Образ города в произведении ревизор. Уездный город N (Гоголь)

УЕЗДНЫЙ ГОРОД N
Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город N из гоголевского "Ревизора", необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смысл в названии ревизорского города "N" лежит на поверхности. Он состоит в том, что таких городов хватает повсюду."N" - общая формула, характеристика для всех городов гогольской и современной России. Гоголь стремился показать в общем виде, чтобы высмеять их, не акцентируя свое внимание на определенном городе или чиновнике. Ведь очевидно, что осмеивание чиновников одного города не входило в планы Гоголя. Он хотел показать, какой беспредел творился в управлении городов России. Итак, мы попадаем в город "N". Что происходит в таком мелком уездном городишке, как этот ("…стоит черт знает где - в глуши… Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь".)? Оказывается, на сколько не совершенно управление в ту пору в стране, что даже в таком маленьком городке как N творится беспорядок. Давайте пройдемся по улицам, посмотрим на город изнутри. И что же мы видим? Город не ухожен, его давно не благоустраивали, беспорядок ("… На улицах кабак, нечистота!" "… я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору".), нарушение уставов и законов (" В эти две недели выселена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии!") Похоже, этот город не из примерных. Но что же наше "самоуправление"? Их не интересуют проблемы города, пока у них самих не появляется проблема- ревизор. Наши чиновники решили заняться проблемой города только тогда, когда нужно было показать свою внимательность, хозяйственность по отношению к городу. Разве это не напоминает наше время? Чиновникам нужно было показать себя с лучшей стороны, доказать, что деньги, которые им давались, не были растасканы по карманам. И чиновники начинают действовать. По ходу развития сюжета они предстают глуповатыми людишками, любящими власть и деньги. Причем некоторые из них были людьми довольно не глупыми, например, Городничий. Он умел не раз своими делами и действиями произвести хорошее впечатление на ревизора. Цель комедии "Ревизора" заключается в осмеянии этих чиновников, но кроме смеха здесь проскальзывает и грусть, обида. Обидно, что такое управление практиковалось и практикуется повсеместно в России. Сейчас наблюдается та же картина, похоже, что "Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во власти - это реальность наших дней, это современная, правда о несовременстве нашего управления. Комедия-это самое верное оружие против таких чиновников, как чиновники города N. Слово может задеть гораздо сильнее некоторых действий. В главных героях "Ревизора" чиновники узнавали себя, что заставляло их задуматься, что завтра их будут высмеивать. Город N в "Ревизоре"- город нашей современности и нашего прошлого, но, надеюсь, не будущего. "Ревизор"- учебник для чиновников на все времена. "Ревизор"- золотой фонд нашей литературы. "Ревизор"- это то что не подвластно времени. Ну, что ж. Вот и закончилось наше путешествие по городу гоголевского "Ревизора", который с каждым днем становится моложе, актуальнее современнее.

«Ревизор» был задуман как общественная комедия (а не семейно-бытовая), поэтому изображаемые события рассматриваются в масштабе города (а не одного дома).

Город - всегда многомерный, многозначный символ. Это некое замкнутое, отгороженное от окружающего пространство, маленький мир, который может отражать в себе большой мир и быть его символом. У Гоголя - Диканька (в данном случае, не город, а село, но симво­лические функции те же), Миргород (говорящее имя), фантасмагорический Петербург и вот теперь - уездный город без названия. Итак, город - это замкнутое мифо­логизированное пространство со своей четкой внутрен­ней структурой, внутренними законами. Социальная структура города у Гоголя - простейшая схема, пирами­да с вершиной - городничим, дальше - его семья, по­том - чиновники, помещики, купцы, мещане, ремес­ленники и другие жители города. Город - символ лю­бой крупной социальной иерархической структуры (государства, целого мира). В соответствии с этим мож­но говорить о следующих значениях образа «сборного» (Гоголь) города.

1. Собирательный образ провинциального русского го­рода. Особенность изображения: Гоголь не стремился предельно точно передать факты, он передает скорее «не факты, а сам дух действительности» (В. Г. Белинский). Пример: в номенклатуре чиновников нет такого необхо­димого персонажа, как городской голова, потому что достаточно фигуры городничего, воплощающего абст­рактную идею - высшая власть в городе. Итак, это ми­фологизированный образ провинциального русского го­рода. Существуют воспоминания о том, как в одном провинциальном городе городничий принял образ гого­левского Городничего на свой счет и очень обиделся.

