет производства. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

Qп = Впр + Ок - Он,

где Qп - продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Впр - прогноз объема продаж;

Ок - целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;

Он - остаток продукции на начало планируемого периода.

Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

Формируемые в рамках каждого бюджета количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

Логика построения отдельных форм

Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств прогнозный баланс.

Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т.д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

[Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода].

Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

Существует способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей покупателей. Так, если по результатам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее движения известно, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее возникновения, 30% - в следующем квартале, 20% - в третьем квартале, а 10% обязательств остаются неоплаченными, можно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т.д.).

К числу статей, по которым наблюдается наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

[Отток денежных средств = Начальное сальдо + Увеличение кредиторской задолженности - Конечное сальдо].

Увеличение кредиторской задолженности определяется объемом поступлений материальных ценностей, следовательно:

[Увеличение кредиторской задолженности = Фактическая себестоимость материалов + НДС по приобретенным ценностям].

Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться следующей зависимостью:

[Поступление материальных ценностей = Потребление + Запасы на конец периода - Начальные запасы].

Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

  • поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
  • поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
  • динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
  • расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
  • выплату процентов по кредитам;
  • выплату дивидендов;
  • инвестиционные расходы;
  • величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита).

Прогнозный баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

А = Сн + Од - Ок;

П = Сн + Ок - Од,

где А - расчетная величина активов (конечное сальдо);

П - расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн - начальное сальдо (из отчетности);

Ок - оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од - оборот по дебету (прогнозная оценка).

В частности, для любой статьи дебиторской задолженности оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту - прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Таким образом, в финансовой системе предприятия финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любого предприятия. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т.п. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования.

Н.В.Бекетов

профессор,

директор

Института проблем

прикладной экономики Севера

Якутского государственного университета

А.С.Денисова

Научный сотрудник

ФГНУ "Институт региональной

экономики Севера"

Которая подчиняется требованиям финансовой государственной политики. Его сущность с экономической точки зрения состоит в перераспределении ВВП между элементами финансовой системы при составлении и утверждении бюджетов различных уровней.

Бюджетное планирование представляет в части составления, утверждения и исполнения бюджета. Смысл его определяется функциями, которые отображаются на государства, выборе направлений исходя из необходимости рационального финансирования экономических и социальных программ страны, установления рациональных форм мобилизации доходов бюджета и их оптимальной структуры.

При разработке бюджета на следующий год должны использоваться только достоверные показатели доходов и расходов налогоплательщиков, а также потребителей бюджетных средств. Поскольку развитие различных отраслей, регионов и предприятий связано между собой, то учитывать эту взаимосвязь необходимо при прогнозировании налогового потенциала и прочих бюджетных потребностей государства.

Бюджетное планирование и прогнозирование - два экономических инструмента, позволяющие сформировать государства на перспективу с учетом определенных показателей.

Важнейшим условием ведения хозяйственной деятельности с целью получения прибыли на любом уровне является постоянное совершенствование управленческих методов. Существует своеобразная доктрина среди представителей бизнеса: «Управлять - это предвидеть». В связи с таким мировоззрением все больше занимает свои позиции планирование и бюджетирование на основе прогнозирования на перспективу. Если осуществляется на длительный период, то бюджетное рассчитывается на один год (бюджетный) и обязательно утверждается специальным законодательным актом.

Бюджетное планирование осуществляется в виде разработки и обоснования оптимального пути развития государства с помощью утвержденного бюджета (он - своеобразный баланс на государственном уровне между доходами и расходами). При этом сальдо бюджета может быть как положительным (профицит), так и отрицательным (дефицит).

При бюджетном прогнозировании используются различные математические при использовании которого принимаются во внимание результаты предыдущих периодов; и экспертных оценок, который основан на оценках специалистов в отдельных отраслях науки.

Если бюджетное планирование (в основном) применяется на уровне государства, то бюджетирование создает целостную и эффективную систему управления и отдельного субъекта хозяйствования. При этом, при грамотно построенной системе бюджетирования у предприятия появляется возможность достигать тех стратегических целей, которые определяются руководством компании.

Сам термин «бюджетирование» в переводе с английского означает «планирование».

В некрупных компаниях оно обычно сводится только к созданию смет доходов и расходов. При увеличении оборота возникает необходимость в проведении более детального анализа своих экономических показателей, используя все те же математические методы. Благодаря приложенным усилиям и потраченным дополнительным средствам, руководитель всегда будет владеть информацией о состоянии своего бизнеса как в целом по предприятию, так и в его отдельных структурных подразделениях.

Бюджетирование должно быть использовано при привлечении компанией внешних инвестиций. Ведь любой инвестор захочет иметь правдивую и достоверную информацию о своем будущем бизнесе.

В современном мире динамичного бизнеса вопрос бюджетной эффективности затрагивается стабильно часто, если не сказать постоянно и ежедневно. Организация планирования – вот самый простой ответ на него. При этом на одной чаше весов суммарной конкурентоспособности бизнеса соседствуют вопросы стратегического, организационного, процессного и других видов планирования, включая центральный вид – бюджетное планирование.

