Зловещая тайна Янтарной комнаты. Тайна янтарной комнаты: где сейчас янтарная комната? Ионов в где искать янтарную комнату

Новая серия янтарного детектива началась со слов «ее опять нашли». И, вероятно, будут находить еще не одно десятилетие, как это было раньше и происходит сейчас. Всякий раз, когда кто-то заявляет, что знает, где находится Янтарная комната, все проявляют интерес, в душе понимая, что это очередная утка. И только циничные газетчики намекают на полный провал уже в заголовках вроде «Гомеопат нашел Янтарную комнату».

Авторами последней псевдосенсации стала тройка пожилых немецких ученых-любителей во главе с тем самым гомеопатом. Они заявляют, что украденное сокровище русских царей . В качестве доказательств у исследователей имеется рассказ некоего надежного источника и следы от стальных канатов на деревьях, которые якобы оставили, когда спускали груз в пещеру или бункер.

Константин Залесский , историк: «Первое опровержение. Во-первых, в Эрцгебирге очень много шахт, много заброшенных шахт. Но везти из Кёнигсберга очень неудобно, очень рискованно. Самое главное возражение другое: после войны мы были в Саксонии, это была советская зона оккупации, и обнаружили практически все сокровища — Дрезденскую галерею, Дрезденскую оружейную палату. Мы все это обнаружили и вывезли в Москву, потом Хрущёв это вернул. Все схроны были найдены».

Почему же именно за подарком прусского короля Фридриха I Петру такая гонка, ведь есть другие сокровища? Вероятно, охотников обнадеживают размеры. Янтарная комната — это 52 квадратных метра панелей, выложенных из янтаря трех оттенков, плюс канделябры, мозаика, зеркала. Кроме камня, там украшений на две тонны золота. В 1941 солдаты Вермахта вывезли ее из Царского села в Королевский замок Кёнигсберга, а весной 1945 года комната бесследно исчезла.

Зоя Костяшова , ведущий научный сотрудник Музея янтаря, член Всемирного совета по янтарю: «Время от времени в прессе появляются сообщения о том, что Янтарная комната точно должна быть здесь, точно здесь. И опускались на дно Балтийского моря. Где только люди не искали! Мы как сотрудники Музея янтаря относимся несколько скептически к таким идеям».

Первую государственную комиссию по поиску шедевра возглавлял искусствовед Брюсов. Пришли к выводу, что комната сгорела. В 1967 году стали снова искать, госкомиссию упразднили только в 1984 году, потому что результат был нулевой. Искали и немцы. В «Штази» было создано специальное подразделение, которое 15 лет тщетно копалось в архивах и прочесывало в горах штольни, знаменитый барон Фальц-Фейн посвятил поискам годы жизни и обещал нашедшему 500 тысяч долларов.


- одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роскошный зал в Большом Екатерининском дворце, украшенный от пола до потолка янтарем, золотом и драгоценными камнями, привлекает туристов со всего мира. Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.




Замысел янтарной комнаты появился у немцев, это должна была быть зимняя резиденция Фредриха I, короля Пруссии. Комната была спроектирована немецким скульпторам Андреасом Шлютером. Когда комнату увидел Петр I в 1716 году, Фредрих Уильям I отдал ее российскому императору в дар, чтобы упрочить прусско-российский альянс против Швеции.



Вначале янтарнй кабинет был установлен в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а после дочь Петра Елизавета решила перенести его в Екатерининский дворец в 1755 году.



В 1941 году после нацистского вторжения, начался массовый вывоз культурных ценностей из СССР. Эвакуировать янтарную комнату не представлялось возможным, материал был слишком хрупким. Чтобы
уберечь ее от грабежа, музейные работники попытались спрятать драгоценные украшения под обои. Для сохранности янтарь оклеили бумагой, а сверху проложили марлю и вату. Правда, такие меры не спасли произведения искусства: немцы смогли демонтировать драгоценное панно всего за 36 часов и отправить в Кёнигсберг.



С 1942 по 1944 год панно экспонировалось в одном из музеев Кёнигсберга. Из-за того, что зал по размерам был меньше питерского, часть панно хранилась отдельно. Этот замок-музей был захвачен советскими воинами, но из-за бомбежек там произошел пожар, и, согласно одной из версий, янтарная комната была утрачена.