2. Фантасмагоричность города. В городе есть что-то фантасмагорическое, начиная уже с неопределенности его местоположения на карте России («Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»). Очевидно, что такие персонажи не могли бы встретиться в реальной жизни. Можно сказать, что это провин­циальный русский город, но в кривом зеркале гротеска и сатиры. (Как с этим связан смысл эпиграфа к пьесе?) Можно также сказать, что это город-призрак, воплоще­ние «призрачной нашей действительности» (В. Г. Бе­линский), город, которого нет на карте и в то же время чисто русский город.

3. Государство Российское в миниатюре. Можно рас­сматривать город в «Ревизоре» одновременно и как гро­тескную карикатуру на бюрократическое государство. Многие понимали смысл комедии именно так. Импера­тор Николай I отозвался о пьесе: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне - больше всех». Однако из текста отдельной пьесы «Театральный разъезд...» {вам необходимо ее перечитать) следует, что такая трактовка достаточно беспочвенна. В пьесе зрители обсуждают между собой только что просмотренную в театре комедию Гоголя «Ревизор». Те, кто утверждал, что это опасная, неблаго­надежная комедия, - в сущности, недалекие люди.

4. Трактовка в духе религиозно-философской притчи. Такая трактовка предлагается самим Гоголем в еще одной, отдельной пьесе - «Развязка «Ревизора», - на­писанной для бенефиса М. Щепкина. На этот раз персо­нажами являются актеры, главный из них - Первый Ко­мический Актер, он произносит большой дидактический монолог, обращенный к зрителям. В монологе говорится, что город - это наша душа, чиновники - это гибельные страсти, ревизор - совесть, а Хлестаков - мнимая, «ветреная, светская» совесть. Таким образом, сюжет понят в аллегорическом смысле, в духе притчи. Город как сим­вол внутреннего мира человека - есть в христианской традиции.

Известно, что эта трактовка не пришлась по вкусу Щепкину, который писал Гоголю, что хочет на сцене видеть сатирические образы чиновников, а не «какие-то страсти» («После меня переделывайте хоть в козлов», - добавляет он).

5. Персонажи, олицетворяющие город. Это прежде все­го Городничий, а потом - чиновники. Они в значитель­ной степени - «лицо города», т. е. город в пьесе показан как результат деятельности градоначальника и других чи­новников. В отличие от Городничего чиновники более примитивны. Гоголь при их изображении пользуется более простыми приемами (одно связано с другим). Го­родничий и Хлестаков - как бы объемные фигуры, а чиновники - плоские, их можно также уподобить мас­кам или куклам. Каждый из них имеет свою характерную комическую деталь в портрете, манере поведения, при­вычках и т. д. (например, Ляпкин-Тяпкин выделяется тем, что любит брать взятки борзыми щенками, «отли­чительная черта» Бобчинского и Добчинского - то, что они почти одинаковы). К этим мелким черточкам («грешкам», по выражению Городничего) в принципе и сводится характер. Определенную роль играют смешные фамилии чиновников, в основном они звучат просто абсурдно, но некоторые являются и говорящими - например, доктор Гибнер, полицейский Держиморда. Примечательно, что чиновники, как правило, появляют­ся на сцене все вместе и действуют сообща, выступая по очереди. Это относится к первой сцене (ожидание реви­зора), к сцене взяток и к сцене чтения письма.

Ожидание ревизора. В этой сцене обратите внимание на гротескно-комические сообщения чиновников о том, что происходит в подведомственных им учреждениях. Цитируйте в сочинениях то, что покажется вам особен­но смешным. Это - общая экспозиция сюжета, или «общая ситуация», как ее называет Ю. В. Манн.

Сцена взяток. Обратите внимание на грубо-комический ход: все чиновники подсовывают Хлестакову взят­ки, но первый чиновник стесняется сделать это, следую­щий делает это уже смелее, дальше Хлестаков уже сам просит одолжить денег («Я по дороге поиздержался...»), а они того и ждут. Еще один момент: Земляника, перед тем как распрощаться с Хлестаковым, доносит на ос­тальных чиновников.