В этой статье мы детально рассмотрим практический подход и методы бюджетного планирования на предприятиях: речь пойдет не просто о теоретической базе знаний, а о роли бюджетных планов в успехе бизнеса предприятия в целом.

Основы бюджетного планирования

Бюджетное планирование необходимо не только для государства, для бюджетных учреждений или домохозяйств, поскольку субъекты бюджетного планирования – это участники экономических процессов, характерных абсолютно для любых видов деятельности, любых организаций, а бюджет, по сути – план, фиксирующий ожидаемые показатели экономической активности. Не «хотелки» в смысле «добиться бюджетной эффективности за неделю», а реальный бюджет и детальное бюджетное планирование – сколько и на что потратим, сколько и с чего заработаем. Вопрос предметный и не терпит приблизительного подхода.

В этом контексте бюджетное планирование – это такой набор действий и решений, результатом которых станет составление документа – бюджета, в котором в численном выражении будут зафиксированы цели и планы на определенный период, чаще всего, на год. Таким образом, составление бюджета и бюджетное планирование объединяет все подразделения одной фирмы вместе, делая их совместную работу возможной, а главное, обеспечивая за счет этого результаты экономической активности. Причем не просто результаты, а результаты соответствующие планам и фактам, т.е. максимально приближенных к понятию бюджетной эффективности. Что крайне важно в глобальном смысле – быть не просто успешной компанией, а быть стабильно прогнозируемой успешной компанией, потому это, допустим, привлекает инвесторов.

У хороших бюджетов коммерческих предприятий, конечно, есть свои основы бюджетного планирования и их организации:

  • Сквозной характер. Бюджет распространяется на все части, подразделения, направления и сегменты бизнеса;
  • Бюджет = закон. Свойство – директивность. Если бюджет подписан, его нельзя не исполнять. Часто исполнение бюджета является ключевым KPI для подразделений, которые только тратят, а не зарабатывают. Бюджет в таком случае это элемент контроля, а также основание для поощрения;
  • Формализация. Единица бюджета – обоснованный результативный показатель деятельности, выраженный в виде цифры. «Продать много» не очень хорошая цель для процесса бюджетного планирования, а «Продать на 1 млн $ в квартал» очень даже ничего;
  • Регулярность – бюджет принят и исполнен (или не исполнен) в четкий оговоренный промежуток времени, который приказом главного лица фирмы выбран в качестве бюджетного периода. Это ключевое условие результативности бюджетного планирования, потому что регулярность означает неразрывность плановой деятельности компании;
  • Новый бюджет разрабатывается на основе аналитики показателей плана и факта исполнения бюджета истекшего периода.

Рисунок 1. Признаки хорошего бюджета

Методы бюджетного планирования

На практике бюджетное планирование или бюджетирование в современном мире – это методы повышения конкурентоспособности бизнеса, на основе детализированного контроля ключевых показателей работы фирмы в разрезе финансов. Когда мы говорим о бюджете и бюджетном планировании в целом, мы касаемся такой сложной темы, как методы структурирования универсальной технологии планирования, а также учета и непрерывного контроля средств предприятия для достижения бюджетной эффективности.

Если представить, что будущее фирмы и бюджетная эффективность напрямую зависят только от соблюдения некоторых метрик и показателей без влияния каких-то внешних факторов, тогда процесс бюджетного планирования либо делает фирму стабильно приносящей прибыль, либо отправляет ее на кладбище (в зависимости от четкости и точности структурированности бюджетного процесса).

Субъекты бюджетного планирования

Самая важная задача любого бизнесмена – делать бизнес конкурентоспособным во всех смыслах этого слова. Поэтому в компаниях по всему миру поняли, что необходимо тратить время не на споры с конкурентами, а на создание такой универсальной системы или многорычажного механизма управления, который помог бы удерживать и развивать позиции на интересном бизнесу рынке. Одним из таких рычагов является рассматриваемый нами процесс создания бюджетных планов для достижения бюджетной эффективности.

В бюджетном планировании однозначно участвуют все подразделения компании. У каждого субъекта своя глубина детализации бюджета и взаимосвязи с другими подразделениями. Бюджетов и соответствующих им планов исполнения этих бюджетов может быть бесчисленное множество. По большей части это зависит от таланта финансового директора и требуемой степени детализации, определяемой стратегией финансового учета фирмы.

К примеру:

  • Бюджет доходов и расходов как детализированная смета расходов и продаж, которые должны обеспечить фирме профицит;
  • Бюджет движения денежных средств для распределения текущих денег в операционном цикле;
  • План финансирования для формирования прогнозов потребности в заемном капитале и по внутренним инвестициям;
  • Прогнозный баланс как инструмент контроля капитала;
  • Бюджет ФОТ с целями прогнозирования операционных затрат и отчислений в фонды;
  • Материальные бюджеты – планы по снабжению, сформированные на нормах производственного расхода;
  • Энергетические бюджеты по нормам потребления ресурсов для обеспечения производственных нужд;
  • Бюджет амортизации для контроля внутреннего износа, капитального ремонта и реновации производственных мощностей;
  • Налоговый бюджет.