Однако существуют и другие версии: по некоторым из них янтарная комната до сих пор хранится в тайных подземельях Калининграда (бывший Кёнигсберг), по другим данным ее вывезли тайно в одну из ближайших европейских стран (Германию, Австрию или Чехию). есть и более фантастические версии, что якобы она была передана в США или Южную Америку.



Большинство из этих версий историки опровергают, главный аргумент - без специального температурного режима в подземельях янтарь попросту не может храниться долго. В Санкт-Петербурге воссоздание янтарной комнаты начали в 1981 году. Десятки мастеров трудились над амбициозным проектом, и к 2003 году восстановительные работы наконец были завершены.



Янтарная комната - одно из .

Исчезновение Янтарной комнаты является, пожалуй, одной из главных загадок XX века. Ни для кого не секрет, что Янтарная комната, выставленная сегодня в Екатерининском дворце является лишь копией, хотя и максимально близкой к оригиналу. А вот судьба настоящей Янтарной комнаты, той самой, что была подарена российскому императору Петру I, окутана тайной. С тех пор как она была похищена во время Второй мировой войны и вывезена за пределы России, о ее судьбе почти ничего неизвестно.

Копия Янтарной комнаты в Екатерининском дворце

Изначально янтарный шедевр был изготовлен в 1709 году для прусского короля Фридриха I, но затем его сын подарил этот кабинет российскому императору Петру I. В 1717 году янтарные панно были доставлены в Россию и установлены в одном из залов в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Позднее дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна решила преобразовать Янтарный кабинет, сделав его больше и роскошнее. Под руководством Ф. Б. Растрелли в отделке янтарного кабинета появились зеркала, мозаичные панно и другие декоративные элементы. В результате реконструкции кабинет стали именовать «Янтарной комнатой», так как она существенно увеличилась в размерах и была дополнена роскошными деталями. Янтарная комната с конца XVIII века располагалась в летней резиденции российских императоров - в Екатерининском дворце Царского Села (современный город Пушкин).


Фотография подлинной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, 1911 год

В результате вторжения немецко-фашистских войск Екатерининский дворец оказался на оккупированных территориях. Сегодня трудно сказать, почему Янтарную комнату не вывезли в эвакуацию, как это было сделано, например, с другими шедеврами Екатерининского дворца. По одной из версий, когда сотрудники музея приступили к демонтажу комнаты, хрупкие янтарные панно стали осыпаться, поэтому было решено ее оставить на месте, предварительно защитив от воздействия бомбардировок.

Согласно сохранившимся свидетельствам, после захвата фашистами Екатерининского дворца Янтарная комната была демонтирована немецкими солдатами всего за 36 часов и вывезена в Кёнигсберг (современный российский город Калининград). С 1942-го по 1944-ый год Янтарная комната была выставлена в Королевском замке города Кёнигсберг. Как отмечают исследователи, помещение, где демонстрировалось «достояние немецкой нации», как стали называть Янтарную комнату, было меньше того зала, в котором она была установлена ранее. По этой причине часть панелей уже тогда хранилась отдельно. В 1944 году, когда авиация союзных войск приступила к воздушным атакам города, Янтарную комнату вновь демонтировали, и она хранилась в подвалах замка. Во время штурма города советскими войсками Янтарная комната исчезла, и следы ее были потеряны навсегда.

Фрагмент Янтарной комнаты

Как выяснилось позже, исчезновение части Янтарной комнаты произошло еще во время ее вывоза немецкой армией из России. Один из немецких офицеров, участвовавших в разграблении Екатерининского дворца, прихватил часть янтарного шедевра с собой, что в условиях военного времени было вполне ожидаемо. Одна из флорентийских мозаик совершенно неожиданно обнаружилась в 1997 году, когда ее пытались продать. В результате длительных разбирательств мозаика оказалась в собственности города Бремен, который передал ее вместе с янтарным комодом музею Царское Село.

Исследователи высказывают несколько версий по поводу местонахождения Янтарной комнаты. Она могла сгореть еще во время бомбардировок Кёнигсберга (эта версия считалась приоритетной долгое время после передачи Кёнигсберга советскому государству), а могла быть вывезена на территорию Германии, где ее следы в условиях отступления немецкой армии и неразберихи последних месяцев войны невозможно проследить.


Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты

В руки исследователей попала переписка директора Прусского музея, где выставлялось «достояние немецкой нации», доктора Альфреда Роде с Адольфом Гитлером. В конце 1944 года фюрер требовал доставить Янтарную комнату в Берлин, на что доктор Роде отвечал, что панно спрятаны в надежном бункере, а отправка может быть небезопасна. Но обширные поиски на территории Калининграда и всей области не дали никаких результатов. По итогам многочисленных не только советских, но и международных расследований по поиску Янтарной комнаты, возникает вывод о том, что комната может находиться где угодно - от тайных захоронений на территории Европы, до частных коллекций любителей искусства в США.

В 2003 году завершились работы по созданию точной копии Янтарной комнаты, которой можно полюбоваться в Екатерининском дворце. Но копия - это копия, а судьба подлинной Янтарной комнаты до сих пор будоражит умы историков, криминалистов, журналистов, политиков и общественных деятелей. Эта детективная история не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Несмотря на то, что в разных уголках мира периодически всплывают фрагменты подлинного янтарного шедевра, его судьба до сих пор неизвестна.


Посетители музея в восстановленной Янтарной комнате

Последствиями Второй Мировой войны стали не только многомиллионные человеческие жертвы, но и разрушения и утрата величайших исторических памятников. Такой бесценной пропажей является Янтарная комната, о местонахождении которой ничего не известно с 1945 года.

Создание янтарного кабинета

Король Фридрих I став королем Пруссии, занялся активной перестройкой Берлина, особое внимание уделялось королевской резиденции, которая состояла из целого комплекса сооружений 16-17 века. Прусская королева София-Шарлотта мечтала перестроить свой дворец Литценбург, и создать французский шик Версаля в Берлине.

Существует две версии того, кто являлся архитектором Янтарной комнаты. Согласно первой архитектором янтарного шедевра занимался немецкий архитектор Андреас Шлютер, который с 1699 года являлся главным зодчим Пруссии. Вторая версия приписывает авторство сооружения архитектору И.Ф. Эозандеру. К сожалению, ни одна из версий не подтверждает документально.

Королевская чета впервые заинтересовалась янтарем после визита в Кёнигсберг, который славился добычей янтаря, к тому же супруги получили в дар две большие рамы из янтаря. Возможно, первоначальная идея янтарных панно пришла в голову королеве и предназначалась для ее дворца Литценбург, за перестройку отвечал Эозандер.

Для работы с янтарем в 1701 был приглашен датский резчик по янтарю, считавшийся лучшим в Европе, Г. Вольфрам, однако, спустя пять лет он вернулся к себе на родину, из-за конфликта с главным архитектором. На место датчанина были приглашены сразу же два резчика из Данцига, которые на протяжении 1707 -1713 работали над уникальной отделкой янтарных панелей.

К сожалению, смерть королевы в 1709 году немного приостановила работу, к тому же король принимает решение не менять архитектуру дворца, в память об умершей жене, а янтарную отделку использовать для Ораниенбургской резиденции.

После смерти Фридриха I работы были прекращены, и янтарная отделка была спрятана на склад, кроме нескольких панелей которые решили применить для украшения парадных покоев королевского дворца.

Пребывание янтарного шедевра в Российской империи

Янтарная отделка поразила русского царя Петра I во время его короткого пребывания в Пруссии в 1713 году, царь выразил свой восторг прусскому монарху. В 1716 году был заключен прусско-русский союз, произошёл взаимный обмен подарками, одним из таких подарков для русского царя и стала Янтарная комната.

В 1718 году подарок был доставлен в Санкт-Петербург, также прилагалась подробная инструкция, в которой указывалась, как распаковывать и монтировать янтарный шедевр. Приказ о монтировании янтарного кабинета отдал вовсе не Петр I, о подарке вспомнила его дочь императрица Елизавета, которая решила украсить им свои личные покои.

За отделку императорских покоев отвечал архитектор Франческо Растрелли, с хрупким янтарем работал итальянец Алекс Мартелли. Трудности в работе у итальянского мастера возникли почти сразу, так как янтарных панелей не хватало, поэтому чтобы не испортить интерьер итальянец добавляет зеркал и расписывает “под янтарь” несколько панно.

Узнав о проблеме, с которой столкнулись в России, прусский монарх решает преподнести императрице янтарную раму, она замечательно дополнила ансамбль.

Мартелли завершил работу в 1746 году, галерея очень понравилась императрице, и было принято решение использовать ее для приема иностранных делегаций.