Сцена чтения письма. Грубо-комический ход. В пись­ме приводятся «хлесткие» характеристики, данные Хле­стаковым каждому из чиновников. Чиновники (начиная с Почтмейстера) читают вслух это письмо по очереди. Каждый из них передает это письмо другому, когда речь заходит о нем самом: никто не хочет читать о себе, но все с удовольствием читают о других.

Сюжет комедии Н. В. Гоголя довольно прост: перед нами скучный мир захолустного уездного города, из которого «...хоть три года скачи, ни до какого государ-ства не доедешь». Грусть вызывает описание этого го-родка: «На улицах кабак, нечистота!». Поблизости от старого забора, «что возле сапожника,.. навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ас-сигнована сумма... начала строиться, но сгорела»... И это не только зарисовка провинциального города, это картина всей России того времени.

Привычное течение жизни вдруг нарушено «прене-приятным известием» о приезде ревизора-инкогнито, о чем и сообщает в начале пьесы городничий чиновни-кам городка. По случайности за ревизора принимают проезжего молодого человека, оказывая ему все необ-ходимые почести. Этот сюжет имеет реальную подоп-леку: А. С. Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора, о чем и рас-сказал Гоголю, посоветовав ему взять эту историю за основу комедии. Такая ситуация была теоретически возможна в любом провинциальном городе России тех лет.

Но простота сюжета лишь подчеркивает мастерст-во сатирика, который на основе простого сюжета су-мел высмеять всю чиновничью Русь, отразить все на-сущные проблемы того времени.

Конечно, в комедии задействованы не только госу-дарственные служащие. Мы видим здесь и поместное дворянство, и купечество, и крестьян. Но в центре по-вествования именно чиновники, воплотившие в себе недостатки всего российского чиновничества: взяточ-ничество, чиноугодничество, карьеризм, казнокрад-ство.

Талантливый сатирик создает целую плеяду рус-ских типов, подчеркивая в каждом из них ту или иную черту характера, требующую, по мнению Гого-ля, осмеяния, обличения.

Самой полной характеристики удостоился в коме-дии карьерист городничий, никогда не упускающий своей выгоды, жадно хватающий все, что плывет ему в руки. Мы можем судить об этом человеке на основе авторских замечаний, высказывания действующих лиц, по поступкам и словам самого героя. Перед нами предстает малопривлекательный облик казнокрада, взяточника и самодура, уверенного в своей безнака-занности: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов». Для городничего не суще-ствует никаких законов: он обирает купцов, тратит казенные деньги на личные нужды. Он неглуп, но ум его устремлен на дела нечестные.

Другие чиновники отличаются от своего предводи-теля разве что более ограниченной властью.

Показательна фамилия судьи города — Ляпкин-Тяпкин, по ней можно судить о его отношении к своим служебным обязанностям. Этот, по выражению Гоголя, «вольнодумец», так же, как и городничий уверен в собственной непогрешимости: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взят-ки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».

С язвительной сатирой показан попечитель бого-угодных заведений Земляника — доносчик, хитрец и подхалим. Он не обременяет себя излишней заботой о своих подопечных, руководствуясь принципом: «че-ловек простой: если умрет, он и так умрет; если выздо-ровеет, то и так выздоровеет».

Возможности злоупотребления своим служебным положением находит и смотритель уездных училищ Хлопов — чрезвычайно запуганный человек; и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин — глу-пый и ограниченный субъект.

Несмотря на различия в характере, поведении, служебном положении чиновничество, в изображе-нии Гоголя, олицетворяет типовые черты государст-венной администрации николаевской России. Куль-турный уровень чиновников, как в комедии, так и по всей стране, был крайне низок, вывод об этом можно сделать из описаний традиционных забав «столпов го-рода N»: попойки, картежные игры, сплетни. У них совершенно отсутствует представление о долге, чести, достоинстве.

Пьеса «Ревизор» говорит нам о том, что чиновники в России служат вовсе не для того, чтобы беспокоить-ся о благе страны и народа. Они употребляют служеб-ное положение исключительно в личных, корыстных целях, выслуживаются перед вышестоящими, уни-жают подчиненных, всеобщими усилиями разоряют Россию.

