Светодизайн обучение. Световой дизайн

PLDC (Professional Lighting Design Convention) включает специалистов глобального рынка светового дизайна. Светодизайнеры, архитекторы, исследователи, представители университетов и индустрии используют PLDC в качестве платформы для встреч, где узнают о последних разработках в области светового дизайна и обсуждают будущее профессии. Мероприятия под эгидой PLDC проводятся каждые два года, к настоящему моменту их участниками стали более шести тысяч профессионалов отрасли. Участниками последней конференции PLDC в Риме, которая прошла в 2015 году, стали представители 25 ассоциаций, 38 университетов и институтов, 66 партнеров из индустрии светового дизайна.

В этом году в число номинантов не вошли классические школы светового дизайна. Среди претендентов на премию — новаторские и молодые учебные программы: в Университете Аалборга магистерская программа по направлению светового дизайна существует порядка трех лет, а высшая школа светового дизайна Университета ИТМО (CLD ITMO University), в свою очередь, начала работу два года назад.

Точкой отсчета стало открытие Международного года света и световых технологий, утвержденного Генеральной Ассамблеей ООН, в России. В мае 2015 на ежегодной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» при поддержке творческого объединения светодизайнеров RULD прошла первая образовательно-дискуссионная программа CLD. А с нового учебного года на базе факультета ЛиСИ (ныне в составе мегафакультета фотоники) была образована кафедра Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО.

«Взрослые школы больше ориентируются на классическое представление о световом дизайне, подразумевающее взаимодействие архитектуры и дизайна, тогда как новые школы решают более широкие вопросы, касающиеся изменения технологий, взаимодействия с информацией, с человеком. Они работают с такими очень перспективными и важными сейчас направлениями, как VR, Big Data, городская информатика. Ставя акцент на проблематике современного человека, его будущем, новые школы новаторски выстраивают образовательные программы », — говорит Наталья Быстрянцева, руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, творческого объединения светодизайнеров RULD и кластера Art & Science Университета ИТМО.

Сейчас Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО, помимо кафедры, включает в себя Международную научную лабораторию «Световой дизайн городской среды», которая специализируется на исследовании и улучшении качества жизни, световой среды города и ее восприятия человеком, студенческую лабораторию, являющуюся экспериментальным ядром CLD, а также проектную лабораторию для реализации коммерческих проектов.

Формирование кластера Art&Science

Одним из ключевых этапов в деятельности Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО стало создание кластера Art&Science . Это активное сообщество ученых и художников, философов и представителей бизнеса, инженеров и социологов, которые сообща выявляют проблемы гуманизации среды и создают совместные проекты, направленные на решение этих вызовов. Сообщество включает в себя представителей Университета ИТМО — сотрудников различных лабораторий и исследовательских центров, студенческих мастерских, а также внешних партнеров и кураторов. Одна из приоритетных задач кластера — создание междисциплинарных профессиональных команд для проектной работы над конкретными задачами и коммерциализация перспективных разработок с помощью ресурсов вуза.

Стратегия Кластера Art&Science разрабатывалась с учетом ведущих мировых тенденций, поэтому его главными задачами являются «очеловечивание» современных достижений науки и технологий и внедрение их в окружающую среду с целью ее гуманизации.

В рамках направления Art&Science в конце 2016 года стартовал совместный проект Университета ИТМО и Государственного Эрмитажа — «Art&Science: наука, искусство, музей», главная задача которого — рассказать о современных методах взаимодействия науки и искусства, а также о различных философских проблемах, возникающих в ходе применения научных разработок в художественной и музейной практике. Лекторами на семинарах выступали как российские, так и зарубежные специалисты. Проект позволил не только наладить диалог между художниками, учеными и специалистами, но и определить вектор развития Кластера в мировом масштабе, получить первые экспертные отзывы от сотрудников одного из наиболее авторитетных мировых музеев, Эрмитажа, и других культурных организаций.

«На наш взгляд, работа с проектами Art&Science стала очень важным этапом нашей деятельности. Она позволила посмотреть дальше и прогнозировать тенденции развития не на пять, а на 20 лет вперед. После того, как мы окунулись в эту область, мы очень сильно поменяли нашу образовательную программу. Кроме того, Art&Science дал возможность мировому сообществу увидеть, что мы не варимся в собственном соку, что мы не просто занимаемся решением текущих проблем рынка. Он показал, что мы ориентированы на работу с глобальными вызовами и строим образовательный процесс по тем направлениям, которые будут приоритетными через десять и более лет », — комментирует Наталья Быстрянцева.

Работа с масштабными проектами и международными конференциями дает возможность взаимодействовать не только с экспертным и академическим сообществом, но и вовлекать в диалог представителей индустрии. Как подчеркивает Наталья Быстрянцева, если еще год назад вопросам световой культуры и гуманизации среды почти не уделяли внимание ни компании, ни общественность, то уже сегодня эти темы все активнее звучат в СМИ, а представители индустрии готовы применять разработки на практике.

