Жизнь и быт в вечной мерзлоте: как живут ненцы в тундре. Как живет ямал - неоглядность

И фотограф Сергей Потеряев побывали в Ямало-Ненецком округе, где понаблюдали за изменениями в жизни коренных народов.

Так сложилось, что в последнее время мы занимаемся фотографией с некоторым этническим уклоном и, следовательно, обращаем внимание на то, что делается в этой сфере у других фотографов и журналистов.

Подавляющее большинство просмотренного и прочитанного материала касалось, как правило, экзотичности жизни малых народов.

Но мы неизменно задавались вопросом: "А где же та грань, за которой любой этнос смешивается с остальной массой людей, принимает все ценности социума, как найти и рассмотреть саму эту черту?"

В эпоху глобализации остро стоит проблема сосуществования культур и цивилизаций. Развивающиеся страны с их расширяющей границы экономикой и промышленностью постепенно проникают на территории, традиционно населенные людьми других культур.

В России особенно явно эти процессы протекают на северо-западе страны, где по сей день продолжается освоение новых территорий.

Все это неизменно влечет за собой вмешательство в жизнь коренных народов, нарушает их традиционный образ жизни, что, в свою очередь, приводит к медленному вымиранию их культур. Сегодня одна часть коренных народов Севера продолжает традиционный образ жизни - оленеводство и рыболовство, другая начинает осваивать "оседлую", "европейскую" жизнь в городах и поселках.

В связи с этим появляется новая форма жизни исторически населяющих этот регион культур, которая в данный момент практически не изучена. Процесс перехода от традиционного к современному образу жизни находится в постоянном развитии.

Важно зафиксировать этапы перехода представителей коренных народов к "городской" жизни, застать момент, когда этнические особенности и блага современного общества начинают сосуществовать и становятся одинаково ценными для человека.



Хорошим примером взаимодействия может служить возникновение так называемых "национальных" посёлков, где коренным жителям предоставляется дом, образовательная программа и медицинская помощь.

При этом исторические обитатели этих мест могут спокойно заниматься традиционными промыслами в тундре, при необходимости пользуясь различными благами цивилизации.

Важным моментом является то, что государство сохраняет традиции народов и имеет возможность экспортировать продукты оленеводства и рыболовства за рубеж.

Местные же жители имеют возможность получать качественное здравоохранение и не отставать от мирового технического прогресса. Телефон, телевизор уже прочно вошли в жизнь народов, живущих в природных условиях.

Тем не менее большинство "националов", как называют их русские, не представляют своей жизни без тундры.

"Я хочу, чтобы мой сын знал, что такое интернет и телевизор, но если он выберет жизнь в городе, то это будет самым большим горем для меня", - говорит Виталий Пяк, старший оленевод стада №3, о своем сыне Юре.

Пяк Виталий, ненец, 30 лет, родился и живет на стойбище "Стадо №3", старший оленевод.

Для исследования был выбран город Тарко-Сале - административный центр Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Население города - свыше 20 тысяч человек.

Тарко-Сале - типичный представитель небольших нефтяных городов, где бок о бок проживает русское население и коренные народы Севера.

Именно на подобных территориях можно увидеть, как переплетается современный образ жизни с традиционным укладом коренных народов Севера.

Среднегодовая температура Ямало-Ненецкого автономного округа достигает -10°С.

Айваседо Руслан, ненец, 32 года, родился и живет на стойбище "Стадо №3", оленевод.

Пяк Владислав, ненец, 21 год, родился и живет в городе Тарко-Сале, безработный. Владислав недавно вернулся из армии, служил он, как водится в нашей стране, на другом конце России - на Кавказе.

Казымкина Лилия, ненка-селькупка, 47 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, рыбак. Пяк Светлана, ненка-хантыйка, 37 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, домохозяйка. Пяк Алина, ненка, 7 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, школьница.

Харампур - национальный поселок с населением свыше 700 жителей.

Здесь построены кирпичные дома, напоминающие по форме ненецкий чум.

Харампурцы живут между тундрой и цивилизацией, постоянно перемещаясь между двумя мирами.