Рисунок 2. Пример составных частей процесса бюджетного планирования

Пример ввода бюджетов в WA:Финансист

Бюджеты в «WA:Финансист» вводятся с помощью соответствующего документа «Бюджет» :



Доступны следующие возможности ускорения и облегчения ввода плановых данных:

  • Настройка шаблонов заполнения;


    • Заполнение по данным графиков оплат в договорах;
    • Заполнение в одном Бюджете данных по нескольким периодам, статьям и их аналитика;

    • Настройка зависимых оборотов.

    В данном кейсе более подробно рассмотрим вариант заполнения бюджетов «По данным графиков» в договорах.

    В «Бюджетах» есть возможность выполнения следующего действия:



    При этом автоматически подбираются и затем будут отражены в бюджете плановые данные, ранее настроенные для договоров согласно указанным отборам:


    Сначала формируется план доходов/расходов:


    Затем на его основании с помощью настройки «Модели распределения платежей» – график платежей:


    Формируется график платежей в разрезе периодов с учетом условий оплаты по договору (аванс, предоплата):


    Результатом настроек является автоматическое заполнение нескольких видов плановых документов:

    • Плановые бюджеты по финансовым данным договоров;

    • Планируемые Заявки на платеж;
    • Планируемые поступления ДС.

    Для этого предусмотрено отдельное рабочее место:


    Поскольку ввод плановых данных по графикам доходов и расходов и платежей в договорах является частью общего бюджетного планирования, система «WA:Финансист» позволяет подключать к «Договорам/Регистрации условий договоров» и «Контрагентам» общие возможности системы по согласованию:


    Пример составных частей процесса бюджетного планирования

    Конечно, есть и другие бюджеты, начиная с командировочных, до бюджетов корпоративных праздников и подарков. Все это бюджеты, и во всех бюджетах обязаны быть четкие и продуманные показатели. Понятно, что для турфирмы нужна одна степень детализации бюджетных планов, а для сталелитейного комбината – совсем другая.

    Идентично для всех одно: вне зависимости от количества бюджетов и планов контроля утвержденных показателей, процесс бюджетного планирования является единственной возможностью контролировать жизнь фирмы в разрезе всех финансовых результатов. Напомним, что от качества бюджетных планов может зависеть весь суммарный результат фирмы за будущий период.

    Современные динамичные системы управления стремятся к тому, чтобы процесс бюджетного планирования был основан на принципах взаимосвязанности и четкой регламентации бюджетного процесса во всех подразделениях. То есть процесс создания бюджетных планов должен быть согласован, как горизонтально/вертикально, так и во временном диапазоне для достижения бюджетной эффективности. К примеру, если планово-экономический отдел планирует бюджет (сверху вниз), то он учитывает и реальные данные доходного/расходного подразделения (снизу вверх). Таким образом, достигается балансировка показателей и приведение их к реальному значению.


    Рисунок 3

    Целесообразно производить строительство бюджетных планов таким образом, чтобы все бюджеты были взаимосвязаны. Проще говоря, бюджет низкого уровня всегда есть составная часть (или расширенная детализация) бюджетных планов более высокого уровня. Это позволяет с одной стороны связать плановые данные с реальными данными, а с другой – обеспечить дополнительный контроль исполнения.

    Процесс составления бюджетных планов компании должен быть продуман и документально оформлен в виде регламента, который будет определять порядок составления бюджетов в части состава, подготовки, верификации и утверждения. Организация бюджетного планирования должна быть структурирована так, чтобы создать полный непрерывный цикл бюджетирования, начиная с установки целевых значений каждого показателя, до анализа фактического значения (результата).

    Проблемы процесса бюджетного планирования

    Невозможно создать такой процесс бюджетного планирования, который стал бы идеальным или эталонным во всех его частностях для всех предприятий. Но чтобы структурировать наиболее оптимальную и рабочую модель бюджетного планирования, необходимо учесть наиболее распространенные ошибки и проблемы, а также воспринимать этот процесс как составной элемент комплексного управления компанией.


