Бог коляда. Смысл коляды в славянской мифологии

– Бог Молодого Солнца, Бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года. Есть несколько версий происхождения имени Бога Коляды:

  • Этимологический словарь славянских языков определяет происхождение слова «Коляда» от названия обряда, связанного с началом года;
  • Происхождение от слова «колед», что значит «вокруг идущий», либо от слова «коледа», т.е. «круговые яства» (версия Дмитрия Щепкина);
  • Пётр Бессонов считает, что имя Коляда произошло от слова «колода» и связано с традицией сжигания пня во время празднования Коляды;
  • По версии Николая Костомарова, «Коляда» происходит от «Коло», что означает круг.

Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость, воплощение Вышнего Бога, Бога, направляющего людей по дороге Прави. С его приходом связывают не только свет солнца, которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния, но и свет мудрости, знаний.

Согласно славянской мифологии Бог Коляда рожден Майей-Златогоркой , первой супругой Даждьбога . Майя-Златогорка ушла в Навь, не выполнив своего предназначения, не родив ребенка, который станет новым воплощением Вышнего Бога. Тогда Род-Творец попросил Макошь изменить судьбу Златогорки, Вий дал разрешение на время вернуть её душу в мир Яви, а Велес принес Даждьбогу кольцо, способное повернуть время вспять. Так вместе Боги всё уладили, чтобы мог появиться на свет Коляда, Бог Молодого Солнца.

Майю-Златогорку Боги спрятали в пинежских пещерах, чтобы силы Хаоса не помешали ей родить Бога Молодого Солнца. Помогала Златогорке Жива , Богиня Лета. В свой срок родила Златогорка двух детей: Коляду, Бога Зимнего Солнца и Авсеня , Бога Осеннего Солнца. Так и повелось с тех пор, что всюду следуют они друг за другом.

Когда пришла пора Майе-Златогорке вновь уходить в Навь, её детей Коляду и Авсеня передали Хорсу , Богу Солнечного Диска. Так и вырастил Хорс вместе со своей женой Зарей-Заряницей двух юных солнечных Богов.

Легенды и мифы о славянском Боге Коляде

Славянский Бог Коляда недаром рожден в самую длинную ночь. Славянские мифы рассказывают, что Боги решили повернуть время вспять, чтобы смог родиться Коляда, потому что боялись, что люди свернут с пути Прави. Даже Темные Боги помогли рождению Коляды, потому что задача мира Нави - отделять Явь и Правь от Хаоса, стремящегося захватить мир.

Особо почитают Коляду волхвы. По легенде Молодой Бог Коляда собрал 60 волхвов из разных народов и передал им знания о том, как следовать пути Прави. Коляда же научил людей исчислению времени, благодаря чему они смогли чуть дальше заглянуть в будущее, перестали жить одним днем и начали задумываться о результатах своих поступков в далеком будущем.

Оберег – символ Бога Коляды

Самый известный символ Коляды – Колядник . Этот же знак изображен на славянских Резах Рода, обозначая Бога Коляду. Колядник – свастический знак с восьмью лучами, вращающимися посолонь, а хвостики лучей в это время загибаются противосолонь. Символ Колядник носят, чтобы уберечься от неудач и бедствий, привлечь достаток, добиться успехов в работе.

Другой символ Бога Коляды – Черное Солнце. Этот оберег обозначает солнце мира Нави, потому что мать Коляды вернулась из мира Нави и сам Бог Зимнего Солнца проводит там часть года. Такой символ встарь носили только волхвы, сейчас его может носить любой взрослый человек, но только хорошо осознавая силу знака Черное Солнце.

Атрибуты Бога Коляды

Явление природы – Зимнее Солнцестояние

Геральдика, предметы – бадняк (сухое дерево или пень, сжигаемое на праздник Коляды), изображение солнца.

Треба (подношение) – козули (особое обрядовое печенье, которое выпекают к празднику Коляды), зерно, каша.

Коляда – Бог-Покровитель

Как Бог-Покровитель, Коляда выбирает людей, схожих с ним характером. Часто это Ведающие, те, кто стремится к знаниям. Те, кому близок Коляда, люди спокойные, выдержанные. Они следуют строгим принципам, стремятся не отступать с пути Прави. Часто такие люди строги к окружающим не менее, чем к самому себе. В то же время, они редко ярко выказывают свое недовольство поведением других людей. У таких людей хорошее чувство времени: они умеют равномерно распределить работу, построить планы так, чтобы успеть всё задуманное.