Такой образ жизни, по словам некоторых ненцев, лучший ответ на вопрос "что делать с коренными?". Ведь, как известно, Север суров в любое время года - зимой безумная стужа и ветра, летом тучи насекомых и болота - жить в голой тундре очень непросто. Поэтому возможность проводить часть жизни в комфортных условиях очень важна для ненцев.

На фотографии сестры Кунины - селькупки.

Между селькупами и ненцами есть некоторое напряжение, оно чувствуется в разговорах. Объяснили нам это тем, что между народами когда-то была война, победители в которой, по утверждению ненцев - ненцы, по утверждению селькупов - селькупы. Однако довод ненцев убедительнее - их численность сегодня больше.

Пяк Аумах, ненец, 72 года, родился в деревне Вынгапур, живет в городе Тарко-Сале, пенсионер.

Айваседо Виктория, ненка, 17 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Любовь, ненка, 68 лет, родилась и живет в деревне Харампур, пенсионер. Айваседо Ольга, ненка, 35 лет, родилась и живет в деревне Харампур, сторож.

Ледков Сергей, ненец, 38 лет, родился в городе Нарьян-Мар, живет в городе Тарко-Сале, мастер прикладного искусства. Ледкова Снежана, ненка, 6 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, ходит в детский сад . Тадибе Диана, ненка, 31 год, родилась в поселке Тазовский, живет в городе Тарко-Сале, сотрудник отдела кадров центра национальных культур.

Свадебная фотография Сергея и Дианы Ледковых. Эта семья - представители ненецкой интеллигенции, во всем полагаются только на свои силы и не пользуются помощью государства для коренных малочисленных народов Севера.

Множество представителей коренных народов Севера стоит на распутье между традиционным образом жизни и "европейским".

Ненцы делятся на тундровых и лесных, они говорят на разных наречиях и не понимают друг друга.

Часть ненцев в Пуровском районе остались язычниками, часть стали православными, часть баптистами, и часть воспринимают христианских святых как дополнительных богов языческого пантеона.

А вообще, тема веры очень интимна для малых народов, они напуганы жестокими православными и советскими гонениями. Теперь, все что можно узнать, это обрывчатые сведения и общеизвестные факты, как только разговор начинает касаться чего-то более глубокого и настоящего, тема тут же меняется.

Айваседо Сергей, ненец, 56 лет, родился и живет в деревне Харампур, рыбак. Волов Владимир, ненец, 7 лет, родился и живет в деревне Харампур, школьник. Айваседо Кристина, ненка, 7 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Фатеева Анна, ненка, 5 лет, родилась и живет в деревне Харампур, ходит в детский сад.

Андреева Анна, манси, 49 лет, родилась в поселке Сартынья, живет в городе Тарко-Сале, воспитатель.

Пяк Валентина, ненка, 8 лет, родилась в стойбище "оз.Чебачка", живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Гульнара, ненка, 9 лет, родилась в стойбище "Медвежья гора", живет в деревне Харампур, школьница.

Участники туристического клуба, ненцы, город Самбург.

9 класс школы-интерната городе Тарко-Сале. Воспитанников селят в отдельных блоках по родству, то есть только братья и сестры живет рядом. Такой принцип в определенной степени помогает сохранить традиции, но дети все равно слишком долго находятся в изоляции от родителей и, закончив школу, уже не хотят возвращаться в тундру.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране проживали: ненцы - 44 640 человек, ханты - 30 943 человек, манси - 12 269 человек, селькупы - 3 649 человек.

Подавляющее число ненцев района имеют фамилии Пяк и Айваседо, что переводится как "Деревянные" и "Безголовые".

Дело в том, что в первой половине XX века (год основания района 1933) здесь кочевали два рода - Пяк и Айваседо.

Передвижение по Ямалу очень затруднено, в основном это немногие федеральные дороги, "зимники", ну и, конечно, вертолеты.

В большинство уголков полуострова можно добраться только по небу, особенно в межсезонье и летом.

Макаров Илья, хант, 43 года, родился в деревне Еври-Горт, живет в городе Тарко-Сале, тренер по национальным видам спорта.