Выбрав для своего произведения форму комедии, Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дур-ное в России... и за одним разом посмеяться над всем». Причем, смеяться над этим можно и по сей день, так как российское чиновничество и в наше время недале-ко ушло от представленных Гоголем любителей взя-ток и красивой жизни.

28. Тема: ОБРАЗ ГОРОДА И ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Цели урока:

· образовательные: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники, определить роль уездного города в истории России , соотнести жизненную основу пьесы "Ревизор" и ее обобщающий смысл в изображении чиновников;

· развивающие: отработать навык анализа драматического произведения, развивать умение подбирать цитаты, развивать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение самостоятельно работать с историческим материалом и литературным текстом;

· воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию, формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы и приемы: частично-поисковый (слово учителя, эвристическая беседа с последующим выводом, работа по тексту – подбор цитат, иллюстрирующих утверждения, словарная работа).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Уездный город в комедии «Ревизор»

В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Введение темы и целей урока

DIV_ADBLOCK34">

Итак, в путь!

3. Лексическое значение словосочетания «уездный город»

Гоголевский город N является уездным. Для начала давайте выясним, что же такое «уездный город»

(Уезд - низшая административная, судебная и финансовая единица в Российской Империи, а также в РСФСР в первые годы после Октябрьской революции. В результате административной реформы в 1927 уезды были преобразованы в районы. Включал город и присоединённые к нему волости. Управлялся княжеским наместником, а с начала XVII века - воеводой , выполнявшим военные, административные и судебные функции).

4. Географическое положение

Мы выяснили, что такое уездный город, в который нам предстоит путешествие. Теперь нам нужно определить, где же этот город расположен. Россия такая большая, куда же именно мы должны отправиться?

(Городок находится далеко от столицы, в глубине России. Хлестаков едет из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, второй месяц как из Питера).

У города нет названия. Почему?

(Безымянный город в каком-то воображаемом, символическом центре государства. Местоположение “везде – нигде”. “Да отсюда, хоть 3 года скачи… ни до какого государства не доскачешь”, - говорит Городничий. Город условный, безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно).

5. Гостиница и трактир

Вот мы приехали в город. Где мы остановимся? Правильно, в гостинице. Давайте посмотрим, как выгладит городская гостиница.

(Номер под лестницей, клопы и обед из двух блюд).

6. Улицы города

https://pandia.ru/text/77/494/images/image005_16.gif" width="689" height="269">

Итак, первое учреждение – это

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (Больница) ,

DIV_ADBLOCK35">

– Землянику, используя высказывания самого Земляники.

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». Больные у него «все как мухи выздоравливают». В больницах грязно. «Сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь». Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает, но «лечит» людей. Земляника признается: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Землянике дается указание надеть чистые колпаки на больных, «над каждою кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке.. всякую болезнь, когда кто заболел, которого дня или числа».

Хорошо. Важное государственное учреждение – это

ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА (Суд).

Давайте отправимся туда.

– Кто управляет судом? (Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин). Охарактеризуем его.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что тот прочитал пять или шесть книг. Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник... От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно. Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда». Земляника доносит на Ляпкина-Тяпкина: «Судья… ездит только за зайцами…» От заседателя «такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода».

Одной из задач государства является обеспечение населения образованием. Отправляемся в

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЯ (Уездное училище).

https://pandia.ru/text/77/494/images/image009_4.gif" alt="Подпись: Слайд 8" align="left" width="80" height="32 src=">Кто заведует почтой города N? () Как он выполняет свои обязанности.

– почтмейстер. Он «совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении: посылки задерживаются…». Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет. Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…».

Какое еще государственное учреждение города N мы не охарактеризовали. Правильно, это

ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

В каждом уездном городе было полицейское управление. Оно должно было обеспечивать порядок в городе. А чем занималась полиция города N?

Полиция. Мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке. В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе. Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.

В подчинении городничего и полиции находятся и солдаты. Как они выглядят? «Не выпускать солдат безо всего: это дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет». Итак, мы будто побывали во многих уголках города N и познакомились с чиновниками этого города – людьми, которые ответственны за благоустройство города, четкость работы всех организаций.