    Рисунок 4. Круговорот проблем процесса бюджетного планирования

    • Затягивание сроков. Планы и бюджеты не принимаются в срок и постоянно переносятся. В итоге компания сталкивается с тем, что бюджет/план должны догонять ее реальную жизнь, что чаще всего невозможно.
    • Не идентичность показателей. Проблема многих компаний, в которых подразделения привыкли измерять свою эффективность или ставить планы на основе внутреннего представления, а не общих показателей системы планирования. Это часто приводит к тому, что предприятия упираются в стену из необходимости суммировать или вычитать друг из друга несопоставимые данные.
    • Нет единой системы документов. Это приводит к затруднениям в процессе сопоставления данных отчетности и дальнейших бюджетных планов.
    • Бесконечность согласования. Проблема всех крупных предприятий: лица, принимающие распорядительные решения, тормозят весь производственный процесс своим неисполнением бюджетных планов. Зачастую бесконечность процесса согласования бюджетных планов – это следствие низкого качества менеджерского состава или недостаточной организации самого процесса.
    • Низкое качество IT-инфраструктуры. Приводит к тому, что процессы тормозятся из-за невозможности импорта/экспорта каких-либо данных или их сопоставления между собой.
    • Несоответствие бюджетов и планов предприятия. На стратегическом уровне это несоответствие означает крах процесса бюджетного планирования, потому что верхним уровнем всего процесса и является стратегический план компании.
    • Нереальность бюджетирования. Если план и факт значительно отличаются друг от друга, значит, процесс бюджетного планирования не соответствует тому, что происходит в реальности на предприятии, имеет неправильное основание, а также не опирается на принципы «сверху вниз» и «снизу вверх».

    Заключение и выводы

    Организация планирования процесса эффективного бюджетирования – это не самая сложная задача внутрикорпоративного управления. Безусловно, финансово бюджетное планирование требует большой ответственности и последовательности, которые обеспечат не только реальность будущего бюджета предприятия, но и бюджетную эффективность. Но только такая система управления компанией, система, на основе формирования и контроля исполнения структурированных бюджетов и охватывающая все субъекты бюджетного планирования, может быть адекватна современным рыночным отношениям. За счет бюджетного планирования на предприятиях любой формы собственности и размера достигаются желаемые результаты и решаются важные задачи бизнеса:

    • Создать и использовать систему бюджетных планов, на основе план-фактного анализа;
    • Добиться прозрачности потоков денежных средств и точности управления ими;
    • Обеспечить руководство инструментом контроля финансовых ресурсов предприятия;
    • Повысить эффективность использования денежных средств;
    • Снизить операционные риски в рамках управления свободными финансовыми ресурсами;
    • Обеспечить непрерывный контроль производственных показателей и нормативов;
    • Усилить контроль доходно-расходной деятельности компании в целом;
    • Консолидировать ресурсы внутри компании для обеспечения достижения поставленных целей;
    • Активизировать потенциал менеджмента подразделений, создав среду вовлеченности и ответственности за общий результат компании;
    • Оптимизировать процессы внутри компании.

    В заключении отметим, что бюджетное планирование – наиболее правильный и простой способ избежать вопросов из серии «что же будет с бизнесом в будущем?». Как инструмент менеджмента методы бюджетного планирования дадут понимание, какую линию поведения выстраивать, и какой путь выбрать для достижения поставленной цели.

    Планирование бюджета может помочь вам разделаться с долгами, придать уверенности в финансовом будущем и даже сделать вас счастливее. В зависимости от ваших обстоятельств, правильное планирование бюджета может не требовать от вас тратить меньше. Вместо этого, вам, возможно, просто придется принимать более эффективные финансовые решения.

    Шаги

    Часть 1

    Отслеживание своих доходов и расходов

      Соберите все, что вам нужно, чтобы начать отслеживать историю расходов. Соберите прошлые счета, отчеты об использовании банковских и кредитных карт и квитанции, которые могут позволить вам точно оценить сколько денег вы тратите каждый месяц.

      Используйте специальные приложения для бюджетного планирования. Личные финансовые приложения быстро становятся новой тенденцией в области персональных финансов. Эти программы имеют встроенные инструменты по планированию бюджета, которые помогут настроить ваш бюджет, наряду с аналитическим анализом, который поможет вам спрогнозировать денежные потоки в будущем и лучше понять ваши привычки. Некоторые популярные программы в области личных финансов включают в себя:

      • Квикен
      • Майкрософт Моней
      • Эйс Моней
      • Баджет Палс
    1. Создайте таблицу в Excel. Если вы не хотите использовать программное обеспечение бюджетирования, вы можете определить свой собственный бюджет с помощью простой таблицы. Ваша цель – отображать все ваши расходы и доходы в течение года так, чтобы создать таблицу, которая ясно показывала бы всю информацию, позволяя быстро определить те области, в которых вы можете планировать траты умнее.

      • Разбейте ряд ячеек сверху (начиная с ячейки B1) на 12 месяцев.
      • Создайте столбец расходов и доходов в столбце A. Сначала вы можете перечислить либо доходы либо расходы, но постарайтесь сгруппировать все расходы и все доходы отдельно, чтобы избежать путаницы.
      • Вы должны сгруппировать расходы вместе по категориям. Например, вы можете создать категорию «коммунальные услуги», которая включала бы в себя все ваши счета за электричество, газ, воду и телефон.
      • Решите, хотите ли вы включить элементы, которые вычитаются непосредственно из вашей зарплаты, такие как страховка, пенсионные взносы или налоги. Если вы не включаете их в свою таблицу, убедитесь, что в разделе «Доход» вы указываете ваш чистый доход (после вычета всех обязательных отчислений), а не «грязный» (общий, до вычета всех отчислений).
    2. Задокументируйте ваши накопленные данные о бюджете за последние 12 месяцев. Добавьте все свои расходы и доходы за последние 12 месяцев, используя данные из отчетов об использовании ваших банковских и кредитных карт, чтобы обеспечить точное представление обо всех ваших доходах и расходах.