Пяк Антонина, ненка, 39 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, швея. Казымкина Лариса, ненка, 40 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, обработчик меховых изделий.

Кунина-Санкевич Светлана, селькупка, 49 лет, родилась в поселке Толька, живет в городе Тарко-Сале, режиссер.

Билетов на рейс Москва - Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей - тоже. Туда вез Red Wings, обратно - «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей - трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта - это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно - даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой - сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы - надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался - готовь 50 тысяч штрафа.

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, - под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда - попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь - на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь - то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец - то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах - на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком - ОВД.

За нарушение правил - либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу - как два пальца. Ущучат тебя бухим - и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда - ни в следующий раз, ни от другой конторы - не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова - поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией - потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет - есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, - попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды - минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) - по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте - опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье - думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто - есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, - но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут - лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел - давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» - и, если хочешь, - скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается - медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые - больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже - комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже - отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере - через день. Смена постельного белья и полотенец - раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск - пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался - просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району - только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе - с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет - только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть - только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, - сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много - там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют - с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел - вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него - стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени - самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии - так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости - 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, - трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

    Сэмюэл Кольт получает в США первый патент на 6-зарядный револьвер 45-го калибра. Через 10 дней Кольт открывает собственное производство. Модель сначала называлась «Патерсон» по имени города, где была развернута мануфактура Кольта, но в скором времени получила название «Техас» за свою популярность среди жителей этого штата.

    Источник: calend.ru

    В Бельгии состоялась первая из известных лотерей. По мнению историков и лингвистов, слово «лотерея» произошло от франкского «hlot», что значит «жребий». Потом оно сократилось и превратилось в английское «lot», что значит «доля». Специальные кости для бросания жребия находили еще в древнеассирийских и древнеегипетских захоронениях. В Европе официальная история лотерей началась с розыгрыша, который устроила в Брюгге (Бельгия) вдова художника Яна Ван Эйка 24 февраля 1466 года, в 25-ю годовщину смерти мужа. Попытать счастья получить денежный приз мог каждый, купивший билет. Сбор был предназначен для городских бедняков.

    Источник: calend.ru

    День защитника Отечества в России. Сегодня для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова. И для большинства наших сограждан это важная и значимая дата. Необходимо также отметить, что в этот день поздравляют не только мужчин, а еще и женщин - ветеранов Великой Отечественной войны, женщин-военнослужащих. Среди традиций праздника, сохранившихся и сегодня, - чествование ветеранов, возложение цветов к памятным местам. А также проведение праздничных концертов и патриотических акций, организация салютов в городах-героях России.

    Источник: calend.ru

    Международный день поддержки жертв преступлений. Сейчас в ряде стран приняты и действуют законы, направленные на защиту пострадавших от криминальных действий, их социальную реабилитацию, компенсацию материального и морального ущерба. В мире действует до 200 программ помощи потерпевшим от преступлений. Начиная от программ помощи потерпевшим от сексуального насилия и заканчивая муниципальными службами уборщиков мест совершения преступлений и слесарей, бесплатно вставляющих замки и ремонтирующих входные двери при квартирной краже. Такие программы реально помогают людям справиться со стрессом, выйти из кризиса, наконец, попросту оказывают материальную помощь и моральную поддержку.

    Источник: calend.ru

    Всемирный день экскурсовода. В настоящее время экскурсоводов готовят ВУЗы, имеющие специализацию «туризм» и «экскурсоведение и музееведение». В роли гидов выступают образованные люди, нередко даже имеющие научную степень. Еще два непременных условия - знание основ психологии и правильная речь.

Мы узнали о том, как живут ненцы в тундре: что едят, чем зарабатывают и куда тратят деньги. Рассказываем вам самое необычное.

Как попасть в тундру?

Почти единственный способ попасть в тундру, на самый север Ямала - «школьный борт», то есть вертолет, который в первой половине июня развозит учеников 9 и 11 классов по домам. У остальных учебный год заканчивается раньше - в апреле, их забирают сами родители.

Дети учатся в школах-интернатах, в которых и живут.