Все эти учреждения подчинялись главе города, как говорили в XIX веке, городничему. Сквозник-Дмухановский – личность интересная. Но о нем мы поговорим на следующем уроке.

https://pandia.ru/text/77/494/images/image012_4.gif" alt="Подпись: Слайд 11" align="left" width="85" height="33 src=">– Какие еще стороны российской действительности представлены в комедии? (Помещики, купцы, мещане).

Даже купцам несладко живётся, что уж говорить о бедном люде. Купечество и гражданство « Обижательство терпим совсем понапрасну …». Купцы жалуются на городничего, хотя вместе с ним воруют городскую казну. «Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай» «мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке».

«Мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты... По закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерша «Высек» «два дни сидеть не могла»

Как живётся в уездном городе людям?

9. Свидетельства современников (сообщение ученика)

Если вы внимательно читали комедию, то, вероятно, заметили, что и Хлестаков, и Городничий в характеристике города использовали один и тот же эпитет. Какой? (скверный). Что означает? Подберите синонимы (безобразный, отвратительный, противный, мерзкий …).

Разве может существовать город с такими вопиющими безобразиями?

Может быть, прав Вигель в письме к Загоскину: «Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находить…»

Современник Никитенко приводит в «Дневнике» сведения о жизни уездных городов. Например, он рассказывает о городе Острогожске, где на улицах попадалось больше собак, чем людей и который «буквально утопал в грязи. Его немощёные улицы становились непроходимыми: среди них, как в месиве, барахтались пешеходы и вязли возы с волами».

В уездных городах Рязанской губернии процветали взяточничество и самоуправство. Начальство умело ловко пустить пыль в глаза вышестоящим чиновникам. Так же, как поступал гоголевский городничий. В городе немедленно создавалась видимость строительства: пустыри «обносились красивыми заборами с обозначением номеров будто бы строящихся домов, которых некому и не на что было строить… Получалось, например, известие, что вот тогда-то, по такому-то тракту должна проехать высокая особа. Там мост едва держался. Чинить его сгонялись целые села. Мост воздвигался на славу. Особа проезжала и хвалила, а мост, вслед за оказанной ему честью, немедленно проваливался».

Казанский полицмейстер Поль истязал людей совершенно невинных. Этой участи подвергались не только простолюдины, но даже и мелкие чиновники.

Ревизор, приехавший в Пензу неожиданно вечером, велел себя везти на набережную. «На какую набережную?»- спросил извозчик. «Как на какую? Разве у вас их много? Ведь одна только и есть, »- ответил ревизор. «Да никакой нет!» - воскликнул извозчик. Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года и что на неё истрачено несколько десятков тысяч рублей, а её и не начинали.

10. Обобщение

С какой целью вывел Гоголь в комедии такой скверный городишко?

Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.

Но говоря о своей любви к городу мы должны замечать не только красоту и чистоту. Часто говорят и об отрицательных явлениях. А для чего? (Изображая подобное, хотят, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону).

Только замечая достоинства и недостатки своего города, мы можем сделать так, чтобы он был лучше. Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.

Говорят, что комедия Гоголя «Ревизор» бессмертна. Можно ли согласиться с подобным утверждением? Разве не встречаем мы в современной России явления, подобные тем, которые описал Гоголь? Разве не участвуете вы в экологических десантах, очищая родной город от мусора? Разве исчезли все люди, халатно относящиеся к своим обязанностям? А сами вы всегда выполняете полученные задания?

11. Заключительное слово.

Но на город уже спустились сумерки. Куда пойти в провинции в такую пору?

Последуем примеру Хлестакова, согласившегося на предложение верного Осипа уехать отсюда поскорее, попрощаемся с городком и его обитателями, возьмем курьерскую тройку, выправим подорожную …

Эй, вы, залетные! – крикнет ямщик и в одну минуту оставит позади и мостовую, и шлагбаум, и скверный городишко, столь похожий на любой уездный город N.

12. Домашнее задание

Охарактеризовать Городничего по плану:

1) Внешний вид («Замечания для господ актеров»)

3) История городничего (факты биографии)

4) Отношение к службе

5) Встреча с «ревизором»

7) Речевая характеристика

«Ревизор» Гоголя — это целый мир, развившийся из одной идеи, все части которого составляют одно органическое целое. Этот уездный мир городничего, жены его и дочери, Добчинских и Бобчинских, Земляники,Тяпкиных-Ляпкиных взволновался одним событием, чрезвычайно важным для плутов и мошенников — приездом ревизора. Этот приезд было то страшное событие, которого они боялись, которое беспрестанно рисовало им их настроенное страхом воображение; до того времени они спокойно жили в своем городе, брали взятки и хоронили концы в воду.