      Определите историю ваших общих ежемесячных доходов. Вы получаете фиксированную зарплату и знаете наверняка, сколько вы приносите домой каждую неделю? Вы фрилансер чья зарплата варьируется каждый месяц? Задокументированная история доходов за предыдущий год может помочь вам получить точное представление о вашем среднемесячном доходе.

      • Если вы независимый подрядчик или фрилансер, имейте в виду, что вы приносите домой не то, что вы зарабатываете. Например, вы можете приносить домой $2.500 каждый месяц, но это сумма до вычета налогов. Выясните, сколько вам, вероятно, придется заплатить в виде налогов и вычтите эту сумму из вашего ежемесячного дохода, чтобы прийти к более точному числу.
      • Если вы наемный работник, не учитывайте возможный возврат налогов в общем доходе. Ваш ежемесячный доход должен отражать только то, что вы приносите домой после уплаты налогов. Если вам возвратят сумму удержанного налога, вы сможете делать с ней все что захотите; если она к вам не вернется, вы не должны будете волноваться об этом.
    3. Перечислите все ваши ежемесячные расходы в таблице. Какие счета вы должны оплачивать каждый месяц? Сколько вы тратите каждую неделю на продукты и бензин? Вы ужинаете с друзьями каждую пятницу или ходите в кино раз в неделю? Сколько денег вы тратите на покупки? Отслеживание фактических расходов за предыдущий год поможет вам развить точное представление о ваших привычках тратить, так как большинство людей недооценивают количество денег, которое, как они считают, они тратят каждый месяц.

      Проанализируйте свои доходы и расходы. Если ваши расходы превышают ваши доходы, вы живете не по средствам. Ваш бюджет должен быть разделен на две группы:

      • Фиксированные расходы . Они включают в себя регулярные ежемесячные расходы, такие, как оплата за коммунальные услуги, страховка, долги по кредитам, продукты питания и другие необходимые вещи, такие как одежда и бытовые предметы.
      • Необязательные расходы . Необязательные расходы – это нефиксированные расходы, которые могут возникнуть «по вашему желанию». Элементы, которые подпадают под эту категорию включают в себя сбережения, развлечения, отдых и другие предметы роскоши.

      Часть 2

      Создавая свой бюджет
      1. Создайте предварительный бюджет. История бюджета, о которой упоминалось в части 1, поможет вам создать точный предварительный бюджет. Вы должны рассчитать свои фиксированные расходы и доходы, а затем решить, как вы хотите тратить свои свободные деньги.

        • Для расчета фиксированных расходов, возьмите среднее арифметическое расходов за каждый месяц прошлого года, а затем добавьте около 5%. Например, если ваши счета за электричество меняются каждый сезон, но в среднем составляют около $210 в месяц, в расходы за электричество вы должны забить $220 в месяц.
        • Убедитесь, что учли изменения в основных расходах, такие как погашение образовательного кредита или получение кредита на новый автомобиль.
      2. Определите цель для большинства ваших необязательных расходов. Теперь, когда вы определили, сколько свободных денег вы должны иметь каждый месяц, решите, как вы хотите их потратить. Ваша цель должна быть ясной, точной и реальной. Некоторыми краткосрочными целями могут быть:

        • Отложить $8.000 на «черный день»
        • Перечислять 5% с каждой зарплаты на сберегательный счет
        • Расплатиться по долгам на кредитной карте за 12 месяцев
        • Отложить $6.000 на отпуск
      3. Налоговые льготы. Существуют способы откладывать деньги и при этом получать налоговые льготы. Если вы перечисляете деньги на ваш сберегательный счет непосредственно с зарплаты, деньги могут быть перечислены до вычета налога. Некоторые компании даже предлагают что-то вроде пенсионных взносов, которые имеют еще больше налоговых льгот.

        Распланируйте остаток ваших свободных денег. Эта часть вашего бюджета состоит в определении значимости. Какие ценности у вас есть и как вы хотите потратить свои деньги на их реализацию? Деньги, в конце концов, это средство достижения цели, а не самоцель.

    Введение

    В условиях нестабильности внешней среды, неопределенности условий хозяйствования, эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование.

    На данный момент, многие предприятия не осуществляют перспективного планирования, снижая тем самым вероятность своего выживания в сложившихся условиях. В большинстве случаев план разрабатывается только на ближайший квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы часто носят фрагментарный характер, разрабатываются на разной информационной базе, не содержат механизм корректировки в процессе их реализации, что приводит к рассогласованности плановых заданий и дезорганизации работы подразделений предприятия.

    Планирование необходимо для того, чтобы:

    • Понимать, где, когда, как и для кого следует производить и продавать продукцию
    • Понимать, какие ресурсы понадобятся для достижения поставленных целей
    • Добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов

    Сложившаяся система планирования в России имеет недостатки:

    • Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий. Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа
    • Процесс планирования затянут во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений
    • Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
    • При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности
    • Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безубыточных продаж
    • При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности
    • Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия
    • При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности

    Эффективное управление предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без четкой системы внутрифирменного планирования. Создание такой системы - сложный процесс, требующий соответствующих ресурсов, навыков и умений.

    В данной работе освещены суть бюджетного планирования, принципы и последовательность подготовки основного бюджета коммерческой организации.

    Список используемой литературы

    1. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии, Часть 2, - Минск, ООО "Новое знание", 2000
    2. Контроллинг как инструмент управления предприятием, под ред. Н.Г. Данилочкиной, - Москва, "Аудит", "ЮНИТИ", 1999
    3. Управленческий учет, под ред. А.Д. Шеремета, - Москва, ИД ФБК ПРЕСС, 1999
    4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование, - Москва, ИНФРА-М, 1999
    5. Ильин А.И. Планирование на предприятии, - Минск, ООО "Мисанта", 1998
    6. Фольмут Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я, - Москва, Финансы и статистика, 1998
    7. Справочник антикризисного управляющего, под ред. проф. Э..А. Уткина. - Москва, "Тандем", 1998
    8. Деловое планирование, под ред. В.М. Попова, - Москва, Финансы и статистика, 1997
    9. Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. - Минск, Выш.шк., 1997
    10. Алексеева М..М. Планирование деятельности фирмы, - Москва, Финансы и статистика, 1997
    11. Бюджетирование, - интернет-ресурс корпорации Карана, www.gaap.ru

    Глава 1: Концепция бюджетного планирования

    1.1. Сущность бюджетного планирования

    Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

    В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом "бюджет". Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

    Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование".

    Составление бюджетов преследует следующие цели:

    • Разработка концепции ведения бизнеса:
    • Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
    • Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
    • Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
    • Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
    • Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
    • Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
    • Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков;

    Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

    Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет следующие три функции, частично перекрывающие друг друга:

    • прогнозирование,
    • координация,
    • контроль.

    План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

    Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:

    1. Гибкость плана (бюджеты, механизм корректировок).
    2. Полнота планирования (сценарии)
    3. Поддержка со стороны высшего руководства
    4. Комплексность планирования (подшивки бюджетов)
    5. Ответственность за разработку и выполнение планов
    6. Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)
    7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана
    8. Участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).

    1.2 Достоинства и недостатки бюджетирования

    Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

    Достоинства бюджетирования:

    • Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
    • Позволяет координировать работу предприятия в целом;
    • Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
    • Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
    • Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
    • Способствует процессам коммуникаций;
    • Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
    • Позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе;
    • Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

    Недостатки бюджетирования:

    • Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
    • Сложность и дороговизна системы бюджетирования;
    • Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
    • Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;
    • Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

    Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать "подводные камни":

    • Политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
    • Конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;
    • Завышение потребностей в ресурсах;
    • Распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам

    1.3. Методология и инструментарий бюджетного планирования

    Для обеспечения эффективного внутрифирменного планирования используется ряд инструментов и методов:

    • Бюджеты
    • Нормирование
    • Выделение ЦФО
    • Подходы к разработке бюджетов
    • Сценарный анализ
    • Анализ отклонений.

    Бюджеты

    Ключом к пониманию термина "бюджет" является осознание того, что это есть не что иное, как лист бумаги, на котором в табличном формате представлены финансовые данные. Таким образом, бюджет - это гибкая форма аккумуляции информации о планируемых или произведенных финансовых операциях. Поэтому бюджет может быть назван инструментом планирования.

    По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет - это "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течении этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели".

    Функции бюджета:

    • Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
    • Координирование различных видов деятельности и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
    • Стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;
    • Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
    • Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
    • Средство обучения менеджеров.

    Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов.

    Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать.

    Нормирование

    Нормы и нормативы принимаются в качестве исходных величин для разработки всей системы плановых показателей предприятия. С их помощью регулируется, планируется и контролируется вся производственно-хозяйственная деятельность, ведется бухгалтерский учет.

    Норма - это максимально допустимая плановая величина абсолютного расхода средств производства и живого труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ. (Например, норма расхода металла показывает, сколько килограмм металла должно расходоваться на одно изделие)

    Норматив - это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования. (Например, расход заработной платы на рубль готовой продукции, съем продукции с 1м2 производственной площади, плановый коэффициент использования металла).

    Выделяют следующие функции норм и нормативов:

    • Средство нормативного метода планирования в целях обеспечения сбалансированности, пропорциональности и оптимальности стратегических и тактических планов
    • Элемент организации производства и труда.
    • Средство учета требований режима экономии ресурсов
    • Стимул научно-технического прогресса в производстве.

    Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:

    • Прогрессивность - отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;
    • Обоснованность - разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;
    • Комплексность - комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;
    • Гибкость, динамичность - систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;
    • Сопоставимость - обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;
    • Автоматичность - компьютеризация - формирование, обновление и использование нормативной базы.