Кстати, взрослых в тундре называют по их детям: например, «отец Хадри».

Знают ли ненцы русский язык?

На Ямале в основном говорят на ненецком языке, дети, которые еще не ходят в школу, говорят только на нем. Потом в школе они учат русский как иностранный. Они прекрасно его осваивают, и русский становится вторым родным.

Как в тундре воспринимают остальную Россию?

Там вообще не говорят «Россия». Все, что дальше поселка, это уже «другое место». Для многих поездка в Салехард (центр ЯНАО) - это уже большое приключение. Мужчинам легче, потому что они служат в армии и что-то видят, а многие женщины только в зрелом возрасте попадают в город, где в первый раз видят деревья, например.

Откуда ненцы получают информацию?

Ненцы постоянно чувствуют нехватку информации и интересуются любыми новостями. Самые живые вопросы в тундре - о Мавзолее и о протяженности Москвы с севера на юг и с запада на восток.

Информацию получают, слушая радио.

Как выглядит Полярная ночь?

Представьте, час дня, а на улице темно, но при этом все вокруг белое. Горизонта не видно, хотя местность плоская. Откуда-то идет слабый свет, он отражается от снега, и благодаря этому вокруг видно довольно хорошо, но небо темно-синее. Необозримая, абсолютно белая пустыня, лежащая в абсолютной темноте.

Как проходит день в тундре?

Ложатся и встают довольно поздно. Могут лечь в 3 часа ночи, а встать в 10 утра. Разводят огонь, ставят стол и «пьют чай» - так называется любой прием пищи. Мужчины едут собирать стадо оленей, которое разбрелось за ночь. Женщины почти всегда заняты делом: чинят одежду, обрабатывают оленьи кожи. А дети, как и любые дети, всегда находят, чем себя занять.

Что значат олени для ненцев?

С ненецкого слово «олень» переводится как «средство к существованию». Кстати, они ставят ударение на последний слог - «оленЯм». Своих оленей знают «в лицо», даже если их три сотни.

Несмотря на то, что оленей едят и продают на убой, к ним относятся с уважением. Их не стреляют и не режут, только душат арканом, потому что все другие способы убийства - это грех.

Что едят в тундре?

Почти все блюда сделаны из оленьего мяса. Его чаще всего варят, иногда коптят, почки и печень едят сырыми. Из оленьей крови варят что-то типа супа, куда добавляется еще мясной бульон и мука. Сырая кровь и сырое мясо в тундре - это практически единственный источник витаминов: из ягод там только морошка, но и то не всегда.


Как ненцы зарабатывают и на что тратят деньги?

Ненцы зарабатывают на забойке, продавая оленьи туши. Кроме этого, продают оленьи рога. За одну такую забойку, которая бывает раз в год, осенью, одна семья может получить несколько сотен тысяч рублей.

Деньги тратят, чтобы закупить продукты на зиму, и на бензин. Деньги копят, покупают новые снегоходы, бензиновые генераторы, спутниковые тарелки, ноутбуки.

Что смотрят и что читают в тундре?

Смотрят те же фильмы, что и мы, только на год или два позже. Их переписывают друг у друга, у знакомых в городе, у газовиков и нефтяников. Раньше смотрели на дисках, теперь на флешках.

Читают в основном старые книги (какие-нибудь сборники цитат Ленина) или прошлогодние газеты и журналы.

Что у ненцев с гигиеной?

Там очень чистая среда и нет инфекций. Ненцы используют специальный мох, который все отлично впитывает. Он универсальное гигиеническое средство для тела и жилья, это и одноразовое полотенце, и подгузник, и губка для посуды.

Мех из оленьей шкуры тоже отлично впитывает. Ворсинки у него полые и хрупкие. Мех впитывает все ненужное с тела - и загрязненные ворсинки тут же отламываются. Можно понаблюдать, как белые волоски чернеют и опадают, унося с собой всю грязь.

Стирают на озере, иногда устраивают в чуме баню.

Ненцы - язычники?

Да. Они верят, что есть Верхний мир, Нижний мир и земной мир. Там свои боги. Настоящих шаманов сейчас уже не осталось.