Жизнь их была однообразна и безызвестна; городничий Сквозник — Дмухановский брал взятки с купцов; Тяпкин-Ляпкин ловил рыбу в мутной воде своего суда; Добчинский и Бобчинский бегали из одного дома в другой, переносили вести, сплетничали и угощали себя за свои труды на счет слушавших их болтовню. Жена городничего и дочь его кокетничали с уездными франтами с усиками и без усов. Земляника жил за счет богоугодных заведений. У них жизнь разделилась на две половины: в одной перед ними явилось обилие благ земных и плутовство, а в другой-господствовал страх наказания. Этот-то страх наказания явился, наконец, в лице ревизора.

Все засуетились, и во главе их Сквозник — Дмухановский, как начало и конец этой уродливой жизни. Он преимущественно боится суда, а с ним вместе боится и его паства, действующая по началам, усвоенным городничим. Но они лица второстепенные, дополняющие только те ужасы и бедствия, которые могут постигнуть преступного городничего; они увеличивали его ответственность, потому что мошенничали под его крылом.

Итак, приезд ревизора всколыхал весь этот маленький мир. Бобчинский и Добчинский приносят весть о ревизоре … Гороцничии в отчаянии, потому что велел высечь невинную унтерофицерскую жену, потому что на улицах грязь, потому что у него нет новой шпаги, а купцы не догадались подарить ему новую, хотя и видели, что старая шпага никуда не годится, потому что квартальный не по чину берет, потому что другой квартальный уехал разбирать случившуюся драку и воротился пьян. Добчинского, которому хочется рассказать еще что-нибудь о ревизоре, подмывают другие желания, он просит городничего позволить ему посмотреть в щелочку на ревизора, когда к нему войдет городничий. В это же время устарелая уездная кокетка торопится расспросить мужа о том, с усами ли ревизор и с какими усами; ей это очень интересно: она думала еще кокетничать с молодым человеком из Петербурга, потому что тогда она будет гордо обходиться с уездными франтами и даже презирать их; она в то же время начинает ревновать и бранить дочь. Одним словом, целый город высказал и то, что он ощутил при слове «ревизор», и то, чем он был прежде, как он жил. Каждый начинает действовать по-своему, гонимый страхом ревизорского имени, но каждый составляет только часть одной общей картины, воплотившей в себе идею автора. Каждый составляет отдельное, художественно выработанное лицо, но вместе с этим каждый есть только часть одного целого, одной идеи, воплощенной творчеством в живые образы.

Хлестаков, догадавшись, что его принимают за ревизора, начинает нести всякий вздор о себе; в его и без того глупой голове все закружилось от неожиданных обстоятельств, от внезапного перехода от голода и почти тюрьмы к сытному обеду, вину, полному почету; он сам уже не знает, что с ним делается; в голове у него двоится, он несет чушь и даже сам не может понять, что говорит … Между тем, каждое его слово наводит ужас на жителей уездного городка; личность Хлестакова все больше и больше растет в их глазах. Наконец, Хлестакова задабривают; он делается любезен с людьми, которые опасались его гнева. У людей этих снова возникает жизнь, надежды; городничий воображает себя уже в Петербурге, воображает дочь свою замужем за таким человеком. Городничий уже велит кричать о своем счастье. Его заветные мечты начинают возникать перед глазами; они были подавлены скромною жизнью уездного городка; но вот теперь выплывают из глубины его души во всем величии; городничий воображает себя генералом …
Городничий в пафосе. Все, что роилось у него в душе, все высказано от избытка счастья. Как чувство страха в начале пьесы открыло одну часть души его и показало в ней бездну сора, так чувство самодовольства подняло немало дряни из этой грубой природы. Но это еще не весь
городничий: он был низок от страха, был гнусен от счастья и гордости; теперь он узнает, что его обманули, что Хлестаков не ревизор, что все это пустяки.