    Выделение ЦФО

    В рамках системы бюджетирования информация аккумулируется и анализируется не по предприятию в целом, а по центрам ответственности.

    Центр ответственности - это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения.

    Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров ответственности на предприятии:

    • Функциональный
    • Территориальный
    • Соответствия организационной структуре
    • Сходства структуры затрат

    Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования:

    • В каждом центре затрат должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
    • В каждом центре должен быть ответственный;
    • Степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;
    • Желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр, для которого данные затраты являются прямыми;
    • На центры затрат желательно относить только прямые затраты (непосредственно связанные с его работой), а распределение общехозяйственных затрат не учитывать;
    • Поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

    Деление предприятия на центры ответственности и классификация затрат являются фундаментом для создания на предприятии системы бюджетирования.

    Подходы к разработке бюджетов

    На предприятии для каждого центра ответственности составляется отдельный бюджет, при этом используется особый подход, уместный именно для рассматриваемого центра.

    Существуют различные подходы к разработке бюджетов:

    Сценарный анализ

    • структура ассортимента;
    • кооперация;
    • альянсы.

    Анализ экономической эффективности

    • Дебиторская задолженность;

    Бюджеты могут быть:

    Анализ отклонений

    • предвидеть развитие ситуации

    • Прогноза балансового отчета

    • Бюджета реализации
    • Бюджет производства
    • Бюджета коммерческих расходов
    • Бюджета прибылей и убытков

    Финансовый бюджет состоит из:

    • Инвестиционного бюджета
    • Плана денежных потоков
    • Прогнозного баланс

    Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки (см. Пункт "Выделение ЦФО"), так как он показывает каким образом руководитель, меняя объем выпуска и реализации, может воздействовать на затраты или выручку. По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.

    Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменения уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь "вход -выход" носит не столь явный характер. Фиксированные бюджеты используют прежде всего для центров частично регулируемых затрат, а так же для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др.

    Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

    • Бюджеты "от достигнутого" составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют приростными). Например, общехозяйственные затраты обычно планируют "от достигнутого".
    • Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5,10,20%. Этот подход является промежуточным между бюджетом "от достигнутого" и бюджетом "с нуля".

    Бюджеты "с нуля" разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок.

    Сценарный анализ

    Предприятия функционируют в быстро меняющейся внешней среде. Изменения внешних условий зачастую опережают выполнение запланированных мероприятий, прежде всего по продуктам и услугам в отдельных рыночных сегментах вследствие быстрого рыночного развития новых технологий.

    В связи с такими тенденциями развития планирование на предприятиях независимо от их размеров и отрасли сталкивается с определенными трудностями. Для их преодоления используют метод разработки сценариев будущего. Исходя из различных предположений о вероятном развитии, получают альтернативные базовые предпосылки для разработки планов.

    Под сценарием понимается описание мыслимой будущей ситуации, в которой окажется предприятие, и путей развития, ведущих к этой ситуации. Разрабатываются альтернативы, исходят из оптимистических, и пессимистических предположений о развитии ситуации. Затем на основе сценариев развития предприниматель формирует соответствующие планы.

    Сценарий является важным вспомогательным инструментом планирования на предприятии. Для каждого варианта сценария следует составить альтернативные планы. В случае наступления события, предусмотренного сценарием, руководство предприятия может действовать быстро и в соответствии с ситуацией. Результаты реализации сценариев должны облегчить и улучшить качество будущих предпринимательских решений. К таким решениям, в частности относятся:

    • расширение сбытовой организации;
    • собственное производство или поставки со стороны;
    • структура ассортимента;
    • политика в отношении товарных марок;
    • кооперация;
    • альянсы.

    Таким образом, сценарный анализ позволяет определить наиболее вероятный путь развития предприятия в планируемой перспективе. Разработав несколько сценариев развития, предприятие снижает риск неопределенности будущего и получает возможность спланировать свои действия для любой ситуации.

    Анализ экономической эффективности

    Анализ финансового положения предприятия - неотъемлемы процесс планирования. В конечном счете, такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

    В процессе финансового анализа исследуются:

    • Наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
    • Состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
    • Дебиторская задолженность;
    • Эффективность использования средств.
    • недостижимыми, если недостижимы поставленные цели
    • неприемлемыми, если условия достижимости целей не выгодны для предприятия

    Для оценки достижимости и приемлемости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики. С их помощью оценивается эффективность предлагаемых к принятию бюджетов.

    Анализ отклонений

    Точность реализации целевых установок плана зависит от эффективности контроля за его выполнением. Анализ отклонений способствует своевременному принятию необходимых решений.

    Сравнение фактических и плановых показателей позволит:

    • определить причины несоответствия фактических результатов запланированным,
    • проанализировать факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности
    • предвидеть развитие ситуации
    • принимать оперативные решения по устранению негативных тенденций и укреплению позиций компании.

    1.4. СТРУКТУРА ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА

    Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей.