В характере тех, кому близок Коляда, есть такие качества :

  • Принципиальность;
  • Выдержка;
  • Практичность;
  • Любовь к одиночеству;
  • Постоянство в привычках;
  • Верность;
  • Стремление помочь другим людям.

Коляда в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Бога Коляды символ Колядник, о котором мы писали выше.

Номер Резы – 34.

Реза Коляды приходит в гадании, когда для Спрашивающего наступает период активных действий. Именно сейчас можно многое сделать, чтобы улучшить жизнь, укрепить свое положение. Когда отвечает Реза Бога Коляды, нельзя медлить и сомневаться, нужно действовать.

Со славянским Богом Колядой связаны обряды, которые традиционно проводят на праздник Зимнего Солнцеворота. В это время проводят один из четырех готовых солнечных обрядов защиты дома, семьи, всего нажитого человеком.

Подробнее о значении Резы Бога Коляды в гадании в статье «Реза Рода Коляда».

Праздники, где чествуют Коляду, Бога Славян

Зимнее Солнцестояние – время рождения Коляды, Бога Молодого Солнца. Зимнее Солнцестояние – плавающая дата, приходится на 20-22 декабря . Всегда можно узнать точную астрономическую дату и время праздника.

Традиционно в ночь Солнцестояния праздновали Коляду только волхвы. Миряне празднуют Коляду 25 декабря , когда Зимнее Солнце уже начинает прирастать.

КОЛЯДА (КАЛЕДА) – вышний славянский Бог, он управлял великими изменениями в жизни всех Родов Расы Великой.

РОДОСЛОВНАЯ: Коляда — сын бога света — и . У Коляды есть брат-близнец — .

Говорят, что у Коляды была жена- и родился у них сын — .

В МАГИИ: В традициях Коляды — помогать людям в планировании. Этому и посвящен .

Коляда является священным Богом-Покровителем для людей служивых и ратных, для землепашцев и Жрецов. Он — Бог-Покровитель и Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Часто Коляду упоминали рядом с звали их, в знак отличия от творцов великих - да малыми творцами,.

Мы знаем, что Крышень принес людям пламя огня, научил их варить священный напиток богов — сурью да еще и спас от вымирания. А что, как творец, сделал Коляда?

Оказывается, он появился на свет 8500 лет назад с великой миссией — спасти все человечество от неминуемого духовного вырождения. Коляда начал учить людей. Это было уже третье по счету божественное откровение.
Первый закон жизни о том, что жизнь бесконечна и вездесуща, дал Род. Второй закон жизни принес Велес — люди движутся от Тьмы к Свету, вслед за Солнцем. Коляда поведал людям третий закон.

ОСНОВНОЙ ДАР КОЛЯДЫ ЛЮДЯМ. Говорят, что в давние времена бог славян Коляда подарил людям календарь, чтобы им было удобнее планировать свои сезонные работы. И числится с тех пор славянский бог Коляда покровителем планов и планирования. В традициях Каляды — помогать с планированием: получения ли богатства и прибыли, с получением ли урожая… Существует даже специальный , что Богу Коляде посвящен и на читается.

Коляда прямо таки диаметрально противоположен богу .

Символизирует он умирание старого и зарождение сильного да молодого. Знаменует собой сезонный поворот и прибытие света.

Коляда считался Богом, который несет человечеству мир, он содействует пониманию между народами и полного согласия. Потому чествовали Коляду не только в привычные ему сроки — 21-25 декабря, но и каждый раз, когда устанавливался на земле мир после войн с враждебно настроенными племенами.

КОЛЯДА — ПОКРОВИТЕЛЬ КАЗАКОВ. Бог Коляда – сильный бог, он является родоначальником многих родов славянских. Казаки его своим батькой считают. В сказе, опубликованном Ю.Миролюбовым прямо так и указывается на явную божественную родословную казаков:«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

(10)Подборка выполнена специально для сайта

Бог Коляда помогает жрецам и воинам. На многих изображениях он вооружен мечом, при этом острие его клинка направляется вниз. Это имеет глубокое значение: бог не стремится воевать, а хочет сохранить божественную мудрость и древние традиции предков. Поэтому он призывает всех следовать законам, установленным богами.