Вскоре Елизавета Петровна принимает решение разместить янтарную комнату во дворце Царского Села, поэтому янтарные панели и мебель аккуратно снимаются и упаковываются в ящики, каждый из ящиков вручную переносится на новое место.

На новом месте возникает старая проблема – отведенная галерея, превышала площадь предыдущего помещения, поэтому недостающие места затягиваются холстом и расписываются Бельским “под янтарь”.

Уже во времена царствования Екатерины II принимается решение о создании дополнительных янтарных панелей для пустующих мест, для этих целей было привезено более четырехсот килограмм янтаря, и наконец, к 1770 году янтарная комната обретает свой окончательный вид.

Янтарная галерея, поражающая своей солнечной красотой состояла из множества предметов:

  • Янтарных панно на стенах,
  • Картин в янтарных рамах,
  • Шкатулки и ларцы различных размеров, отделанные янтарем,
  • Флорентийские мозаики на аллегорические темы из полудрагоценных камней,
  • Зеркальные пилястры,
  • Янтарный столик,
  • Люстры и подсвечники из золота декорированные янтарным камнем и др.

Во времена потомков Екатерины, вплоть до самой революции за янтарной комнатой следил специальный смотритель, и время от времени проводились реставрационные работы.

После прихода к власти большевиков за сохранностью янтарной комнаты строго следили, так в 1933-35 была проведена частичная реставрация, на 1941 год была запланирована масштабная реставрация янтарного шедевра.

История исчезновения

События 1941 года изменили планы реставрационных работ, множество музейных ценностей были эвакуированы на восток страны, однако, янтарную комнату из-за ее хрупкости транспортировать не решились, так как боялись ее разрушения, поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации.

Все янтарные ценности обклеили плотной бумагой, сверху покрыли марлей и обложили ватой, сверху были положены деревянные щиты – считалось, что эти меры могут защитить ценности от взрывной волны при бомбежках.

В сентябре 1941 году в оккупированный город Пушкин прибыли специалисты команды «Кунсткомиссион», которые отвечали за исторические ценности на оккупированных территориях.

Янтарное убранство было аккуратно снято и вывезено в Кенигсберг, в немецких бумагах янтарная комната значится как подарок Кёнигсбергскому музею от Нацистского государственного управления дворцов и садов.

Полученную комнату не спрятали, а наоборот выставили в одном из залов Кенигсбергского замка, однако, предоставленный зал был небольшой площади, поэтому некоторые из янтарных ценностей остались упакованными в ящиках.

В результате кардинального изменения ситуации на военном фронте, в 1945 году нацистское руководство принимает решение спрятать янтарные панели, комнату вновь разобрали и аккуратно упаковали в ящики, которые были вывезены в неизвестном направлении, за отправкой следил Герман Геринг.

Упаковывали янтарные ценности в специальную тару, для изготовления которой использовали оцинкованную сталь, дубовые доски, асбест и жидкое стекло. Параллельно с этими ящиками были изготовлены и “обманки”, которые для дезинформации наполнили кирпичами, стеклом и мелким янтарем.

Во время переезда в Тюрингию один из грузовиков специально был уничтожен, для того чтобы все увидели просыпанный янтарь. Куда были вывезены настоящие ценности не известно, по воспоминаниям дочери немецкого искусствоведа Роде, упакованные ящики пытались вывести по железной дороге ф январе 1945 года, однако, погружены в вагоны они так и не были, так как подтверждающий приказ из Берлина не последовал.

К тому же немецкое командование понимало, что железная дорога, воздушное и морское пространство контролируется противником. Поэтому Роде в письме руководству обозначает, что безопаснее сохранить Янтарную комнату в надёжном бункере, что он впоследствии и предпринял, вход в бункер был тщательно замаскирован.

Замок, в котором до исчезновения находилась Янтарная комната, был оккупирован советскими войсками в апреле 1945 года, а спустя два дня во дворце начался пожар.

Осенью 1945 года на допросе арестованный союзными войсками Роде, рассказал, что представляет собой система подземных городов СС, именно там, якобы и скрыты награбленные ценности, также он упоминал и Янтарную комнату. Однако, протокол допроса был утерян, а Роде скоропостижно скончался при таинственных обстоятельствах, хранилище о котором упоминал Роде, вскрыто не было.