    По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования.

    Основной или общий бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:

    • Прогноза отчета прибылей и убытков
    • Прогноза отчета о движении денежных средств
    • Прогноза балансового отчета

    Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:

    Подготовка операционного бюджета

    Этот бюджет называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации.

    Операционный бюджет состоит из:

    • Бюджета реализации
    • Бюджет производства
    • Бюджета производственных запасов
    • Бюджета прямых затрат на материалы
    • Бюджета общепроизводственных расходов
    • Бюджета прямых затрат на оплату труда
    • Бюджета коммерческих расходов
    • Бюджета общехозяйственных расходов
    • Бюджета прибылей и убытков>

    Подготовка финансового бюджета

    Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

    Финансовый бюджет состоит из:

    • Инвестиционного бюджета
    • Плана денежных потоков
    • Прогнозного баланс

    Логическая схема процесса бюджетирования:

    Глава 2: Принципы формирования основного бюджета

    2.1. Планирование продаж

    Процесс тактического планирования начинается с определения объема продаж. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. Даже незначительное отклонение запланированного объема продаж от фактического может привести к серьезным отклонениям основного бюджета от факта. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года.

    Прогноз объема продаж - необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

    На прогноз объема продаж влияют следующие факторы:

    • объем продаж предшествующих периодов
    • производственные мощности
    • зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.
    • относительная прибыльность продукции
    • изучение рынка, рекламная компания
    • ценовая политика, качество продукции
    • конкуренция
    • сезонные колебания
    • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров

    Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяют уровень и общий характер всей деятельности организации.

    Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях.

    Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо соблюдать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.

    2.2. Планирование коммерческих расходов

    В бюджете коммерческих расходов детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.

    Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.

    Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

    Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются:

    • типы продукции
    • типы покупателей
    • география сбыта

    Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок; поэтому необходимо четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.

    При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

    2.3. Планирование производства

    После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.

    На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывается бюджет производства.

    Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях.

    Бюджет производства учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

    Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

    2.4. Планирование производственных запасов

    Бюджет производственных запасов содержит информацию необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:

    • прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции
    • прогноза балансового отчета - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода

    объем незавершенного производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

    2.5. Планирование прямых затрат на материалы

    Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.

    Все затраты подразделяются на прямые и косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного персонала, большая часть общецеховых расходов.

    Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.

    Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.

    В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.

    Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

    2.6. Планирование прямых затрат на оплату труда

    Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала.

    Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.

    В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

    • фиксированную часть оплаты труда
    • сдельную часть оплаты труда

    Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

    График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.

    2.7. Планирование общепроизводственных расходов

    Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

    Этот бюджет имеет две цели:

    • Интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;
    • Аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.

    Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

    2.8. Планирование общехозяйственных расходов

    Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты, переменная часть затрат, если она и присутствует, планируется как процент (например, от объема продаж).

    2.9. Прогноз отчета о прибылях и убытках

    На основе подготовленных периодических бюджетов можно начать разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции согласно данным бюджетов использования материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

    Отчет о прибылях и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработала компания за отчетный период и какие затраты были понесены.

    2.10. Прогноз отчета о потоке денежных средств

    Движение денежных средств - один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. Бюджет денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках уже завершены.

    Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета (бюджет) показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают.

    Таким образом могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью. Низкий уровень может указывать на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Вот почему необходимо тщательно планирование денежных средств.

    Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учетом изменений в кредиторской задолженности.

    При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация.

    Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

    2.11. Прогноз баланса

    Последним шагом в процессе подготовки основного бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом.

    Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.

    Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

    Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.

    Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

    В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.

    После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму капитальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

    Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.

    Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.

    Заключение

    Бюджетное планирование - одна из важнейших функций управления.

    Очевидно, что полноценное функционирование системы бюджетного планирования тесно увязано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием современных информационных технологий.

    В настоящее время на большинстве предприятий основной период планирования и учета - это месяц. Однако современные условия хозяйствования диктуют необходимость получения значительно более оперативной информации, которая позволит принимать своевременные решения по оптимизации финансовых и материальных потоков на предприятии.

    Для того, чтобы контролировать выполнение плана, собирать затраты и сводить баланс каждый день, требуется принципиально новый уровень автоматизации учета и планирования. Автоматизированный сбор аналитической информации поможет избежать искажений, ошибок и злоупотреблений.

    В рамках постановки системы бюджетного планирования необходимо решать задачу автоматизации в масштабе предприятия, а не отдельных служб. Трудоемкость обработки детализированной информации по центрам затрат огромна, вручную ее обработать сложно; для экономистов цехов, филиалов, складов, магазинов работа в системе бюджетного планирования - это большая дополнительная нагрузка даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз в месяц. Если принять решение о сборе информации раз в неделю, то подразделения физически не успеют обработать и предоставить всю информацию в планово-экономическую службу, которая в свою очередь не успеет свести данные по предприятию. Поэтому работу в системе бюджетного планирования не менее целесообразно автоматизировать, чем бухгалтерскую.