Каждый год в день зимнего Солнцестояния наши предки праздновали менари — день перемен, посвященный славянскому богу Коляде . В этот день мужчины одевались в звериные шкуры и в таком виде ходили по дворам односельчан. Они и были первыми ряжеными, еще их называли дружиной Коляды. Эти люди пели песни, в которых прославлялся их бог-покровитель, и водили хороводы вокруг больных. Древние славяне верили, что такой ритуал способствует скорейшему исцелению.

История праздника Менари имеет мифологические корни. В древние времена из Пекла (царства смерти) были освобождены люди, которые вернулись к своим очагам и были радостно встречены сородичами. Чтобы вернувшихся не забрала нечисть, от нее стали откупаться разными дарами. Так и пошла традиция каждый год отмечать день перемен, который и стал широко известен как Коляда. Люди стали наряжаться в разных чудовищ и ходить по дворам. Не желая их пускать, хозяева откупались печеньями и сладостями. «Чудища», не в силах вытерпеть чужую радость и счастье, уходили от щедрых людей.

За праздником Коляды следовала неделя для воспоминаний о предках. В это время было принято вспоминать людей, так и не пришедших из Пекла. Тогда же Перун ходил по всей Земле, уничтожая всю нечисть и очищая от нее мир.

Согласно древним знаниям, Коляда появился в 7 тысячелетии до н.э. Он должен был предотвратить духовное вырождение человечества. Для этого он собрал 60 жрецов от разных племен и начал обучать их уже почти забытым ведическим знаниям. Его божественное откровение поведало людям о существовании Великого Коло (Круга) Сварога. Он сообщил им о существовании дня и ночи и оставил календарь. Даже в его названии легко прослеживается этимологическая связь с богом — «Коляды дар». То есть главным подарком бога стал его рассказ людям о законах движения времени, прошлом, будущем и настоящем.

Символ бога Коляды — — был очень далек от современного способа исчисления времени. В его основе была 16-ричная система, год состоял из 9 месяцев, неделя - из 9 дней, а в сутках было 16 часов. При этом час в переводе на наше время составил бы полтора часа, делился на доли, мгновения и миги. Самым мелким временным отрезком был сиг. От этого корня впоследствии и появилось слово «сигануть» — то есть практически телепортироваться (существуют предания, что наши предки обладали такой способностью).

В большинстве колядок Коляда осмысляется как существо женского рода.

В современной культуре

См. также

  • Коляда - традиционный славянский праздник

Напишите отзыв о статье "Коляда (мифология)"

Примечания

Литература

  • Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М .: Советская энциклопедия , 1990. - ISBN 5-85270-068-1 .
  • // Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин . - Л. : Наука, 1978. - Т. 14 Кобзарик - Корточки . - С. 221–222 .

Отрывок, характеризующий Коляда (мифология)

– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.

Бог Коляда известен многим людям по названию одноимённого праздника. О празднике мы уже писали в статье « » и вы можете прочесть её сейчас, либо позже. Здесь же мы обратимся непосредственно к самому богу древних славян.

Коляда — бог древних славян , которого относят к одному из солнечных божеств. Коляда — это сильный и ретивый бог, который начинает «противостояние» зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он может являться образом нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется «Праздник Коляда».

Этимология слова-имени «Коляда» до конца не ясна. Многие историки и лингвисты пытались расшифровать его как можно более точно, но сейчас существует несколько версий, ни одна из которых, увы, так и не подтверждена с точностью на 100%. Так имя языческого бога и название древнеславянского праздника относят к произошедшему от слова «коло», то есть «колесо» или «колесо солнца «. Так как Коляда является богом Солнечным, то можно предположить, что это одна из самых достоверных версий.

Филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов предположил, что Коляда относится не к солнечному «колесу», а «колоде» или зажженному пню. Филолог Дмитрий Михайлович Щепкин предположил, что Коляда происходит от слова «колед», то есть вокруг идущий или «коледа», то есть круговые яства.