Дальнейшее развитие: международное сотрудничество и новые подходы в образовании

Сейчас специалисты Высшей школы светового дизайна продолжают разрабатывать новые учебные программы и модели образовательного процесса. В прошлом году в учебный план были внедрены инструменты дизайн-аналитики, позволяющие пересмотреть традиционную схему работы над проектом. В этом году специалисты школы перешли к вопросам программного дизайна, принципы которого также составят основу образовательных программ.

Что делает программу уникальной?

Сочетание технического и художественного образования

Работа со светом в контексте архитектуры и градостроительства

Школа МАРШ – один из лидеров архитектурного образования в России, что гарантирует слушателям образование в контексте самых актуальных тенденций в мировой архитектуре и градостроительстве. Работая над совместными проектами, вы сможете перенять опыт известных российских и зарубежных специалистов.

Лаборатория света

*Настоящее предложение не является офертой, стоимость услуг может быть изменена. Стоимость услуг и условия их оказания указываются в договоре.

Дополнительные расходы студентов в период обучения

Во время обучения вам могут понадобиться художественные и канцелярские принадлежности, расходные материалы для проектов, услуги печати и копирования и прочие виды услуг и расходных материалов. Их перечень, степень обязательности и стоимость зависят от требований программы и специфики учебных заданий. Полный перечень будет зависеть от специфики проекта и выбранного способа его реализации.

Стоимость: 36 000 руб.

Преподаватель: Наталья Ипатова
Продолжительность: 12 занятий (по 4 академических часа)
График занятий: с 18:30 до 21:30 (понедельник, среда, пятница)
Дата старта: 14 июня
Стоимость: 36 000 руб.

Свет – один из самых сложных компонентов дизайн-проектирования. Курс даёт все необходимые навыки профессионального уровня:

  • Основы светотехники.
  • Методика построения световых композиций и поиск оптимальных решений в соответствии с брифом.
  • Формула расчёта освещённости.
  • Правила подбора световых моделей.

Итог обучения: световой проект жилого интерьера в соответствии с требованиями современного дизайн-проектирования.

В отличие от базового курса Professional Upgrade предполагает:

  • Более углублённые обучающие лекции по всем разделам базового курса.
  • В 2 раза больше времени на проработку практических занятий.
  • Оформление светового проекта и рабочей документации (альбомы, смета-спецификация и расчётная таблица освещенности).
  • Практическое занятие в одном из световых салонов.
  • Самостоятельную реализацию световых решений в заданном дизайн-проекте.

Программа курса

Раздел 1: Азбука светотехники (2 занятия)

  • Вводная лекция: Классификация направлений в области светодизайна.
  • Основные термины светотехники и терминология в светодизайне жилого интерьера.
  • Типы светотехнических приборов и виды декоративных световых моделей, их отличительные особенности и области применения.
  • Классификация ламп и их технические характеристики. Основные принципы подбора ламп для различных световых моделей.
  • Виды освещения и их функциональное назначение.
  • Основы электротехники. Что такое переменный и постоянный ток. Виды электрического подключения различных источников света.
  • Светодиоды и их классификация. Основные принципы применения светодиодных источников света в жилом интерьере.

Раздел 2: Методика расчета освещенности (2 занятия)

  • Основная формула расчета освещённости для жилого интерьера.
  • Определение индекса помещения и коэффициента светового потока источников света в различных световых моделях.
  • Применение методики расчета освещенности на примерах реализованных световых решений для разных дизайн-проектов.
  • Программа перерасчёта силы света в величину светового потока для источников с разным углом светораспределения.
  • Оформление таблицы технического расчёта освещенности.
  • Практическое занятие применения методики расчета освещенности для различных дизайн-проектов, включая рабочие дизайн-проекты учеников группы.

Раздел 3: Правила построения световой композиции (2 занятия)

  • Художественное построение светового решения, отражающее особенности любого стиля интерьера.
  • Фундаментальные и необходимые исходные данные (параметры) для построения световой композиции в пространстве интерьера.
  • Правила расчета масштаба чертежей для любых дизайн-проектов.
  • Расчёт габаритных размеров декоративных световых моделей для разных планировочных решений жилого интерьера.
  • Примеры геометрического построения и практического применения световых моделей в заданных пространствах интерьера.
  • Конфигурация и области применения декоративных ниш со светодиодными источниками света.
  • Правила подбора световых моделей для различных стилей интерьера.

Раздел 4: Предметный (инженерный) светодизайн (1 занятие)

  • Этапы разработки и создания авторских световых моделей и нестандартных световых решений от идеи до реализации.

Раздел 5: Практическое занятие (1 занятие)

  • Посещение светового салона для закрепления лекционного материала.

Раздел 6: Правила оформления рабочей документации для светового проекта (2 занятия)

  • Соглашение и техническое задание на разработку световых решений по проекту жилого интерьера.
  • Рабочие альбомы, чертежи, таблицы и презентация.

Раздел 7: Оформление светового проекта от идеи до проектной документации (2 занятия)

  • Самостоятельное практическое занятие по разработке светового проекта на примере заданного дизайн-проекта для закрепления материалов курса.

По итогам курса выдается сертификат Международной Школы Дизайна.