Версии местонахождения шедевра


О том, что случилось с янтарным шедевром, нет одного мнения, основными версиями являются:

  1. Комната была полностью уничтожена во время сильного пожара в Кёнигсберге.
  2. Шедевр до сих пор спрятан в одном из бункеров Восточной Германии.
  3. Часть янтарных панно, которые не выставлялись в экспозиции, были вывезены СССР, а впоследствии отданы США как оплата поставок по ленд-лизу.
  4. Ящики с разобранной янтарной комнатой были закопаны на окраине Асса, на полуострове Ютландия.
  5. Шедевр находится в тайных хранилищах под разрушенным в 1969 Королевским замком.
  6. Утерянная комната тайно перевезена союзными войсками и продана в частные коллекции США, эту гипотезу подтверждают подлинные элементы комнаты, обнаруженные на протяжении 1994-1997 годов.
  7. Коллекция находится в Южной Америке у потомков, сбежавших нацистов.

Поиски Янтарной комнаты

Поисками пропавшего шедевра занимаются уже больше 70 лет. С 1945 года они велись как кладоискателями-одиночками, так и представителями многочисленных организаций, СССР остановила официальные поиски лишь в 1984 году.

На протяжении этих 40 лет было выдвинуто множество гипотез, названо около трехсот мест возможного нахождения комнаты, однако, ни одно из них подтверждено не было. Также не было найдено подтверждений о гибели комнаты во время пожара.

Сразу же после победы над нацистами в Кенигсберге стала работать группа советских исследователей во главе с А. Брюсовым, которая занималась розыском утерянного шедевра. В разрушенных бомбежками стенах дворца были найдены множество сгоревших ящиков и фрагментов различных ценностей, что наталкивало на мысль об утере бесценного шедевра.

Однако, исследователи пришли к мнению, что Янтарная комната не могла находиться здесь, так как панно содержали множество металлических изделий, остатки которых обнаружены не были. До конца 50-х годов все поисковые работы советских исследователей были засекречены и только в 1958 году они были обнародованы путем подачи информационной статьи в газете «Калининградская правда”.

Еще большую путаницу в поиск комнаты внес бывший гаулейтер Восточной Пруссии Эрих Кох, который в интервью журналистам заявил, что все янтарные ценности были спрятаны в бункере под церковью в Кёнигсберге, однако, вскоре Кох от своих показаний отрекся, и заявил, что Янтарная комната находится в Центральной Германии.

В 1970-х годах в германской газете «Ди Вельт» появляется публикация, в которой говорилось, что ящики с янтарными панно перевозились на лайнере «Вильгельм Густлов», однако, лайнер был торпедированных советской подводной лодкой недалеко от Штолпмюнде.

На месте крушения были предприняты ряд экспедиций, во время одной из них было обнаружено, что борт лайнера прорезан автогеном, попасть, внутрь не удалось.

Как бы то ни было не одна из многочисленных версий о местонахождении утерянного шедевра, не были подтверждены, как, впрочем, и опровергнуты.

Янтарная комната 21 века

В 70-х годах в СССР принимается решение о воссоздании утерянного шедевра, и в 1983 году начинаются подготовительные работы. Колоссальная работа завершилась через двадцать лет, торжественное открытие произошло в 2003 году.

На восстановление были потрачены колоссальные средства, так только за период 1991 -1996 годы было потрачено около 7 млн. долларов. Также в Россию были возвращены два фрагмента оригинальной комнаты – мозаика, созданная уже при Екатерине II, и комод из янтаря, изготовленный ремесленниками Берлина.

Официальное открытие восстановленного шедевра произошло в мае 2003 года, на открытии присутствовал канцлер Германии Шредер. Воссозданная Янтарная комната занимает площадь 10 м2, высота составляет 7,8 метра.

Для воссоздания янтарного шедевра понадобились колоссальные силы и средства:

  • Более 7 500 000 $ из российского бюджета,
  • Около 3 500 000 $ спонсорской помощи немецкой компании «РургазАГ»,
  • Шесть тонн калининградского янтаря (80 % стали отходами),
  • В работе использовался самый большой янтарный самородок в мире – вес 1 кг.

Основной вклад в восстановительные работы внесли художники А. Журавлев, А. Крылов, Б. Игдалов. Получившийся шедевр, по отзывам видевших оригинал, во много раз лучше немецкого оригинала, и современные мастера ни в чем не уступают флорентийским и немецким мастерам 17-18 века.

Современный янтарный шедевр находится в постоянной экспозиции в Екатерининском дворце в городе Пушкин.

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников