Духовный наставник, поиск наставника, наставничество. Как с помощью наставника добиться успеха в работе и в личной жизни

Термин «коучинг» был впервые введен в деловой лексикон в начале 90-х годов Джоном Уитмором, на русский язык он переводится дословно как «наставлять, подготавливать, тренировать», однако имеет более широкое понимание.

Метод коучинга базируется на поведенческой обратной связи, в этом его ключевое отличие от наставничества. Задача коуча состоит не в непосредственной передаче наставляемому лицу знаний и выработке у него определенного перечня навыков, а в активизации процессов самообучения и саморазвития. Это происходит путем предоставления непрерывной обратной связи в ходе совместного анализа ситуаций или проблем.

Можно сказать, что результативность коучинга достигается за счет применения эффекта остранения, когда находящийся «внутри» определенной ситуации или проблемы человек получает возможность посмотреть на нее со стороны, глазами другого человека - коуча. В силу возможностей метода коучинг позволяет находить решения сложных задач междисциплинарного и межличностного характера, поэтому наиболее эффективен при работе с руководящим составом среднего и высшего звена.

Менторство

Оно сочетает в себе признаки как коучинга, так и преподавательской деятельности. Преподаватель обучает, а эффективную обратную связь дает коуч. В совокупности эти два процесса способствуют как профессиональному, так и личностному развитию обучаемого. Менторство может применяться для выявления и развития ключевых ценностей и убеждений человека. Таким образом, с помощью менторов можно корректировать систему внутренней мотивации и модель поведения человека. В рамках организации менторство рассматривается как наставничество для наставников. То есть, менторы - это те же наставники, но более высокого уровня, которые могут

Наставничество

Это одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и, в отличие от коучинга, адресовано специалистам линейного звена.

Обучение персонала на рабочем месте является важным звеном корпоративной системы развития персонала. Оно заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой один из наиболее эффективных сегодня методов, проверенных временем и отработанных многими поколениями. Понимать наставничество как процедуру адаптации новых сотрудников - неправильно. Наставничество предусматривает решение узкого сугубо профессионального круга задач, в то время как адаптация подразумевает включение в корпоративную систему отношений. Продолжительность адаптации и наставничества также имеют опосредованное отношение друг к другу. Можно легко представить сферы деятельности, в которых процесс формирования необходимых навыков может занять одну-две недели, но существуют и другие, учиться в которых можно длительное время или даже постоянно.

В идеальном виде наставничество должно быть непрерывным, обеспечивая постоянное развитие сотрудников.

Однако здесь есть два ограничения.

Первое: знания и навыки наставника небезграничны, рано или поздно обучаемый может «перерасти» своего наставника. В этом случае процесс наставничества теряет практический смысл. Для обеспечения непрерывности процесса, если того требует специфика сферы деятельности (например, сфера высоких технологий), необходимо, чтобы наставник всегда был на шаг впереди подопечного либо за счет внешнего обучения, либо за счет саморазвития в ходе интенсивного обмена информацией с подопечным.

Здесь кроется второе ограничение: наставничество в этом случае уже не просто процесс развития практических навыков, а составляющая системы знаний, которая требует принципиально иного подхода к управлению, так называемое «knowledge management». Наставник встраивается в информационный поток между менеджером и работником, обеспечивая эффективный вертикальный и горизонтальный обмен информацией и управление передаваемыми знаниями, навыками, технологиями.

В глобальном понимании наставничество логично воспринимать в качестве одного из ключевых элементов концепции самообучающейся организации.

Будучи гибким, практическим и экономически эффективным методом, наставничество может одинаково успешно «работать» в компаниях любого масштаба, любой отрасли и находящихся на любой стадии организационного развития. Его применение особенно эффективно показано в следующих случаях:

  • при высокой текучести кадров, когда необходима оперативная подготовка большого количества новых сотрудников;
  • в сферах деятельности с высокой степенью профессионального риска, когда для полноценного вхождения в должность и минимизации профессиональных ошибок требуется время для выработки необходимых навыков;
  • в некоторых start-up и активно развивающихся проектах, успех которых зависит от наличия у сотрудников линейного звена ряда уникальных навыков, присущих только данной сфере деятельности или даже отдельному предприятию (здесь необходимо сделать оговорку, что в организации обязательно должен быть мастер, обладающий экспертным уровнем владения навыками, который готов и может проводить наставническую работу, и на него приходится не более 2-3 человек обучаемых);
  • в сферах деятельности и на предприятиях, где технологические и технические платформы развиваются быстрее и меняются чаще, чем происходит обновление системы знаний.

Наставник по призванию

Грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества позволяет организации добиться следующих эффектов:

  • сокращение сроков выхода на плановый уровень производительности труда и достижения соответствия корпоративным стандартам;
  • повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;
  • снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса;
  • снижение риска профессионального выгорания ключевых наиболее опытных сотрудников, носителей знаний, навыков и системы корпоративных ценностей;
  • предоставление опытным сотрудникам возможностей для карьерного роста как в горизонтальном, так и вертикальном направлении;
  • повышение экономической эффективности системы подготовки персонала;
  • укрепление командного духа, повышение лояльности сотрудников компании к ее системе ценностей.

Основная сложность наставничества заключается в двойственной роли наставника. Он не относится к руководящему составу, чей официальный статус формально закреплен в иерархии организации. В то же время, его профессиональный статус и авторитет в коллективе априори выше, чем у его подопечного.

Наставник - это роль, играть которую может любой сотрудник компании, обладающий необходимыми для этого компетенциями, а также знаниями и навыками, которые нужно передать подопечному. Кто именно будет возьмет на себя роль наставника, зависит от специфики задач. Им может стать непосредственный руководитель сотрудника, коллега, сотрудник службы персонала, специально подготовленный наставник из числа сотрудников компании или внешний приглашенный специалист.

У каждого способа есть свои плюсы и минусы, поэтому к их выбору следует подходить взвешенно, четко соотнося область задач с возможностями и рисками применения того или иного способа.

Система взаимосвязей

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителями. У них должно установиться единое видение и в восприятии реальности и для поведения в требующих решения ситуациях. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение.

Разделяемое видение ситуации достигается при наличии у обеих сторон системы мотивов, побуждающих их к совместным действиям, например:

Кандидат на роль наставника должен обладать тремя основными компетенциями:

  • экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками (техническими, мануальными и т. д.);
  • отличные коммуникативные навыки - умение находить общий язык с людьми, выстраивать вертикальные и горизонтальные связи;
  • хорошие административные навыки - умение формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить корректировку.

В контексте возможного применения концепции самообучающейся организации и более объемного понимания роли наставника можно добавить еще две компетенции:

  • самообучаемость, позволяющая наставнику черпать из наставнической работы новые знания, навыки и опыт; наставляемого не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст, каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для организации в целом и для наставника в частности, их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать;
  • умение работать с информацией; вся информация, которая аккумулируется у наставника в ходе его работы, должна им анализироваться и правильно интерпретироваться.

Идеальный кандидат

Для составления подробного профиля должности наставника, описывающего идеального кандидата на эту роль, требуется разработка системы формализованных критериев, которые впоследствии служат метрикой для отбора кандидатов. В отличие от упомянутых выше компетенций, они могут быть индивидуальны для каждой организации.

При создании системы наставничества следует помнить, что это системный вид деятельности, который подчиняется тем же принципам, что и любой бизнес-процесс. Наиболее эффективно он работает только в том случае, если существует обратная связь между проектным заданием на входе и результатом на выходе. Иными словами, для достижения максимальной отдачи все этапы процесса должны образовывать замкнутый контур, соответствующий циклу качества Деминга.

Выполнение данного условия необходимо, если речь идет о саморазвивающейся организации, так как именно анализ результатов и действия по корректировке системы позволяют ей развиваться по спирали, а не двигаться по замкнутому кольцу.

Несмотря на видимую простоту, система наставничества является многофакторным процессом. Он может оказаться недостаточно эффективным и не принести ожидаемых результатов, если при подготовке и реализации были допущены ошибки.

Несоответствие метода. Наставничество как метод обучения не подходит для данной организации или для данного сотрудника, например, в сфере творческих видов деятельности.

Некорректные цели и задачи наставничества . Наставничество, как и любой процесс, должно иметь конкретные, достижимые и измеримые цели и задачи, в противном случае оно будет нести деструктивную функцию и способствовать быстрому развитию синдрома эмоционального «выгорания» у всех участников.

Организационно-методические ошибки

Естественно можно выделить методические ошибки, которые могут встречаться при разработке системы наставничества:

  • неправильно сформированный пул наставников (ошибочная система критериев отбора наставников, требований к компетенциям, ошибки самой процедуры отбора);
  • отсутствие у наставников необходимой подготовки;
  • неправильное внедрение системы наставничества (неправильное позиционирование системы, непонимание сотрудниками ее задач, отсутствие позитивного восприятия и разделяемого видения, сопротивление изменениям);
  • неправильное позиционирование наставника (между наставником и обучаемым не должно быть отношений в формате «начальник - подчиненный», только отношения на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате);
  • неправильная мотивация наставников (не существует единого мнения относительно того, как и в какой форме мотивировать наставников, и стоит ли это делать вообще; очевидно, данный вопрос необходимо тщательно прорабатывать на этапе подготовки с учетом корпоративных принципов мотивации).

Ошибки процесса наставничества могут быть следствием неправильной подготовки и мотивации наставников, отсутствия четкого плана, регламента и стандартов, а также:

  • отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;
  • «преподавание» теории, не подкрепленной практическими навыками;
  • «делай, как я» (наставник заставляет просто копировать свои действия без объяснения причин, почему то или иное действие нужно делать так, а не иначе; в этом случае любая нештатная ситуация, выходящая за рамки шаблона, может привести к сбою основного процесса);
  • профессиональное выгорание наставника;
  • отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда на поприще наставника, формальное выполнение обязанностей;
  • избыточное переключение на наставническую деятельность в ущерб основным производственным обязанностям.

Ошибки завершающего этапа

  • некорректность или отсутствие критериев анализа результатов проводимой работы;
  • нерегулярность или полное отсутствие контроля;
  • отсутствует возможность корректировать значимые параметры проекта.

Типичные ошибки

Наиболее типичными и распространенными ошибками считаются следующие:

  • недооценка степени дискомфортности условий, в которых приходится работать подопечному наставника. Избежать этой ошибки можно путем создания доверительной обстановки и внимательного отношения к обучаемому;
  • навязывание обучаемому своего мнения. Избежать ошибки можно, задавая вопросы по поводу оценки результатов того или иного действия, не высказывая прежде собственных оценочных суждений. То есть, анализ ситуации необходимо начинать с обратной связи, а не с высказывания собственного мнения;
  • перегрузка подопечного замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов. Избежать ошибки можно, если выделить ключевые вопросы и акцентировать внимание на них, не перегружая подопечного обилием разнородной информации;
  • недостаточное внимание к постановке задач и последующему контролю их исполнения. Избежать ошибки можно, соблюдая два правила. Задачи подопечному должны формулироваться по S.M.A.R.T, то есть должны быть (S) конкретные, (M) измеримые, (A) достижимые, (R) релевантные или соответствующие деятельности, (T) с четкими временными рамками. Контроль должен носить системный характер, а не проводиться в форме случайных проверок. По его итогам необходимо разбирать ситуацию с подопечным и, при необходимости, корректировать изначальные задачи в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Я выиграл - ты выиграл

Прежде, чем внедрять в компании систему наставничества, нужно взвесить все «за» и «против», тщательно оценить, насколько она нужна организации, сможет ли быть эффективной и способна ли организация ее внедрить и поддерживать. Большинство трудностей описанных выше, можно избежать, если формирование в организации системы наставничества активно поддерживается руководством компании, в нее вовлечены и занимают проактивную позицию служба персонала и линейный менеджмент.

И, пожалуй, одним из основных факторов успеха является парадигма, основанная на философии «я выиграл - ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого - это успех наставника и, в конечном итоге, успех всей команды в целом.

Bсю нашу жизнь в целом можно представить в виде школы, где мы проходим обучение от рождения до смерти. А раз мы чему-то учимся, то на каждом этапе обучения у нас непременно должен быть наставник. Зачем он нам? Какую роль играет наставник в нашем развитии? При поиске ответа на эти вопросы, можно столкнуться с множеством заблуждений. Очевидно, что функция наставника - наставлять и учить нас. Он дает ценные советы, которые помогают нам становиться мудрее, проверяет нашу готовность переходить к следующему этапу и пр. Очень многое в этом вопросе зависит от того, что именно мы подразумеваем под «советами» и подобными «проверками», как относимся к этим «урокам» и «экзаменам». Отсюда и появляются заблуждения на тему того, какой наставник подойдет нам лучше всего.

Наставник-волшебник.
После прочтения определенного количества литературы о духовном развитии и эзотерике, некоторым людям процесс развития представляется неким романтическим приключением, и они мечтают встретить всесильного наставника, который «перепрограммирует» судьбу, покажет волшебные приемы и сделает в итоге из этих людей таких же (или более могущественных) «магов» и «чародеев». Такие ученики ищут не столько наставника, сколько чего-то выдающегося и необычного, ощущения силы и соприкосновения с некими секретами, с «высшей» кастой людей с суперспособностями. Конечно же, это говорит голос нашего эгоизма, это иллюзии эго. Мы хотим идти на поводу чувства собственной важности, и это никак не соотносится с искренним желанием чему-то научиться. Почему мы вообще считаем, что в нашей жизни непременно должен появиться мудрый седобородый наставник? Действительно ли нам это решать?

Отсюда появляется закономерный вопрос, каким именно понятиям и качествам должен научить нас наш наставник? Быть может, в этом списке есть такие понятия, как уединенность, безнадега, взросление, недостатки, бесполезность, привязанность, состояния сознания, ум, милосердие и др. Такой список заставляет задуматься. Почему-то мы забыли в него включить известность, удачу, благополучие и удовольствия. Кто может похвастаться тем, что сам выбрал, какие понятия ему хотелось бы изучать, а о каких можно забыть? И вообще, мы ли сами определяем этот набор или кто-то извне, или что-то внутри нас? Ведь у нас не получится самим диктовать своему наставнику, чему он будет нас учить. Иначе, какой прок в его обучении? Наш разум, находясь в изменчивых условиях, постоянно видоизменяется, колеблется, сомневается. Как выработать ориентиры в условиях подобной изменчивости? Можно ли довериться неустойчивости человеческого разума в решении таких вопросов? Нашему разуму, на самом деле, приходиться смиряться с результатами выбора подсознания и надеяться на наставника, который обучит тому, что необходимо, и поможет преодолеть текущие актуальные препятствия. И здесь мы даже не будем говорить о ситуациях, когда современные наставники просто-напросто используют своих доверчивых последователей в своих личных интересах. Это отдельный вопрос, и мы о нем еще поговорим.

Наставник-родитель.
Какие именно знания хотели бы мы получить от наставника? Лучше самой жизни учителя в любом случае не найти. Однако нам нужен кто-то из плоти и крови, чтобы его уроки излагались доступным, человеческим языком. Однако жизнь - наставник куда более опытный и искусный, нежели учитель в человеческом облике. Может быть, так происходит потому, что в самой жизни содержится гораздо больше того, что мы способны постичь. Ее уроки осознать бывает совсем нелегко. В таком случае сама жизнь воплощается в лице какого-либо человека, чтобы он стал нашим наставником и говорил с нами на одном языке. Когда такое возможно?
Говорят, что когда готов ученик - появляется и учитель. Выходит, наставник сам определяет своего подопечного, поскольку обладает большим опытом, либо он видит прямое указание некой силы, что именно этот человек станет его учеником. Хотя сейчас ситуация с наставниками больше напоминает рынок. В настоящее время можно выбирать из огромного множества различных направлений и школ, найти среди них наиболее подходящего духовного наставника и работать с ним. Тут лишь от нашего выбора зависит, что мы будем принимать на веру, что станет для нас неприемлемым, что мы будем изучать и пр. Выходит, что мы знаем лучше наших наставников, в какой именно области нам необходимы наставления? Да и вообще, можно ли к выбору Гуру относиться как к выбору продуктов на рынке? В большинстве своем, наставник, предлагающий последователям своей школы некое обучение, просто предлагает товар в рамках рыночных отношений. Поскольку спрос растет, таких предложений становится немало. А встретить уникального учителя, такого как Дон Хуан, доводится, к сожалению, лишь одному из миллиона, и, по всей видимости, обольщаться на этот счет смысла нет.
Чего мы ждем от наставника? Зачастую, нам необходимо просто восполнить свою несостоятельность, неспособность решительно действовать в той или иной ситуации. Мы ищем кого-то, кто сыграет роль родителя при малом ребенке. В этой ситуации мы полагаем, что наш наставник должен быть умудренным опытом, компетентным заступником, на которого можно переложить ответственность за нашу жизнь. Когда человек ищет такого учителя, он просто хочет снять с себя бремя ответственности, избавиться от необходимости выбора и размышлений, сделать жизнь легче за счет другого человека. А в отсутствии наставника приходиться работать над своей жизнью самостоятельно, переживать неизбежные муки взросления без какой-либо опоры или поддержки. Становиться взрослым - это вообще означает полагаться в основном на себя. А умение быть самостоятельным - пожалуй, одно из самых важных в нашей жизни, особенно на пути развития и личностного роста. И иногда при наличии наставника научиться этому труднее, чем учась на собственных ошибках, самостоятельно.
Получается, наставник в виде самой жизни присутствует у каждого. Жизнь говорит с нами через людей, которых мы встречаем, обстоятельства, в которые попадаем, события, что с нами случаются и многое, многое другое. Порой, ее уроки болезненны, но они самые запоминающиеся; эти наставления вы уже не забудете до конца своих дней. Нам не всегда по нраву такой наставник, потому, что жизнь учит совсем не тому, что хотело бы усвоить наше эго. Это не эффектные волшебные «трюки», развлекающие нас, а именно то, что нам необходимо. Эти уроки, порой, бывают скучны, продолжительны и банальны; постигая жизненные наставления, мы не блистаем восторженными «звездами», а упорно проживаем серые будни, становясь, однако, сильнее, крепче и увереннее в себе.

Наставник - виновник проблем.
Это плачевно, но часто наш разум ищет пути для того, чтобы удовлетворить наше самолюбие или потешить гордыню, при этом выбирая самый легкий путь, с которого впоследствии не так-то легко свернуть. Хочется обладать сверхъестественными способностями, стать чище, лучше, добрее, быть ближе к Богу, а в итоге - лишь череда унылых дней. И в такие моменты тяжело принять тот факт, что банальность «серых» будней, которую нам приходится время от времени переживать - это и есть один из самых важных уроков, который необходимо усвоить в жизни. Если бы этот урок преподал нам наставник, мы, с высоты нашего недоумения, тут же обвинили бы его во всех смертных грехах. «В чем смысл твоего урока? Мне хочется искрометного волшебства! Я хочу стать гениальным магом, просветленным и благородным, подняться над серой массой людской толпы!» Мы совершенно не склонны учиться урокам жизни у наставника. Наставник же в виде самой жизни не обладает личностью, которую мы можем в чем-то обвинить; на жизнь можно жаловаться, но внимать ее наставлениям приходится, если мы хотим развиваться и двигаться дальше.
Жизнь-наставник сталкивает нас с проблемами и тут же наводит на способы их решения. Самые сложные трудности стимулируют нас больше других: «Все, что нас не убивает, делает сильнее». Именно «невыполнимые» задачи заставляют нас развиваться и брать все более высокие планки, так мы открываем в себе доселе неизвестные способности, посредством которых достигаем все более высоких целей. Опыт переживания тупиковой ситуации ценен сам по себе - благодаря этому мы становимся взрослее; аналогичная ситуация в следующий раз уже не вызовет у нас затруднений с ее решением. Это элементарное правило: мы учимся и приобретаем опыт. Проблема лишь в том, что мы подчас не способны увидеть ценных наставлений жизни за препятствиями и проблемами. Если бы этот урок преподал нам «живой» наставник, то мы смогли бы обвинить его в непосильной сложности заданий в нашей и без того нелегкой жизни. И в этой ситуации куда проще было бы распрощаться навсегда с таким учителем и жить беззаботной жизнью дальше, не «париться» о его нудных наставлениях и трудных задачах. А бестелесный наставник по имени Жизнь никуда не денется. От этого учителя, к сожалению, (или к счастью) не избавиться. В жизни один из самых лучших наших наставников - это мы сами, наше тело и интуиция. Помимо этого мы окружены массой источников развития, каждый из которых способен преподать нам немало уроков: родители, наша родина, место работы, наши родственники и друзья, окружающие люди и случайные прохожие, все наши эмоции и чувства, все, что мы видим и слышим.
Наша личность - это восприятие в чистом виде, сосуд существования жизни. Жизнь является нашим естественным наставником, она, по сути, учит часть себя самой. Развитие - лишь один из аспектов существования нашего «Я». И этот аспект не выделяется особым образом среди других. Наша судьба, как людей, жить и непрерывно учиться. А понять, что есть жизнь, возможно и есть самый главный результат, которого мы можем достичь в своем обучении.

Дмитрий Смирный.

Эти шесть шагов лежат в основе любого грамотно построенного процесса обучения. В любом возрасте. В любом обучении. Она подходит для родителей, которые хотят научить своего ребенка чему-то, и чтоб ему это нравилось. Ее же я кладу в основу тренинга, где сотрудники-эксперты с большим опытом работы учатся становиться наставниками.

Схема построена на психологии обучения, и пропуск любого шага приводит если не к отсутствию результата, то к некоторому «дефекту»: отсутствию мотивации , отрицательному отношению к действию, повторяющимся ошибкам и т.д. Продолжительность этапа определить просто: как только случилось то, что должно было случиться на нем, - только тогда переходим к следующему. То есть, на этапе мотивации нельзя сказать: «Значит так, все уже поняли, как это круто, переходим на следующий этап!» Нет. Так не работает. Обучаемый и правда должен эту мотивацию почувствовать и проявить. И тогда уже смело переходим на следующий этап.

Так вот эти 6 шагов.

Первый этап - мотивация

В психологии этот этап называют «создание мотивационной основы действия». Задача простая и сложная одновременно: сделать так, чтобы тот, кого мы собираемся учить, этого ЗАХОТЕЛ. И все!

Приведу два примера.

Когда я своего младшего сына мотивировала начать тренироваться по плаванию (это было как раз тогда, когда его выгоняли из школы за неуспеваемость), он сначала воспринял эту идею «в штыки». Это нормально для неуспешного мальчика в 13 лет. Но я показала ему видео старта Босфор. Несколько раз. И я рассказывала, как же круто полететь туда! Настоящее приключение! Мы вместе смотрели, где расположен Босфор на большой карте. Потом мы в течение пары недель вспоминали, как его хвалила тренер, когда ему было 8 лет. И как у него здорово получалось. Нашли какую-то старую медальку за 3-ий юношеский разряд. Потом узнали, что есть очень крутой бассейн с морской водой. И он будет туда ходить сам, без меня, что важно для 13-ти летнего мальчика. Еще и по взрослому абонементу. Купили энциклопедию про самые интересные заплывы в мире. Вспоминали, как он любил море в детстве и даже на вопрос, как его зовут, все время отвечал: Женя-капитан…

Поверьте, у взрослых все так же. Мой тренер приехал в Цюрих через пару дней после прохождения им гонки Swissman, чтобы откатать со мной трассу моего первого полного Ironman. А так как я ехала ооочень медленно тогда, он пять часов кряду рассказывал мне про гонку. Про Альпы. Про свои впечатления. Про то, что обязательно поедет туда еще раз. Про то, что это недалеко от моей любимой Лозанны. И про то, какой это вызов! А потом выслал ссылку на фильм, который я засмотрела «до дыр». Просто уже не могла оторваться.

Это требует времени и усилий, личной энергии и понимания мотивации другого. И этот этап чаще других пропускают. И потом… «они не хотят учится». А что вы сделали, чтобы захотели?

Этап второй - показать в целом и в деталях

В психологии это называется «создание ориентировочной основы действия».

Представьте, что вы едете по навигатору, а он показывает только вперед метров на триста. Предположим, там перестала работать функция «показать весь маршрут». То есть, у вас в голове нет общей картинки, вы видите только то, что перед носом. И даже не видите, сколько вообще ехать. Езжай просто, куда показывают, и не думай! Для человека такая ситуация неприятна. Для обучения – недопустима.

Тот, кого мы учим, должен увидеть все действие целиком. Весь процесс целиком, всю картинку целиком. Представить и четко знать критерии оценки каждого этапа и всего действия целиком. И сроки, реальные для овладения ими. Можно рассказать: сначала это, потом это, а через три месяца – вот это. Но лучше – показать. Когда тренер пишет мне новую программу, то он обязательно ее показывает. Обращая внимание на все мелочи. Начиная с того, из какой позиции берем штангу, и заканчивая углом сгиба каждого сустава в каждом движении.

Надо, чтобы у человека возникла общая детализированная картинка действия целиком и его отдельных компонентов последовательно. Даже в изучении языка или чтения: какие будут этапы, буквы, слоги, слова, предложения, стишок, сказка. И все с реальными сроками!

Третий этап - совместное действие

Это очень важно. Когда родители жалуются, что ребенок не любит читать, я всегда спрашиваю, что и сколько читаете вместе. Часто это тоже пропускается. Совместное действие оставляет ответственность на обучающем - ученику нужна поддержка. И коммуникация всегда очень ценна сама по себе. Сколько надо вместе, столько и делайте вместе (не подменяя, конечно, обучение коммуникацией).

Играть вместе. Читать вместе. Вместе чинить машину. И мыть посуду. И пироги печь. И убираться вместе. И это очень-очень важно для ребенка, когда мама встает с ним на ролики. Или переплывает Босфор. И не просто в процессе, а объясняет ребенку каждый шаг. И начинать надо не с Босфора, а именно с этого первого совместного шага. Простого. Который получится и доставит радость обоим.

У меня был большой период в триатлоне, пока навыки не автоматизировались и техника не устоялась, когда совместные тренировки с тренером занимали от 80%, постепенно уменьшаясь до однозначной цифры.

Четвертый этап - он делает под вашим наблюдением

Это - первая самостоятельная попытка что-то сделать. И ваша поддержка в виде присутствия, в виде похвалы, в виде коррекции по ходу действия. Вы все время рядом. Но уже не действием, а словами, поддержкой, адекватной обратной связью помогаете ему сделать первый самостоятельный шаг. Комментируя. И прося комментировать его. И радуясь малейшему успеху. И подсказывая, как лучше, как правильнее. Вы работаете его зеркалом. Говорящим и советующим зеркалом. Приготовьтесь! Иногда этот этап бывает длинным. Пока шажок рядом с вами не делается правильно - и не просто сделан правильно один раз, а повторен три раза без ошибки! - то никакой надежды, что потом сам поймет и разберется со временем. Наберитесь терпения!

Пятый этап - первый самостоятельный результат

Стоп! Еще не результат в полной мере. Просто вы уже не видите, как он этот шаг делает. Но он уже может его, этот промежуточный шаг, сделать сам. И принести вам какой-то результат. Очень-очень промежуточный. Вот почему в триатлоне так важны короткие первые старты, с которыми человек точно справится неплохо. Важно, планируя это первое самостоятельно задание, быть уверенным в успехе.

Как мамы делают? Найдут в лесу гриб. Потом отыщут ребенка. И посылают его: пойди, дескать, вон туда и внимательно под всеми ёлочками сам поищи. Нет ли там чего?!?)

У взрослых все не так романтично. Но если вы – наставник, то задание такое надо давать не потому, что оно критически важно, и без него рухнет весь многомесячный проект. Нет. Это должно быть задание, где человек будет скорее всего успешен, а возможный неуспех не будет иметь мирового масштаба. Потом следующее задание по следующему шагу…

Шестой этап - контроль по результату

Это тоже важный этап. Это еще не та ситуация, когда человек уже сам пошел существовать с навыком автономно. Нет. Вы ставите ему задачу. Даже не задачу, а цель. И у цели есть измеритель. И он уже не про то, КАК человек что-то делал. А про ЧТО – про конечный результат. И уже только если результат не соответствует эталону (который, конечно, определен заранее, еще на втором этапе), тогда уже делаем шаг назад – к отдельным этапам. Возможно, ошибка на каком-то конкретном шаге. А если непорядок и там – то еще отматываем… и так опять может дойти до мотивации. Ведь чаще всего, на любом бизнес тренинге, на любой детско-родительской консультации – одно и тоже: «Причина низких результатов - в низкой мотивации.» Так и хочется сказать: «Так с нее же надо было начинать!»

Хорошая новость в том, что начинать никогда не поздно. Никогда. И вторая хорошая новость в том, что не только тот, по отношению к кому мы сделали эти шаги, будет мотивирован и результативен. Наша собственная мотивация от того, что успешен тот, кого мы учили, ВСЕГДА выше, чем когда что-то получилось у нас самих.

  • Мария Колосова - бизнес-тренер, создатель двух успешных бизнесов;
  • многократный финишёр гонок на выносливость Ironman
  • Автор книг "Транзитная зона", "Ты можешь больше"
  • человек, всю жизнь профессионально ищущий ответ на вопрос о человеческой одарённости и ставящий себе самой цели, выходящие за границы обыденного.
Javascript is required to use Joomla Social Comments and Sharing

В прошлой статье мы разобрали с вами процесс создания программы стажировки и разобрались в ключевых ролях и фокусах сегодня же хочется уделить внимание тому, как выстраивать процесс обучения и каковы основные принципы этого обучения.

В жизни, работе нам часто приходится начинать что-то новое, чему-то обучаться. Конечная цель обучения – это знание, знание о моделях и принципах встраивания навыков в опыт, что позволяет быстро и эффективно достигать профессионального роста. Обучение – это непрерывный̆ и постоянный̆ процесс поглощения новой̆ информации и приспособления уже имеющихся знаний к этой̆ новой̆ информации.

Итак, на рисунке вы видите систему координат с осями осознанность — компетентность.

Это четыре состояния, в которых мы можем находиться по отношению к любому знанию или умению. Разберёмся подробнее.

  1. Бессознательная некомпетентность. Человек некомпетентен, и он не в курсе, что это так. Не знает, что вообще существует такая область знаний. Например, стажёр, когда идёт к нам на стажировку, ещё даже не знает, что его там ждёт. Возможно, и вы ещё 10 минут назад ничего не знали о существовании круга обучения. И соответственно, не умели им пользоваться.
  2. Сознательная некомпетентность. Я знаю, что не умею водить самолёт. Я осознаю, что не в достаточной степени натренирован в осознанности управления самолётом. Это осознание границ своих сегодняшних возможностей. Иногда это повод для их расширения. Иногда — подсказка, что это дело лучше поручить профессионалу.
  3. Сознательная компетентность. Умение уже есть, но для хороших результатов всё ещё требуется всё сознательное внимание. Фактически, любое новое для нас дело требует предельной собранности. Я сознательно изучаю разные техники управления персоналом, чтобы быть лучшим экспертом в этой области. Я хочу профессионально расти!
  4. Бессознательная компетентность. То, что вы можете делать, не задумываясь. Идти, бежать, есть, читать, разговаривать на родном языке… Писать стихи, ездить на лыжах или сноуборде, водить машину или кататься на велосипеде. Всё то, что мы делаем настолько хорошо, что подчас и не помним, что когда-то этому учились. А ведь было время, когда у нас и взгляд-то сфокусировать не получалось. В первые дни жизни. А сейчас ничего — справляемся. Встроенные когда-то навыки позволяют делать всё не задумываясь и грамотно, то есть, не концентрируя все своё внимание на процессе.

Как известно, на формирование устойчивого навыка требуется 21 день. В процессе освоения нового навыка мы всегда проходим от первого состояния до четвёртого. Этот процесс не рушим.

Однако, понимания самого процесса обучения для выстраивания эффективного взаимодействия новичок-Мастер недостаточно. Так вот для того, чтобы помочь новичку в процессе и в переходе с этапа на этап, согласно кругу обучения, есть чудесная техника. Называется она 5 шагов Наставничества. Эта техника позволяет выработать новый навык/умение у новичка.

  • 1-ый шаг. «Я расскажу, ты послушай». Тут необходимо замотивировать стажёра на освоение навыка. Расскажите, что вы будете сейчас делать и для чего можно использовать то, чему вы будете его учить, как это может ему пригодиться.
  • 2-ой шаг. «Я покажу, ты посмотри». Необходимо продемонстрировать стажёру то, чему вы хотите его научить. Делая это, постарайтесь дать возможность увидеть выполнение процесса в целом. Ошибкой здесь бывает, когда начинают демонстрировать процесс с середины работы. Когда люди видят верное и полное выполнение задания, они смогут попытаться его повторить.
  • 3-ий шаг. «Сделаем вместе». Здесь нужно подробно рассказать о своих действиях и почему нужно делать именно так. Шаг за шагом, не скупитесь на подробные объяснения. Постарайтесь сделать свой обучающий рассказ не только подробным, но и занимательным. Вдохновляйте обучая!
  • 4-ый шаг. «Сделай сам, я подскажу». Обучаемый выполняет задание. Наставник помогает и корректирует. Здесь важно не критиковать, а поощрять, т.е. грамотно давать обратную связь. Это побуждает обучаемого стремиться выполнять свою работу лучше. Работать надо до тех пор, пока у обучаемого не появится уверенность в себе.
  • 5-ый шаг. «Сделай сам, расскажи, что сделал». Попросите стажёра научить вас делать то, чему вы его учили. Контроль и закрепление навыка.

Вот так просто, 5 простых шагов, помогающих вам научить любому навыку любого желающего человека J И помните, когда мы чему-то учимся, мы всегда делаем ошибки. И если то, чему мы учимся, стоит того, чтобы этому научиться, то не бойтесь вначале делать это плохо! Мы учимся только на своих ошибках.

Сегодня мы с вами разобрались, в том, как выстраивать процесс обучения и каковы основные принципы этого обучения. Я же в свою очередь желаю вам удачи в освоении новых навыков. И я по-прежнему буду рад вашим отзывам сюда (е-маил).

В своей следующей статье я поделюсь с вами опытом о том, как давать корректирующую обратную связь стажёрам, чтобы она ещё и вдохновляла. До новых встреч!

При составлении пар стоит учитывать так называемый «эффект дедушки »: явление, когда при увеличении разрыва в возрасте между наставником и учеником эффективность наставничества возрастает. Т.е. лучше поставить в пару «бэби-бумера» (человека предпенсионного возраста) и вчерашнего студента, чем заменить любого из них на сотрудника среднего возраста. Причины следующие:

  1. Между сотрудниками с такой большой разницей не будет конкуренции.
  2. Совсем «зеленому» сотруднику будут подробно объясняться все детали (наставник не будет делать предположений, что ученику уже что-то известно).
  3. Молодые неопытные ученики старательно записывают все за наставником, а это значит, что:
  • эти записи можно потом использовать для обучения других людей, если правильно их оформить и поместить в базу знаний;
  • если наставник потом проверит за учеником записи в базе знаний, это станет возможностью для второго круга обучения;
  • такие ученики учатся качественнее, т.к. их участие в процессе более активное;
  • они рассматривают эти записи как свой «актив» и потому более склонны повторно возвращаться, перечитывать и использовать эти знания.

И главное условие: окончательное решение об участии в программе всегда принимают сами кандидаты. Участие должно быть добровольным.

В следующей заметке мы поговорим о том, чему нужно обучить участников программы перед тем, как они приступят к совместной работе.

UPD 14.11.2016: Зачем наставнику учиться?

Недостаточно просто свести наставников и учеников. Для того чтобы программа была эффективной, нужно обучить их ряду навыков. Например, Дэвид ДеЛонг в своей заметке делает акцент на том, что наставников необходимо обучить тому, как правильно организовывать встречи со своими учениками:

Эта простая подготовка поможет сэкономить время при встрече с учеником и не перегрузить его лишней информацией (которой в голове у наставника очень много).
Также не лишним будет познакомить наставников с навыками активного слушания, и .

Однако и учеников тоже нужно готовить – в частности, обучать навыкам самооценки и планирования своего обучения (выявлять пробелы в своих знаниях, создавать заранее список вопросов и проблем, с которыми они обратятся к своему наставнику), интервьюирования и «извлечения знаний» (как задавать открытые вопросы, проводить анализ коренных причин и т.п.). Если в вашу программу вовлечены особо опытные пожилые сотрудники, которые вот-вот уйдут на пенсию, возможно, ученикам стоит фиксировать полученные ценные знания в виде заметок в корпоративной базе знаний. Тогда их нужно обучить, как правильно составлять и размещать такие заметки, чтобы они могли быть основой обучения других сотрудников компании.

Если на этапе планирования вы выбрали тип программы «удаленное наставничество», возможно, понадобится дополнительное обучение участников работе с тем программным обеспечением, которое вы планируете использовать для коммуникаций.

Участникам будет удобно, если вы подготовите для них руководство с ответами на основные вопросы и чек-листами для самооценки. Внимательно отслеживайте ход программы и, при необходимости, проводите дополнительное обучение, если видите, что участникам не хватает каких-то навыков для более эффективного взаимодействия. О мониторинге программы подробнее мы поговорим в следующий раз.

UPD 16.11.2016: Мониторинг и оценка программы наставничества

И в заключение хочу познакомить вас с одним успешным кейсом по созданию программы наставничества от Дэвида ДеЛонг (по ссылке – файл pdf).

В кейсе рассмотрена ситуация, сложившаяся в лаборатории химических исследований Boulder R&D Center. Лаборатория теряла критически важные знания с уходом старших сотрудников на пенсию. Ситуация стала угрожающей, когда из-за потери ряда компетенций встал вопрос о возможном срыве ряда важных контрактов.

С помощью консультантов была разработана программа, включавшая 4 этапа:

  1. Обучение навыкам наставничества.
  2. Реализация ряда проектов, в ходе которых можно применить вновь приобретенные навыки.
  3. Ревизия стратегических целей лаборатории, чтобы выявить риски разрывов в специфических знаниях и потенциальных потерь навыков и расставить приоритеты по передаче знаний.
  4. Распространение результатов пилотного проекта среди остальных отделов лаборатории.

Около 60 сотрудников лаборатории прошли обучение, в ходе которого:

  1. Определили свои роли и ответственность в качестве наставников, учеников и руководителей.
  2. Прояснили лучшие способы коммуникации в течение рабочего дня.
  3. Разбили выполняемую работу на небольшие управляемые участки и определили, чему учить.
  4. Составили измеримый план по передаче навыков.
  5. Определили личные стили обучения учеников для организации более эффективного учебного процесса.
  6. Определили вопросы, задавая которые можно убедиться, что знания усвоены учениками.

Важные моменты, которые отметила руководитель лаборатории:

  • Обязательно необходимо расставлять приоритеты по передаче знаний с учетом стратегических задач организации.
  • Для компании, в которую вливается много молодых сотрудников, важно разработать протокол обучения, который позволит им максимально быстро включиться в работу.
  • Реализация пилотного проекта привела к тому, что в компании постепенно начала меняться организационная культура. Теперь старшие сотрудники были более настроены на обучение младших коллег. Они пользовались любым удобным случаем, чтобы что-то объяснить и показать – вне формальных программ наставничества, в рамках своей повседневной работы. В свою очередь, молодые сотрудники овладели навыком «поиска экспертов»: они стали без труда находить старших коллег, к которым можно обратиться с тем или иным вопросом.

Дополнительным результатом реализации проекта стало снижение текучести кадров – молодые сотрудники стали реже увольняться из лаборатории, т.к. видели для себя перспективы развития.


NB. Важная тонкость этого кейса: определение критических областей знаний с учетом стратегических целей компании была сделана не до реализации пилотных проектов, а после . Это связано с тем, что было трудно сразу выявить, чему конкретно надо доучивать молодых сотрудников. В ходе реализации одного из проектов, например, выяснилось, что ряд молодых сотрудников в колледже получил слабую подготовку по статистике, и этот разрыв надо закрывать. Классический подход управления знаниями подразумевает, что оценку знаниевых активов нужно делать в первую очередь, а уже на ее основе составлять программы наставничества. Но в жизни не все так просто, как в книгах, и на практике правильно не так, как правильно, а так, как работает. Вывод – не бойтесь отходить от канонов и экспериментировать:-)